бесплатно рефераты
 

Факторы и пути повышения производительности труда

тыс. тон. (или 10,1%).

Рассчитаем влияние изменения объема погрузо-разгрузочных работ на

величину производительности труда.

При увеличении объема переработки грузов на 58,80% численность рабочих

1999 года – 81 человек должна была бы возрасти до 129 чел. (81 х 1,59).

Фактическая численность портовых рабочих 2000 года составила – 87

чел. Высвобожденный контингент (129 – 87) = 42 чел. При расчетной

численности в 129 чел. общая численность работников, относимая на

погрузочно-разгрузочные работы, составила бы 153 чел. (129 + 24), а

производительность труда (1978,30 : 153) – 12,9301 тыс. тон./чел.

Фактически она 17,8229 тыс. тон./чел. или на 4,8928 тыс. тон./чел. больше,

что по отношению к производительности 1999 года (11,7545 т/чел.) составляет

41,6%. В связи с тем, что численность работающих не значительно увеличилась

(7,4%), в то время как объем переработки грузов увеличился на 58,8% это

явление в свою очередь обеспечило рост производительности труда на

погрузочно-разгрузочных работах на 41,6%.

Пофакторный анализ позволяет выявить резервы роста производительности

труда. На основе анализа разрабатываются организационно-технические

мероприятия по повышению эффективности переработки грузов. Каждое из

намеченных мероприятий оценивается либо в показателях снижения

трудоемкости, либо в относительной экономии рабочей силы от внедрения

данного мероприятия.

Анализируя производительность труда желательно определить степень

выполнения плана и динамику роста этого показателя за ряд лет, рассчитать,

какие факторы и в какой степени обусловили положительное (или

отрицательное) воздействие на изменение производительности труда и т.д.

Основой для разработки системы плановых показателей по труду являются:

плановое задание, нормы и нормативы затрат труда и заработной платы.

Разработке системы плановых показателей по труду предшествует

тщательная подготовка, в ходе которой намечаются мероприятия по экономии

живого труда, лучшему использованию рабочей силы на основе совмещения

профессий, а также внедрению научно обоснованных норм и нормативов по труду

и сокращению потерь рабочего времени.

Основными исходными данными для составления текущих планов по

погрузочно-разгрузочным работам являются заявки клиентуры на год (с

распределением по кварталам). Предприятия-заказчики представляют эти заявки

до начала навигации. В них указываются отправители и получатели грузов, род

груза, пункты отправления, назначения и перевалки с одного вида транспорта

на другой, количество груза подлежащего переработки.

Планы по объему переработки грузов разрабатываются и утверждаются

самостоятельно портом с учетом заключенных договоров на переработку грузов

(см. Приложение 4). Договоры заключаются сроком на один год. С постоянной

клиентурой допускается заключение договоров сроком до 5 лет с ежегодным

уточнением объемов переработки. Годовые объемы переработки в договорах

распределяются по кварталам. Задачи планирования объемов по переработке

заключаются в том, чтобы обеспечить выполнение намеченного объема с

наименьшими затратами.

План по численности на погрузочно-разгрузочные работы составляется с

учетом числа механизмов вводимых в эксплуатацию навигационного периода и

количества мест, закрепленных за каждым механизмом согласно паспортным

данным.

При планировании объема переработки, контингента, занятого на

погрузочно-разгрузочных работах, учитывается сезонный характер работы

порта.

Фактически план в 2000 году был перевыполнен на 2% (отношение

фактического уровня к плановому: 1978,3 тыс. тонн к 1939,5 тыс. тонн).

В основе контроля за выполнением планового задания лежат нормативы.

количества мест, закрепленных за каждым механизмом согласно паспортным

данным.

При планировании объема переработки, контингента, занятого на

погрузочно-разгрузочных работах, учитывается сезонный характер работы

порта.

Фактически план в 2000 году был перевыполнен на 2% (отношение

фактического уровня к плановому: 1978,3 тыс. тонн к 1939,5 тыс. тонн).

В основе контроля за выполнением планового задания лежат нормативы.

3. Пути повышения производительности труда

3.1. Резервы роста производительности труда на погрузочно-разгрузочных

работах по добыче песка ОАО «Ульяновский речной порт»

При анализе и планировании производительности труда важнейшей задачей

является выявление и использование резервов ее роста, то есть конкретных

возможностей повышения производительности труда. Резервы роста

производительности труда - это такие возможности экономии общественного

труда, которые хотя и выявлены, но по разным причинам еще не использованы.

Речь идет о неиспользованных возможностях совершенствования технологии и

организации труда, то есть возможностях более полной реализации

производительной силы труда за счет улучшения использования всех факторов

ее роста. Резервы используются и вновь возникают под влиянием научно-

технического прогресса. Количественно резервы можно определить как разницу

между достигнутым и максимально возможным уровнем производительности труда

в конкретный период времени.

Взаимодействие факторов и резервов состоит в том, что если факторы

представляют собой движущие силы, или причины изменения ее уровня, то

использование резервов - это непосредственно процесс реализации действия

тех или иных факторов. Степень использования резервов определяет уровень

производительности труда на данном предприятии.

При анализе производительности труда на погрузочно-разгрузочных

работах прежде всего выявляются резервы роста производительности труда,

обусловленные снижением трудоемкости, то есть уменьшением затрат рабочего

времени на производство единицы продукции. Далее определяются резервы,

связанные с улучшением использования рабочего времени и структуры кадров

предприятия.

Снижение трудоемкости обеспечивается внедрением новых технологий,

модернизацией существующего оборудования, рационализацией производства и

т.д.

Резервы улучшения использования рабочего времени определяются, исходя

из возможного сокращения его потерь. В ходе выявления резервов улучшения

использования рабочего времени количественно определяют потери времени,

устанавливают их причины и разрабатывают мероприятия по их уменьшению или

полной ликвидации.

Суть резервов совершенствования структуры кадров состоит в следующем.

Показатель производительности труда исчисляемый в расчете на одного

среднесписочного работника, зависит главным образом от роста выработки

основных рабочих и изменения их удельного веса в общей численности

работающих. Следовательно (при данной численности промышленно-

производственного персонала), чем выше удельный вес основных рабочих, тем,

при прочих равных условиях, выше производительности труда на предприятии.

Количественная оценка резервов является необходимым условием их

выявления и использования. Без количественной определенности резервы

существуют как тенденция развития, а не как реальные возможности повышения

эффективности производства.

Резервы могут оцениваться в абсолютных и относительных величинах. В

каждом отдельном случае их величина определяется сопоставлением

фактического использования данного вида ресурсов с возможным. Таким

образом, основным вопросом измерения резервов является определение их

возможной величины.

Определим резервы роста производительности труда 2-гоГР, так как

именно он специализируется на добыче песка. Добыча песка является

собственным выпуском порта.

Добычу нерудных строительных материалов (песчаный грунт) порт

производит ежегодно на карьере остров Банный, расположенный между 1560-1570

км у левого берега Волги на Куйбышевском водохранилище в Черемшанском

районе Ульяновской области.

Для русловой добычи и погрузки в суда песка, а также для выгрузки его

из судов на берег, порт применяет гидромеханизированные установки и

плавкраны. Принцип работы гидромеханизированных установок основан на

перемещении навалочных грузов по трубам или желобам в составе пульпы (смесь

груза с водой).

При добыче песка со дна реки порт использует плавучий несамоходный

добывающий земляной снаряд «Портовый-26» (см. рис. 3.1.)

производительностью 1000 т/ч, оборудованный грунтовым центробежным насосом

с дизельным приводом. Насос установлен между всасывающим и напорным

участком трубопровода. При работе землесосного снаряда пульпа в насос

засасывается через сопло, (наконечник всасывающего трубопровода), проходит

через него, а затем поступает по напорному трубопроводу в трюм

загружаемого судна.

Рис.3.1. Технологическая схема земляного снаряда «Портовый - 26»

Гидромеханизированную выгрузку песка из судов бункерного типа на

берег выполняет гидроперегружатель «ГП-18» (см. рис. 3.2.) – плавучая

установка с грунтовым насосом. В трюме понтона гидроперегружателя наряду с

грунтовым насосом установлен водяной насос. К грунтовому насосу подсоединен

всасывающий трубопровод, заканчивающийся заборным сосуном, опускаемым на

разгружаемое судно. Водяные насосы по специальному трубопроводу подают в

трюм судна под напором забортную воду, которая, выходя из насадки,

размывает груз, образуя пульпу, засасываемую через заборный сосун грунтовым

насосом и перемещаемую затем по напорному трубопроводу на специальную

площадку (карту намыва).

Рис. 3.2. Технологическая схема гидроперегружателя ГП-18:

1 – всасывающий трубопровод; 2 – трубопровод размывочной трубы; 3 –

напорный трубопровод; 4 – грунтовой насос; 5 – размывочный насос; 6 –

корпус гидроперегружателя; 7 – разгружаемое судно; 8 – сосун; 9 – насадок

размывателя.

В 2000 году план по переработке песка был выполнен полностью.

С о. Банный было погружено ПЗС «Портовый-26» – 724,8 тыс. тонн песка.

Этот объем был распределен следующим образом: на строительство моста через

реку Волга – 607,2 тыс. т.; на строительство контрбанкета в районе

железнодорожной станции «Ульяновск-2» – 67,2 тыс. т.; на реконструкцию

дамбы машиностроительного завода имени Володарского – 50,4 тыс. т.

Разгрузка песка на мост производилась гидроперегружателем ГП-18, на

контрбанкет и дамбу Володарского – плавкраном «Ганц-2».

Норма времени на погрузку ПЗС «Портовый-26» и разгрузку ГП-18 1тыс.

тонны песка составляет 1,25ч., а на разгрузку 1 тыс. тонны песка плавкраном

«Ганц-2» - 5,54ч. (см. Приложение 2).

Фактическое время работы ПЗС «Портовый-26» – 984ч., ГП-18 – 796,5ч.,

ПК «Ганц-2» – 913,7ч.

Нормативное время на погрузку фактического объема песка ПЗС «Портовый-

26» – 906ч. (724,8 х 1,25), на разгрузку ГП-18 – 759ч. (607,2 х 1,25), ПК

«Ганц-2» – 651,5ч. (117,6 х 5,54). Следовательно, потери рабочего времени

составляют: ПЗС «Портовый-26» – 78 ч., ГП-18 – 37,5ч., ПК «Ганц-2» –

262,2ч.

В результате ликвидации потерь рабочего времени объем переработки

песка может увеличиться на 139,8 тыс. тонн. Расчет приведен в таблице 3.1.

Таблица 3.1.

Расчет увеличения переработки за счет ликвидации потерь рабочего времени

| |Объем |Время работы, |Отклон|Объем |Прирост |

|Плавмеханизация |переработки|час |ение, |переработки |переработк|

| |, тыс. тонн| |(+,–) |расчет., |и, тыс. |

| | | | |тыс. тонн |тонн |

| | |факт. |расчет.| | | |

|ПЗС - 26» |724,8 |984,0 |906,0 |-78,0 |787,2 |62,4 |

|ГП -18 |607,2 |796,5 |759,0 |-37,5 |637,2 |30 |

|ПК «Ганц-2» |117,6 |913,7 |651,5 |-262,6|165,0 |47,4 |

|Итого |1449,6 |2694,5|2316,5 |-378 |1589,4 |139,8 |

3.2. Оценка эффективности мероприятий по росту производительности труда

По материалам анализа разрабатываются мероприятия для дальнейшего

роста производительности труда.

В общем, объеме перегрузочных работ, выполняемых средствами порта и

пристаней, преобладающее место занимают погрузка в суда и выгрузка из судов

песка и песчано-гравийной смеси. Погрузка в суда производиться

преимущественно из русел рек и водохранилищ с применением землеснарядов, а

также плавучих установок: гидроперегружателя и крана. Гидромеханизация

перегрузки песка обеспечивает наиболее комплексную механизацию всего

перегрузочного процесса, устраняет затраты живого труда портовых рабочих,

не требует строительства капитальных вертикальных набережных. В связи с

увеличившими объемами заказов на песчаную смесь, целесообразно применение

только гидромеханизированного комплекса: ПЗС «Портовый-26» и

Гидроперегружателя ГП-18, так как, время выгрузки одой тысячи тонны песка

ПК «Ганц-2» в 4,4 раза больше, чем ГП-18, а себестоимость переработки

одной тонны песка как ПК «Ганц-2» так и ГП-18 – 6,20 руб.

В результате высвобождения плавкрана, плановый объем переработки будет

выполнен с наименьшими затратами: уменьшится число отработанных часов,

высвободится численность рабочих, это в свою очередь отразится на росте

производительности труда, сокращении фонда заработной платы и в увеличении

прибыли порта.

Расчет увеличения производительности труда представлен в таблице 3.2.

Таблица 3.2.

|Показатели |Факт |Расчет. |Отклонение|Темп |

| |2000г. |2000г. |, (+,–) |роста, % |

|1. Стоимость переработки 1 тонны | | | |

|песка, руб. |6,20 | | |

|2.Объем переработки, тыс.т. |1449,6 |1574,4 |+124,8 |108,61 |

|3.Объем переработки, тыс.руб. |8987,52 |9761,28 |+773,76 |108,61 |

|4.Средняя списочная численность | | | | |

|работающих, чел. |47 |37 |–10 |78,72 |

|5.Средняя списочная численность | | | | |

|рабочих, чел. |42 |32 |–10 |76,19 |

|6. Фонд заработной платы, тыс. руб. |41540 |33195 |–8345 |79,91 |

|7. Удельный вес (коэффициент) | | | | |

|рабочих в составе работающих |0,8936 |0,8649 |–0,0287 |96,79 |

|8. Средняя выработка одного | | | | |

|работающего, тыс. тонн |30,8426 |42,5514 |+11,7088 |137,96 |

|9. Средняя выработка одного | | | | |

|работающего, тыс. руб. |191,2238 |263,8184 |+72,5946 |137,96 |

|10. Средняя выработка одного | | | | |

|рабочего, тыс. тонн |34,5143 |49,2000 |+14,6957 |142,55 |

|11. Средняя выработка одного | | | | |

|рабочего, тыс. руб. |213,9886 |305,0400 |+91,0514 |142,55 |

Из таблицы видно, что в связи с высвобождением плавкрана объем

переработки песка увеличится на 124,8 тыс. тонн (78 : 3 х 2,4 х2);

численность рабочих уменьшилась на 10 чел.; (численность рабочих

закрепленная за ПК «Ганц-2» –10 чел. (см. Приложение 5); фонд заработной

платы сократился на 8345 тыс. руб. или на 3,21%; производительность труда

одного работающего увеличилась на 11,7088 тыс. тонн или 72,5946 тыс. руб.

(на 37,96%).

Высвобожденный ПК «Ганц-2» рекомендуется сдавать в аренду с целью

получения дополнительного дохода.

Заключение

Проанализировав производительность труда ОАО «Ульяновский речной

порт» можно сделать вывод о том, что на внутреннем водном транспорте по

вопросам повышения производительности труда можно выявить следующие пути:

комплексная механизация и автоматизация трудовых процессов;

совершенствование управления, улучшение использования рабочего времени;

изменение объемов и среднего расстояния перевозок грузов, распределение их

по направлениям движения, а также изменение структуры грузооборота по видам

перевозок и родам грузов.

В данной дипломной работе внимание уделяется повышению

производительности труда за счет устранения потерь рабочего времени и

рациональной эксплуатации плавмеханизации.

На основе проведенных расчетов по предложенным мероприятиям можно

сделать следующие выводы.

Для переработки планового, а также фактического объема песка были

задействованы производственные мощности лишь на 25%.

Высвобождение плавкрана «Ганц-2» не повлекло за собой снижения объема

переработки. За счет ужесточения контроля за выполнением норм времени

обработки погрузки и выгрузке судов можно ликвидировать потери рабочего

времени.

В результате соблюдения норм времени обработки судов и высвобождения

плавкрана «Ганц-2», возможно дополнительно, за фактически отработанное

время, увеличить объем переработки на 124,8 тыс. тонн.

В свою очередь увеличение объема переработки, высвобождение

численности в количестве 10 человек, позволяет сократить фонд заработной

платы на 8345 тыс. руб. или на 3,21%; производительность труда одного

работающего увеличить на 11,7088 тыс. тонн или 72,5946 тыс. руб. (на

37,96%).

Проведение этих мероприятий позволит порту увеличить доходы от

переработки грузов на 773,76 тыс. руб. или 8,61%, а, следовательно,

повысить рентабельность и эффективность погрузочно-разгрузочных работ.

Список используемой литературы

1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. - М.: Финансы и

статистика, 1997. – 246 с.

2. Анализ хозяйственной деятельности речного транспорта. Цветков Э.С.

Учебник. М., Транспорт, 1977. – 176 с.

1. Анализ хозяйственной деятельности: Учебник/ Л.А. Богдановская, Г.Г.

Виноградов, О.Ф. Мигун и др.; Под общ. ред. В.И. Стражева. – 2-е изд. –

Мн.: Выш. шк., 1996. – 363 с.

1. Бондарь И.К. Производительность труда: вопросы теории и практики:

Наук. думка, 1991 – 152 с.

1. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование Учебник. – М.: ИНФРА-М,

1999. – 392 с.

1. Ворст И., Ревентлау П. Экономика фирмы.- М.: Высшая школа, 1994.

1. Горемыкин В.А. и др. Планирование на предприятии: Учебник./В.А.

Горемыкин, Э.Р. Бугулов, А.Ю. Богомолов. – М.: Вилинъ, 1999.

1. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. – М.: Банки и

биржи, 1998.

1. Гурьянов С.Х., Поляков И. А., Ремизов К.С. Справочник экономиста по

труду: (Методика расчетов по экономике труда на промышленных

предприятиях). - М: 1988.

1. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник – 2-е изд.,

перераб. и доп. - М.: ИНФРА – М., 1998.

1. Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии: Учеб. Пособие. В

2 ч. Ч. 2. Тактическое планирование/Под общей ред. А.И. Ильина. – Мн.:

ООО «Новое знание», 2000. – 416 с.

2. Комплексная механизация и автоматизация перегрузочных работ на речном

транспорте. Казаков А.П., «Транспорт», 1979. – 222 с.

1. Корогодин И. Т. Качество труда: содержание, проблемы роста – Воронеж,

1990.

1. Кузьмин С.А. Рыночная экономика и труд – М.: Наука, 1993.

1. Куксов А. Планирование деятельности предприятия. //Экономист. – 1996

- № 6.

1. Любушин Н.П. и др. Анализ финансово-экономической деятельности

предприятия: Учеб. пособие для вузов. /Н.П. Любушин, В.Б. Лещева, В.Г.

Дьякова; Под ред. Н.П. Любушина. – М.: ИНИТИ, 1999.

2. Маталин В.П., Артамонычев А.Н. Погрузочно-разгрузочные работы в

речных портах: Учебник. – М.: Транспорт, 1979.

3. Организация и механизация перегрузочных работ в речных портах. Шерле

З.П., Гнояной А.А. Учебник. М., Транспорт, 1976.

1. Ремизов К.С. Основы экономики труда: М.- 1990.

1. Рофе А.И. Экономика и социология труда – М.: МИК, 1996.

1. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е

изд., перераб. и доп. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 1999. – 668 с.

1. Савруков Н.Т. и др. Экономика предприятия: Курс лекций. /Н.Т.

Савруков, А.И. Егоров, Л.П. Егорова. /СПб. гос. тех. ун-т, 1998.

1. Синк Д.С. Управление производительностью: планирование, измерение и

оценка, контроль и повышение, - М: 1989.

1. Статистика: Курс лекций/ Харченко Л.П., Долженкова В.Г., Ионин В.Г. и

др., ИНФРА - М. 1997.

1. Управление трудовыми ресурсами: Справоч. пособие / Под общ. ред. Л.А.

Костина М: 1987.

1. Шишкин А.К., Микрюков В.А., Дышкант И.Д. Учет, анализ, аудит на

предприятии: Учебн. Пособие для вузов.- М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996. – 496 с.

2. Экономика внутреннего водного транспорта: Учебник для вузов вод.

трансп./Ш.П.Бланк, А.А.Митаишвили, В.А.Легостаев. – М.: Транспорт, 1983.

– 463 с.

1. Экономика и статистика фирм: Учеб. пособие./В.В. Адамов, С.Д.

Ильенкова, Т.П. Сиротина и др. – М.: Финансы и статистика, 1996.

1. Экономика, организация и планирование промышленного производства/В.И.

Выборнов, Ф.П. Висюлин, Н.А. Лисицин и др.; Под общей ред. Н.А.

Лисицына. – Мн.: Выш. шк., 1990. – 446 с.

1. Экономика, организация, планирование, управление./ Под ред.

Г.А.Егиазаряна, А.Д.Шеремета. М: - 1985.

1. Экономика предприятия: Учебник для экономических вузов: 2-е изд.,

пераб. и доп./Под ред. А.И.Руденко. – Мн.: БГЭУ, 1995. – 475с.

1. Экономика предприятия. /Под ред. В.Л. Горфинкеля, В.А. Швандара. –

М.: Банки и биржи, 1998.

1. Экономика предприятия: Учебник, - М: Инфра - 1999.

1. Экономика предприятия: Учебник/Под ред. О.И. Волкова. М. 1999.

1. Экономика предприятия: Учебник / Семенов В.М., Баев И.А. 1998.

1. Экономика труда и социально-трудовые отношения/Под ред. Г.Г.

Мелькьяна, Р.П. Колосовой – М.: МГУ, 1996.

1. Экономика предприятия: Учебно-метод. пособие. /Л.Ф.Катаев, Н.Ф.

Бердичевская, И.А. Кашкирова, М.В. Попова. – Ульяновск, 1998.

1. Экономика: Учебник. /Под ред. А. Булатова. – 2-е изд., перераб. и

доп. – М.: Бек, 1997.

1. Экономика труда/Под ред. Г.Р. Погосяна, Л.И. Жукова – М.: Экономика,

1991. – 304 с.

2. А.Семенов: Производительность труда и перспективы экономического

роста // Экономист – 1995 – № 2. Стр. 24-34.

3. В.Фильев: Управление ростом производительности труда //Экономист –

1997 – № 3. Стр. 60-66.

1. А.Семенов, С.Кузнецов: Факторы производительности труда // Экономист

- 1998 - № 4. Стр. 46 - 55.

2. В. Кардашевский, А.Бондаренко: Повышение производительности:

европейский подход // Экономист – 2000 - № 11. Стр. 35-40.

1. Т.Куприянова Управление производительностью: путь к росту. // Человек

и труд - 1996 - № 9. Стр. 67 - 69.

1. Трофимова Л. Экономические показатели, используемые для оценки

эффективности деятельности предприятия. //Аудитор. – 1996 - № 9.

2. Нормативы времени на погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые в

речных портах и на пристанях. Утв. Мин.реч. флота РСФСР 07.12.88.- 4-е

изд., перераб. и доп.- М.: Транспорт, 1990.- 112с.

2. Судо-часовые нормы загрузки-разгрузки судов. Департамент речного

транспорта. Министерство речного транспорта РФ. Н. Новгород 1994.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.