бесплатно рефераты
 

Экономика 90 вопросов

невмешательство его в экономику. Суть идеологии либеральной экономической

политики сформулировал в свое время Адам Смит: «Для того чтобы поднять

государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени

благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении,

все остальное сделает естественный ход вещей».

С этой же точки зрения исходил традиционный либерализма 18-19 веков, его

идеология во многом основывалась на смешанной экономике с весомым

государственным участием. Либеральная экономическая политика второй

половины 20 века исходит из необходимости минимизировать государственное

участие, ориентироваться не на смешанную экономику, а на экономику,

основанную на частной собственности. Либерализм – это, прежде всего

экономическая свобода. Экономическая свобода означает свободу

предпринимательства, освобождение от любых феодальных, корпоративно-цеховых

и административно-командных ограничений. Это свобода, прежде всего от

государственного диктата. Государственный диктат может осуществляться по-

разному, и фискальная его форма (повышение налогового бремени и бюджетного

перераспределения для финансирования государственных обязательств) наиболее

безобидная. Но есть формы государственного диктата гораздо более опасные

для экономической свободы. Это различные формы государственной монополии

(на внешнюю торговлю, валютные операции, собственность и др.). Также на

лицензирование и регламентацию различных видов деятельности, искажение

основных рыночных критериев и параметров (цены, курс валюты, критерии

эффективности и др.). Важно обратить внимание на терпимость в управлении.

То есть государство должно быть нейтрально относительно бизнеса и иных форм

частной жизни, если только одна форма частной жизни не начинает подавлять

другую. В этом случае государство должно вмешиваться для обеспечения

равенства правил игры для всех. Смит в своих работах показал, что во главу

угла надо поставить индивидуальные интересы, т.е. «естественное стремление

каждого человека к улучшению своего положения». Рост общественного

богатства и приоритет общественных ценностей установится тогда сам собой

(рыночная саморегуляция экономики).

Неолиберальная концепция базируется на принципе саморегулирования рыночной

экономики, свободного от излишней регламентации государства. Неолибералы

следуют двум традиционным положениям. Во-первых, они исходят из того, что

рынок как наиболее эффективная система хозяйства создает наилучшие условия

для экономического роста; во-вторых, отстаивают приоритетное значение

свободы субъектов экономической деятельности. Государство должно обеспечить

условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где эти условия

отсутствуют. Неолиберальная экономическая концепция начала формироваться в

30-е годы одновременно с кейнсианством. В рамках неолиберального

экономического направления существовало несколько центров в Германии, США,

Англии: Фрейбурская школа, ярким представителем которой является Л. Эрхард;

Чикагская школа (или монетарная школа) - М. Фридман; Лондонская школа - Ф.

Хайек. [10, с.293]

2.Однако после депрессии 30-х годов в США и Западной Европе такие

взгляды находят все меньшее количество сторонников. В эти годы и возникает

новая концепция - кейнсианство. Теоретически обосновал необходимость

государственного регулирования рыночной экономики английский экономист Джон

Кейнс. Он считает экономику и рынок несаморегулирующимися системами.

Поэтому его теории опираются на вмешательство государства, которое

регулирует возникающие во время деловых циклов спады и подъемы, прежде

всего с помощью фискальной политики Теория Кейнса «указывает на жизненную

необходимость создания централизованного контроля в вопросах, которые ныне

в основном представлены частной инициативе... Государство должно будет

оказывать свое руководящее влияние на склонность к потреблению частично

путем соответствующей системы налогов, частично фиксированием нормы

процента и, возможно, другими способами».

Либералам взгляды Кейнса не близки, но со временем и взгляды либералов тоже

изменялись. От первоначального отрицания государственного регулирования и

вмешательства в экономику либералы, а затем и неолибералы начали переходить

к признанию допустимости, даже необходимости вмешательства государства в

социально-экономическую сферу. Но неолибералы в отличие от кейнсианцев

признают государственное регулирование не в форме госзаказов, регулирования

цен, государственного инвестирования и т.д., а в форме мягкого

регулирования экономических процессов. Они поддерживают вмешательство

правительства в экономику в целях содействия экономической стабильности,

сдерживания инфляции, уменьшения безработицы, поддержки национального курса

валюты, но они отдают предпочтение избирательному и прагматичному

вмешательству. Неолибералы пришли к выводу, что стихийные рыночные силы не

всегда в состоянии сами по себе обеспечить нормальный процесс

воспроизводства, и наступает необходимость стабилизирующего вмешательства

извне. Неолиберализм занял ведущую позицию в либерализме 80-90 гг. Это

течение требует рационализации государственного социально-экономического

регулирования

На современном этапе развития экономической теории эти два альтернативных

направления представлены в различных школах и направлениях:

1. В основу неоклассического направления положен принцип невмешательства

государства в экономику. Сторонники этого направления считают, что

рыночный механизм способен сам регулировать экономику, устанавливать

равновесие между предложением и спросом, между производством и

потреблением. Вмешательство государства может вызывать нарушение

равновесия, снижение экономической эффективности. Поэтому неоклассики

выступают за свободу частного предпринимательства, рыночных сил

(представители А. Мельтцер, Ф. Кейган, А. Лаффер и др.). Маржиналисты

“(Теория общего эк. равновесия”, неоконсерваторы) считают, что эк-ка

развивается на основе саморегулирования, отражают идеи А.Смита, что

управляющее начало – это рынок и конкуренция => гос. вмешательство в эк-

ку не нужно, вмешательство в эк-ку мешает рацион. распределению ресурсов

=> увеличивается дефицит бюджета => инфляция. Вальрас считал, что эк-ка

сама через рынок обеспечивает такие пропорции, которые создают общее эк.

равновесие. Последние представители считают, что гос-во должно охранять

ОС, концентрировать рын. информацию, регулировать сферу денежного

обращения.

2. Неокейнсианство базируется на идеях известного английского экономиста

Дж. М. Кейнса о необходимости воздействия государства на экономические

процессы в целях приспособления экономических отношений к новым условиям.

Опирается на то, что рыночная эк-ка не может саморегулироваться, без

вмешательства гос-ва, не может быть равновесной при полной занятости,

т.к. рын. эк-ка не обеспечивает эффективный спрос. Существует

психологический з-н ликвидности (люди не полностью тратить доходы, часть

сохраняют как сбережения => на потребление расходуется сумма = (доход –

сбережения), на инвестиции в пр-во идет величина = (доход – сбережения),

т.е. пр-во не полностью использует возможности, полной занятости.

Результаты: рост безработицы, сокращение выпуска продукции, эк. кризисы.

Выход из кризиса - вмешательство гос-ва в эк-ку. Гос-во может не только

увеличить производство, но и уменьшать рост пр-ва, когда это надо для

сохранения равновесия в экономике. Принимает меры: повышает на рынке

налоги, ставку процента (дорогой кредит). Неокейнсианцы выступают за

постоянное, систематическое вмешательство государства в экономику

(представители Н. Калдор, Э. Эйхнер, Дж. Дэвис и др.).

3. Представители институционально-социологического направления (Дж.

Голбрейт, Я. Тинберген) рассматривают экономику в качестве системы, в

которой отношения между хозяйствующими агентами складываются под влиянием

как экономических, так и социологических, политических и социально-

психологических факторов. Объектом их исследования являются "институты",

под которыми подразумеваются корпорации, профсоюзы, государство, а также

различного рода правовые, морально-этические и психологические явления

(например, обычаи, нормы поведения различных социальных групп, привычки,

инстинкты и т.д.).

4. В последние годы экономисты все больше приходят к выводу о необходимости

сочетания государственного регулирования и свободного стимулирования

производства. Была выдвинута концепция неоклассического синтеза (Д.Р.

Хакс, П. Самуэльсон и др.). Суть этой концепции состоит в сочетании

государственного и рыночного регулирования экономики. Сочетание

государственного производства и частного предпринимательства дает

смешанную экономику.

5. Неолиберализм - направление в экономической науке и практике управления

хозяйственной деятельностью, сторонники которого отстаивают принцип

саморегулирования, свободного от излишней регламентации. Неолибералы

следуют двум традиционным положениям. Во-первых, они исходят из того, что

рынок как наиболее эффективная система хозяйства создает наилучшие

условия для экономического роста; Во-вторых, отстаивают приоритетное

значение свободы субъектов экономической деятельности. Государство должно

обеспечить условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где эти

условия отсутствуют.

6. Монетаризм — экономическая теория (в рамках неолиберального

направления), приписывающая денежной массе, находящейся в обращении, роль

определяющего фактора в процессе формирований хозяйственной конъюнктуры и

устанавливающая причинную связь между изменениями количества денег и

величиной валового конечного продукта. Лидер этой школы профессор

Чикагского университета М. Фридмен выступил с опровержением идей Дж. М.

Кейнса и попытался доказать, что рыночному хозяйству присуща особая

устойчивость, делающая ненужным вмешательство государства в хозяйственный

процесс.

84. Макроэкономическая стабилизация в переходной экономике

Перехода к рыночной экономике она не возможен без макроэкономической

стабилизации. Под ней обычно понимается государственная политика по

поддержанию объема производства и занятости на естественном уровне.

Правительство должно по возможности нейтрализовать колебания совокупного

спроса и предложения, не допускать глубокого спада экономики или перегрева

(перепроизводства). Но все это относится к сложившейся рыночной экономике.

В странах же с переходной экономикой под макроэкономической стабилизацией

понимают, прежде всего, преодоление кредитно-денежной и налогово-бюджетной

диспропорциональности. Самое яркое проявление этой диспропорции -–высокая

инфляция (галопирующая или гиперинфляция) во всех без исключения странах с

переходной экономикой наблюдалось сильнейшее расстройство финансовой

системы, обесценивание национальной валюты и катастрофическое бегство от

нее. Инфляция может проявляться не только в открытом виде, но и в

подавленном (Россия). В последнем случае она проявляется в дефиците

товаров, очередях и ухудшении качества. Вследствие этого актуальной

является финансовая стабилизация. Что требует сбалансированного

государственного бюджета в ходе макроэкономической стабилизации.

Существуют различные сценарии макроэкономической стабилизации. Наиболее

распространенные — ортодоксальный и гетеродоксальный (неортодоксальный).

Ортодоксальный сценарий стабилизации — совокупность макроэкономических

мероприятий, включающая ликвидацию (или сведение к минимуму) дефицита

государственного бюджета, проведение жесткой кредитно-денежной политики и

фиксирование номинальной денежной массы (как в России) или обменного курса

валюты в качестве «якоря» для уровня цен. Если эти мероприятия проводят

быстро и жестко, то они называются «шоковая терапия». Т.е. проведение их

требует короткого промежутка времени для успешного проведения

макроэкономической стабилизации. В данном случае имеется в виду

теоретическая концепция, когда борьба с инфляцией продолжается 1-2 года, а

не постепенно шаг за шагом в течение многих лет. Это объясняется тем, что

растянутая борьба может сформировать устойчивые инфляционные ожидания. В

качестве номинального «якоря» — это экономический показатель, который

фиксируется на определенном уровне, может выступать денежная масса или

обменный курс валют. Эти показатели удерживают на определенном уровне цены,

не давая им сорваться в гиперинфляцию. Все страны переходной экономики

страдали от подавленной инфляции, что порождало «денежный навес». Или

избыточную массу денег. Макроэкономическая стабилизация требовала

ликвидацию этого навеса, как источника инфляции. Это можно сделать по-

разному:

- Сокращением номинального предложения денег

- Либерализацией цен

- Увеличением реального объема производства

- Снижением скорости обращения денег.

Итак, ортодоксальный сценарий устраняет денежный навес, но дальше

необходима жесткая финансовая политика. Необходимо свести до минимума

дефицит государственного бюджета. Это возможно сделать с помощью реформы

налоговой системы. Важнейший принцип реформирования ее должно быть

следующее:

- Нейтральность налоговой системы. Это означает конец произвольным

освобождениям от налогов отдельных групп производителей или

потребителей товаров

- Налоговые ставки должны стимулировать производство, а не загонять его в

подпольную экономику

- Система исчисления должна быть технически простой

- Налоги должны уплачиваться неукоснительно.

Кроме того необходима жесткая кредитно-денежная политика, т.е. политика

«дорогих денег»

Другой сценарий стабилизации характерен деиндексацией заработной платы —

мероприятие , помогающее преодолеть инфляцию. Гетеродоксальный сценарий —

это жесткая кредитно-денежная политика и налогово-бюджетная политика в

сочетании с регулированием цен и доходов. В сущности, он предполагает и

сведение к минимуму бюджетного дефицита и ограничение предложения денег, и

фиксацию обменного курса. — все что есть в ортодоксальном сценарии, но

дополняется контролем за заработной платой и ценами, т.е. используется в

качестве «якоря» зарплата. Важным условием успеха такого сценария является

социальный договор между правительством, трудом и капиталом в области

контроля над ценами и зарплатой.. необходимо доверие основных социальных

групп по отношению к правительству и проводимой экономической политике.

Ортодоксальный сценарий реализовывался в России, Казахстане, Украине.

Неортодоксальный — в Латвии, Литве, Болгарии, Румынии, Словении.

Макроэкономическая стабилизация считается достигнутой, когда достигнуты

условия для возобновления устойчивого экономического роста. Для этого

необходимо: инфляция не выше 4,5%; дефицит государственного бюджета менее

3% от ВНП; совокупный государственный долг не выше 60% от ВНП; колебания

обменного курса до 15%.

Макроэкономическая стабилизация в переходной экономике — это преодоление

кредитно-денежной и бюджетно-налоговой разбалансированности, выражающейся в

высокой инфляции, т.е. предусматривает снижение темпов инфляции до низкого

предсказуемого уровня.

74. Общественный товар и его особенности. Политический товар

Любое общество представляет собой социальное пространство, в котором

имеется распределение власти, капитала и прибыли, т.е. распределение

экономической, политической и административной власти и капитала. Кроме

экономического капитала (в традиционном понимании) существует культурный

капитал, социальный или общественный капитал, политический капитал. В

качестве социального капитала можно рассматривать официальный социальный

статус: например, статус дипломата или высокий административный пост,

которые имеют свою ценность. Общественный капитал может выражаться в таких

формах признания, как «известность», «популярность», т.е. носитель этого

капитала обладает определенными специфическими качествами, представляющими

ценность и которые могут выступать в качестве товара. В качестве

политического капитала можно рассматривать положение в иерархии властных

структур, или причастность к политическим партиям. Политический капитал —

это капитал, основанный на признании. Оно может внешне проявляться в

символах власти: королевский трон, корона, атрибуты президентской власти и

т.д. Участие в выборах, вступление в партию можно рассматривать как частные

случаи встречи спроса и предложения политического товара.

Существует даже концепция «политического делового цикла». Ее

сторонники полагают, что экономическое положение в стране существенным

образом зависит от фазы «политического делового цикла» и влияет на

популярность правящей партии. В качестве главных показателей, на которые

реагирует население, выделяются темпы инфляции и безработица: чем ниже их

уровень, тем при прочих равных условиях больше голосов будет подано на

выборах за президента и правящую партию, т.е. их политический товар имеет

спрос.

В советском обществе ценностями (т.е. товаром) считались определенные

должности в иерархии, а поскольку не все могли достичь их путем

добросовестного труда, места добивались другим путем — путем вступления в

партию, взяток и подкупов. Сложился бюрократический или административный

рынок. За счет использования субъектом своего иерархического статуса он мог

извлекать прибыль — так называемую административную ренту. Это было связано

с административным регулированием. Стремление к получению административной

ренты порождало торговлю административными правами и привилегиями, которые

выступали в качестве товара. В советской экономике существовал по сути дела

рынок такого товара, причем существовал вертикальный и горизонтальный

рынок. Так осуществлялись торги по «вертикали», т.е. торги между

вышестоящими и нижестоящими звеньями. Это было обусловлено командно-

административными способами регулирования экономики. Торги по горизонтали

осуществлялись между звеньями одного уровня. В условиях нормированного

распределения ресурсов часто складывалась ситуация таких горизонтальных

торгов или «серого рынка». Вертикальные и горизонтальные торги определялись

тем положением, которое занимали партнеры в системе иерархии.

Но если по определению общественный продукт— это конечный продукт

(это товары и услуги), которые произведены в общественном производстве для

конечного использования, для продажи потребителю. Он учитывается в основных

показателях измерения объема национального производства. Для этого

существует ряд показателей, среди которых важное место занимает показатель

валового национального продукта (ВНП). То общественный и политический товар

не учитывался и не отражался в официальных показателях.

85. Мировое хозяйство. Место России в мировом хоз.

Единого понимания среди исследователей нет. Существуют 3 основных подхода к

определению понятия мировой экономики или мирового хозяйства.

1. Мировое хозяйство - совокупность национальных хозяйств, истоки в австро-

венгерской школе 19 в. Совокупность национальных хозяйств, связанных

политическими и экономическими отношениями.

2. Мировая экономика - система международных экономических отношений.

Единая связь между национальными хозяйствами.

3. Мировая экономика - экономическая система, самовоспроизводящаяся на

уровне производительных сил, производственных отношений. Объединены

экономические силы, производственные отношения, правовые нормы.

Мировое хозяйство имеет свою специфику: составляет целостную систему;

целостность мирового хоз-ния сочетается с национальными интересами стран;

способствует развитию разных стран в едином целостном мире; мировые

отношения строятся на основе конкуренции, кооперации, сотрудничества.

Целостность мирового хоз-ва проявляется в зависимости экономик разных стран

друг от друга. Только в целостной системе возможна циркуляция продуктов в

планетарном масштабе. Целостность мирового хоз-ва хар. укреплением межгос.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.