бесплатно рефераты
 

Экономика АПК

“подчинялось” централизованному планированию;

в рамках “кредитного плана” предприятиям предоставлялись кредиты.

Сочетание быстрорастущего спроса и предоставления дешевых кредитов

привело к исключительно быстрому увеличению выпуска продукции

госпредприятиями.

Политика экономических реформ в Китае в значительной степени учитывала

региональный фактор и держала курс на региональную самообеспеченность.

Региональная политика реализуется посредством передачи под контроль

провинциальных, муниципальных и местных органов власти, выведя их из

подчинения центральным министерствам. За годы реформ децентрализация

управления усилилась, что способствовало дальнейшему упрочению

государственных властных структур на местах. Уже сейчас на долю

предприятий, управляемых администрациями, кооператорами, иностранными

инвесторами или частными лицами, приходится более половины промышленной

продукции Китая. Темпы роста производительности труда на таких предприятиях

вдвое выше, чем на государственных, и они в отличие от государственных

легко могут расширять производство, не прибегая к повышению цен.

Видимо, поэтому основной задачей экономических реформ сегодня является

самое сложное: как превратить находящиеся в государственном владении

отрасли тяжелой индустрии из “динозавров”, проедающих государственные

деньги, в коммерческий бизнес. Эти компании производят прежде всего

средства производства, а не потребления и поглощают до 35% капиталовложений

в год, превышая те 25%, которыми их ограничили еще 10 лет назад. Это будет

нелегко, так как 250 млн. городских китайцев связано в основном с

государственными предприятиями, причем получают от них не только зарплату,

но и жилье, медицинское обслуживание и пенсии.

Внешнеэкономическая деятельность.

Процесс экономического реформирования в Китае сопровождался

последовательными шагами по либерализации внешнеэкономической деятельности.

Размер фактически взимаемых импортных таможенных пошлин сократился с 17,7%

объема импорта в 1978 году до 2,5% в 1996 году. В отличие от этого в России

произошел переход от относительно либеральной внешнеторговой политики к

протекционизму. Доля импортных пошлин в общем объеме импорта возросла с

0,7% в 1992 году до 5,3% в 1997 году.

Таблица .

Внешнеэкономическая политика и ее результаты

|Показатели |Китай |Росия |

| |1978 г. |1996 г. |1992 г. |1997 г. |

|Импортные пошлины в % к импорту |17,7 |2,5 |0,7 |5,3 |

|Темпы прироста, % | | | | |

|Экспорта |2,3 |17,1 |-20,0 |0,5 |

|Импорта |2,8 |19,5 |-36,0 |3,8 |

|В % к ВВП | | | | |

|Экспорт |5,1 |17,1 |25,6 |27,7 |

|Импорт |6,3 |15,2 |36,7 |22,0 |

|Удельный вес машин и оборудования в |4,7 |21,1 |8,9 |8,1 |

|экспорте, % | | | | |

|Иностранные инвестиции, в % к ВВП |0,1 |5,1 |0,2 |0,9 |

Китай практически не использовал такой инструмент протекционистской

политики, как девальвация национальной валюты. Среднегодовые темпы снижения

валютного курса в 1979-1997 годах (8,3%) были достаточно умеренными. В

отличие от этого среднегодовые темпы снижения валютного курса в России

оказались почти в 12 раз выше.

К итогам проведения либеральной внешнеэкономической политики в Китае

следует отнести повышение годовых темпов прироста объемов внешней торговли

с 2-3% в 1978 году до 17-20% в 1996 году, а также увеличение удельных весов

экспорта и импорта в ВВП соответственно с 5 и 6% накануне реформ до 17 и

15% в 1996 году. Объем китайского экспорта за 19 лет возрос в 15,2 раза и

превысил 152 млрд. долларов, импорта – в 12,5 раза. Приток прямых

иностранных инвестиций в китайскую экономику возрос с 0,11% ВВП в 1978 году

до 5,08% в 1997 году. Активизация участия Китая в международном разделении

труда способствовала повышению темпов его экономического роста.

Усиление протекционизма в российской внешнеэкономической политике

привело к сокращению годовых темпов прироста экспорта и импорта

соответственно с 7 и 9% в 1993-1994 годах до 0,5 и 3,8% в 1997 году. В

результате экспортно-импортная квота (отношение экспорта и импорта к ВВП) в

1997 году (22-28%) оказались на уровне, весьма близком к показателям

дореформенного 1990 года (26-37%). В последние годы отмечен прирост прямых

иностранных инвестиций в экономику страны, однако их объемы даже в 1997

году остаются на порядок ниже иностранных инвестиций в экономику Китая.

Отсутствие заметного прогресса в процессе интеграции российской экономики в

мировую не оказало и существенного воздействия на повышение темпов ее

роста.

В апреле 1996 года в Китае было объявлено о новом снижении импортных

тарифов по 4994 наименованиям продукции – шаг, призванный облегчить

вступление страны в ВТО. Это позволит снизить средний уровень тарифов почти

на 13 процентных пунктов – до 23%. Однако некоторые ключевые направления,

как, например, автомобилестроение, остаются под строгим тарифным контролем.

Снижение тарифов в первую очередь касается сырья и высокотехнологичной

продукции, в которых очень нуждается китайская промышленность.

Китай продолжает активно привлекать иностранный капитал. За восьмую

пятилетку (1991-1995 годы) иностранные инвестиции в его экономику

увеличились в восемь раз, и к концу 1996 года достигли 164,2 млрд.

долларов. Одновременно постоянно увеличивается размер внешних

заимствований. Ежегодный объем иностранного капитала, получаемого Китаем в

виде кредитов и займов, вырос с 9 млрд. долларов в 1993 году до 17,5 млрд.

в 1995 году.

Подведем некоторые итоги.

В Китае не ставится задача изменения общественной системы,

реформа направлена на устранение ее недостатков. За время ее

реализации валовая продукция сельского хозяйства увеличилась более

чем вдвое, а объем промышленной продукции, выпускаемой

сельхозпредприятиями, – в 23 раза. Главная причина ее высокой

эффективности – правильный выбор концептуальной несущей платформы,

учитывающей особенности этой страны.

По поводу направления реформы, необходимость которой не вызывала

споров, существовали разные мнения. Решали посредством расчетов и

проверки вариантов. Особенно и то, что реформа, рассчитанная на

длительный срок, обеспечивающий возможность организации и проведения

предварительных производственных проверок, не форсируется: от начала

экспериментальной проверки систем или их отдельных элементов иногда

проходит от 3 до 7 лет. Но особое место занимает порядок решения

земельного вопроса. В Китае право собственности на землю отделено

от права ее использования. Земельные ресурсы остаются общим

достоянием, ассоциированным собственником которого является живущий

в настоящее время народ, который представляет государство. Это

позволило стране включить землю в рыночные отношения, но объектом

купли-продажи является здесь не право собственности, а право

пользования. Реализуется этот принцип через аренду, условия

которой обеспечивают как единоличным, так и коллективным арендаторам

полную хозяйственную свободу и право собственности на результаты

труда.

Аренда выступает в данном случае тонким инструментом

преобразования отношений присвоения без каких-либо глубинных

потрясений и разрушений основ общего экономического строя путем

постепенных, эволюционных преобразований. По Закону об управлении

землей в Китае сохранена общественная форма земельной собственности -

государственная и коллективов, которая рассматривается как

непоколебимый принцип экономической системы. Реформа в Китае, почти

вдвое повысившая жизненный уровень практически всех слоев населения,

пользуется широкой крестьянской поддержкой.

Тем не менее в стратегическом плане, учитывая, что в Китае

личный интерес земледельца является приоритетным, а индивидуальное,

частное владение землей при кооперативной форме хозяйства

высокоэффективно и более экономично, прослеживается тенденция к

перемещению права собственности на землю от государства

непосредственно к земледельцу. Во-первых, существует монополия

крестьянина на землю как объект хозяйства. Во-вторых, конечная цель

структурных изменений в землевладении – реализация принципа

концентрации земли в руках умелых, “культурных” хозяев, в том числе

через аренду, с последующим выкупом,

Наконец, в стране усиливается тенденция к формированию рынка

земли. Начальным его этапом является купля-продажа монопольного права

хозяйствования на земле, экономически обособленной подрядными, а тем

более арендными отношениями крестьянской семьи. Так что приверженцам

госмонополизма в земельных отношениях или общинного отторжения

крестьянина от собственности на землю перспективы аграрной реформы и в

Китае не сулят ничего хорошего.

Анализ реформ, проводимых в России и в Китайской Народной

Республике, резкая противоположность результатов реформирования

свидетельствуют о том, что концепция аграрных экономических

преобразований, проводимых в России, нуждается в серьезной

корректировке. Об этом говорит и проведенный 25 апреля 1993 г.

референдум, на котором большинство Российских крестьян не поддержало

осуществляемую руководством России аграрную политику.

Чем скорее будет использован китайский опыт, тем быстрее страна

выйдет из продовольственного кризиса. Причем без слепого копирования

чужих сценариев, будь то китайский или западноевропейский. России

нужна своя модель, отражающая ее действительность, многообразие

условий, учитывающая исторически сложившиеся взгляды и жизненные устои.

Анализ и обобщение практики зарубежного аграрного реформирования

дают основание для некоторых выводов. Во-первых, перед реформами

ставились отчетливые социально-экономические конечные задачи,

которые, с одной стороны, выражали требования момента и

перспективы, с другой - определяли стратегию и тактику работы

по реформированию аграрной сферы, причем с учетом предпосылок и

условий. Население знало причины реорганизаций, методы их

проведения, направления и “адрес” движения. В данном случае

использовался принцип превращения идеи в силу, когда она

овладевает массами. Во-вторых, отсутствие политического нажима в

проведении реформ, стимулирование их проведения реальными

экономическими рычагами и, главное, результатами. В-третьих,

взвешенное конструктивное участие государства, обеспечивающее в

процессе проведения реформ условия, необходимые для нормального

функционирования хозяйствующих субъектов. В- четвертых, эластичный,

эволюционный характер реформирования, отсутствие стремлений

превращения их в политические революции и смены общих экономических

систем.

Во всех странах, где проводилась аграрная реформа, ее составными

программами были: техническая подготовка земель, расширение кредита и

организация сбыта продукции, социальная поддержка сельского населения,

финансируемые государством. Земельные реформы, как правило,

сопровождались развитием кооперативных отношений. Характерно в этом

отношении сельское хозяйство Японии, где крестьяне только через

кооперативы приобретают теперь технические средства, продают продукцию,

перерабатывают ее и организуют финансово-кредитное обслуживание.

Отличает сельское хозяйство этих и других развитых стран то, что

все они исторически базируют свои экономики на частной земельной

собственности и, как правило, высоком техническом оснащении аграрного

производства. Это существенно сокращает затраты живого труда,

позволяет совмещать аграрную деятельность с другой. В Японии,

например, в среднем до 60 % доходов крестьяне получают от операций, не

связанных с сельским хозяйством. Другая особенность – государственное

регулирование наряду с рыночным, когда государство гарантирует и

обеспечивает рыночную конкуренцию, но в заданных пределах, ибо

неорганизованная свобода создает условия для возникновения монополий,

ограничения конкурентоспособности экономических субъектов, сужения

для последних возможностей развития. Существует принцип: конкуренция

и рыночное регулирование действуют “сколько можно”, а государственное

управление и вмешательство – “сколько нужно”, с учетом социально-

экономических задач политики.

Основные итоги:

В этой главе рассматривались исторические аспекты аграрных реформ в

России и за рубежом.

Был рассмотрен исторический опыт аграрных реформ в России и

преобразования в других странах. Освещены земельный вопрос и его решение,

отношение самого крестьянина к реформе, показаны роль государства в

преобразованиях, а также место и роль правительства в аграрном вопросе, в

судьбе земледельческого хозяйства. Ни одно столетие формы землевладения и

землепользования, совершенствование земельных отношений были и остаются

основным фактором политического и социального развития России. Произошли

структурные изменения в форме земельной собственности, землевладения и

землепользования, усилилась напряженность в обществе, возникла проблема

продовольственной безопасности страны, очень сильно ослаблено крупное

производство коллективного сектора. Центральным вопросом аграрной реформы

является использование с/х земли. Судьбу сельского хозяйства надо понять и

разделить каждому. Необходимо обеспечить продовольственную безопасность

страны. Такой подход поможет четко определить место и роль каждого человека

в обществе, его участие в этом большом деле для сохранения страны в

современном мире.

ГЛАВА II. МОДЕЛЬ РЕФОРМИРОВАНИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ

СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В КНР.

План

1. Аграрная реформа на условиях реализации системы семейной

ответственности;

2. Опыт реформирования сельскохозяйственных производственных отношений

на условиях внедрения акционерной собственности.

Преобразования в экономике КНР, как известно, начались с внедрения

семейного подряда. Вначале он рекомендовался как способ выживания для

наиболее бедных крестьянских дворов в отдаленных районах, напрямую

связавший доходы крестьян с результатами труда, но оказался настолько

привлекательным, что очень быстро спонтанно распространился по всей

аграрной сфере. В значительной степени именно благодаря подряду (в

комплексе с мерами по повышению закупочных цен) уже за первые пять лет на

треть увеличился сбор продовольственных культур и более чем вдвое выросли

доходы крестьян. Соответственно улучшилось обеспечение городского населения

продовольствием, а промышленности – сельскохозяйственным сырьем. И такой

успех в сельском хозяйстве КНР был достигнут без приватизации земли.

В то же время китайский опыт показал, что передача земли в семейный

подряд или аренду на непродолжительный срок (первоначально на один – три

года) не только не стимулировала вложения в нее, бережное к ней отношение,

а напротив, нередко вела к варварскому использованию земли, неоправданной

передаче пахотных земель под застройку, к незаконным операциям и т.п. Не

чувствуя себя хозяином земельного надела, крестьянин больше склонялся к

увеличению собственного потребления, а не к вложениям накопленных средств в

расширение или улучшение своего хозяйства. На предотвращение указанных

негативных последствий и стимулирование более интенсивного и эффективного

хозяйствования и были направлены меры по продлению сроков подряда или

аренды земли вначале до 10-15, затем до 30, 50 лет, а в ряде случаев и на

более продолжительный срок.

Быстрое распространение и успехи семейного подряда в китайской деревне

стали возможны потому, что за предыдущие примерно два десятилетия всеобщего

обобществления сельское население не утратило окончательно навыки

крестьянского труда, сохранило традиционную тягу к земле и не покинуло

деревни. Иначе говоря, оставалось главное условие подъема сельского

хозяйства – наличие тех, кто мог взять семейный подряд и по настоящему

работать на земле.

В этом смысле в России ситуация на селе изначально была сложнее: здесь

на громадных территориях опустели деревни, люди ушли с земли, навыки

крестьянского труда были потеряны уже не в одном поколении, по существу не

осталось (или осталось слишком мало) тех, кто бы мог и хотел хозяйствовать

по-новому. Очевидно, далее, что существенные различия в системах

землепользования, вытекающие из наличия преимущественно крупных пахотных

массивов в России и мелких земельных участков в КНР, предопределяют

неизбежные расхождения между нашими странами в масштабах возможного

использования семейного подряда, аренды или частных форм организации

крестьянского труда. Но то, что получение права на длительное (часто

пожизненное с передачей в наследство) пользование землей (без права

собственности на нее) оказалось достаточным для стимулирования

крестьянского труда – факт, подтвержденный практикой китайской реформы и

заслуживающий учета в развертывании дальнейших преобразований в сельском

хозяйстве России.

В значительной мере своими успехами реформы в КНР обязаны также

быстрому развитию индивидуальных и коллективных форм хозяйственной

деятельности в городах. Как и в случае с семейным подрядом в деревне,

практика здесь обгоняла принятие решений на официальных уровнях. И хотя это

порождало немало противозаконных действий (утаивание доходов от налогов,

хищения общественного имущества, спекуляцию и т.п.), чрезвычайное оживление

предпринимательской деятельности в стране наступило уже с первых шагов

реформы. В результате значительно улучшилось положение дел в сферах

общественного питания, быстрого обслуживания, розничной торговли,

транспортных, строительных и прочих услуг.

Мелкие государственные предприятия, занимавшиеся подобными видами

деятельности (а также изготовлением несложной промышленной продукции) и в

течение длительного времени работавшие нерентабельно, стали передавать на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.