бесплатно рефераты
 

Экономика 34 вопроса

1.Краткосрочные циклы (“Цикл запасов”) - длится 2-3 года, причины —в

финансовой сфере. 2.Среднесрочные циклы (“Цикл строительства”) - длится 10-

20 лет, причину которых видели в сроках физического износа основных

производственных фондов. 3.“Длинные волны” - длятся 40-60 лет(циклы

Кондратьев), технологический цикл, причины —связанные с новыми техническими

изобретениями.

26. Экономическая нестабильность: безработица и инфляция.

Безработица - социально-экономическое явление, при котором часть активного

населения не может приложить свою рабочую силу. Уровень Б определяется

отношением численности безработных к численности экон активного населения в

процентах. Б усиливается в период экономических кризисов. Различают три

вида Б: фрикционную, структурную, циклическую. Фрикционная Б связана с

поиском лучшей работы. Структурная —с изменением структуры производства.

Циклическая возникает во время спада производства, депрессии и т.д., когда

спрос на рабочую силу очень низок. Б имеет формы: временную, сезонную

(например, связанную с пищевой промышленностью и с/х), региональную

(например, высокая безработица в связи с отсутствием рабочих мест для

мужчин), молодежную, скрытая (официально не признанная, искусственно

создаваемая занятость — сокращенный рабочий день или неделя, вынужденный

отпуск) и т.д. Причины безработицы в России: сокращение производств в

условиях экон кризиса, структурная перестройка экономики и предприятий,

закрытие убыточных предприятий; в результате приватизация предприятия.

Инфляция - кризисное состояние денежной системы — это переполнение

избыточным кол Д, покупательная способность которых падает. Формы

проявления И: рост цен на товары и услуги, понижение курса нац денежной

единицы, увеличение цены золота в един нац валюты. Инфляция: скрытая

(ухудшение качества при тоже цене); открытая – резкий рост цен. По темпам:

ползучая (невысокие темпы), галопирующая (скачкообразный рост цен),

гиперинфляция (неуправляемый рост). Темп И за год = среднего значения цен:

на значение в предыдущем году и умноженное на 100%. Теории инфляции:

1.Кейнсианская утверждает, что И вызвана избыточным спросом, поэтому

необходимо стимулировать инвестиции в производство, но ограничивать

заработную плату. На основе этой теории возникла «кривая Филипса» — график

зависимости между ростом цен и занятостью. 2. Теория инфляции издержек),

связывающая рост цен с увеличением издержек производства. Когда растут

материальные и трудовые издержки производства, но при этом снижается

производительность труда, рост заработной платы приводит к раскручиванию

«инфляционной спирали». 3.Монетаристская теор —инфляцию - результат

избыточных денег в обращении (за счет чрезмерной эмиссии денег для покрытия

бюджетного дефицита). Оптимальная величина прироста денежной массы 4% (при

3% росте ВНП в год). Последствия И: 1. Ухудшается экон положение. 2.

Возникает соц напряженность (снижаются реальные доходы, обесценивание

сбережений).

27. Денефная система и модели денежного рынка.

Ден. системы предст. собой формы гос. организации денежного хоз-ва. Они

специфичны в каждой стране, но в основном однотипны в различ. истор. эпохи.

Ден. сис-мы вкл. в себя такие основные элементы: Наименование ден. ед. и

масштаб цен; виды гос. дензнаков, разменной монеты, порядок их выпуска в

обращение и их обеспечение; формы безналичного платежного оборота и условия

обращения частных кредитных денег (чеков); порядок обмена нац. валюты на

иностранную; госаппарат, регулирующий ден. обращение в стране. Различают

такие виды ден. систем: 1.металлические, 2.бумажно-кредитные,

основывающиеся на банк. билетах, разменных на золото, 3.бумажно-кредитные,

основывающиеся на символич. дензнаках, не разменных на золото.

1.Металлические ден. системы сначала были биметаллическими (основывались на

золотых и серебр. дензнаках), в конце 19в. осущ. переход к

монометаллическому золотому единству. 2 –ая система возникла при развитии

купли-продажи товаров в кредит, что привело к возникновению кредита

бумажных денег (вексель- их первая форма, это долговое обязательство,

обращались наравне с металл деньгами и были обеспеченны товарной массой).

Банкноты, возникшие на основе учета век-лей, - это банковские билеты

различных достоинств бессрочного действия, обменные на золото. 3 –ья

система, основанная на символических дензнаках, неразменных на

золото.возникла в 20 в. Устав МВФ не предполагает более привязки валюты к

золоту, что исключает установления соотношения валют на базе золотого

паритета. Была установлена так называемая ямайская валютная система с

плавающим валютным курсом. В связи с этим в 70 гг. возникла современная

ден. сис-ма. Основу этой сис-мы составляют кредитно-бумажные дензнаки с

символическим масштабом цен, за которыми стоит гос. долг. Такое ден.

обращение регулируется гос-ом. Обращение наличных дензнаков сокращается при

широком развитии безналичного обращения, в том числе электронных денег. В

настоящее время обмен нац. денег осуществляется по обменному или валютному

курсу. В связи с отсутствием золотого паритета обменный и валютный курсы

определяются на основе паритетов их покупательной способности. Паритеты не

постоянны, колеблются, их определяют путем сопоставления цен условной

корзины потребительских товаров, конвертируемых в валюте. Финансовый рынок

состоит из: фондового рынка (рынка ценных бумаг), кредитного рынка (рынка

ссудного капитала) и валютного рынка. В формировании обменного и валютного

курсов весьма значительна роль спроса и предложения на валютных курсах.

Котировку валют осуществляют государственные или крупные коммерческие

банки. Торговля иностранными в. ведется на валютных 6иржах (Лондонская

биржа). В 1992 основана ММВБ — Московская межбанковская валютная биржа (не

государственная организация, хотя ЦБР является учредителем и проводит

активную политику на валютном рынке, влияя на курс рубля (метод

поддержания). В настоящее время курс рубля — плавающий, устанавливается

официально Центробанком по результатам электронных торгов. Крупнейшим

рынком валюты является ММВБ (не государственная организация, хотя ЦБР

является учредителем). ЦБ проводит активную политику на валютном рынке,

влияя на курс рубля методом поддержания (покупая и продавая валюту).

29. Платежный баланс и его регулирование.

ПБ - это документ, таблица соответствия внешних доходов и расходов, в

которой зафиксированы все платежи сделанные страной за рубежом и все

поступления из-за рубежа. Общий платежный баланс включает: 1 — баланс по

текущим операциям (расчетный баланс) и 2 —баланс движения капитала

(кредитный баланс). В свою очередь баланс по текущим операциям складывается

из: 1 — торгового баланса и 2 —баланса услуг. Торговый баланс — это

соотношение между суммой цен товаров, вывезенных данной страной (экспорт) и

ввезенных (импорт).

| |1997 |

| |год |

|Баланс текущих операций |-5,0 |

|Торговый баланс |10 |

|Баланс услуг |-15 |

|Счет операций с капиталом (в том |-2,5 |

|числе инвестиции | |

|Общий баланс |-7,5 |

|Финансирование |-7,5 |

|в том числе изменение валютных |-2 |

|резервов | |

ПБ можно характеризовать, как внешне экономический или валютный бюджет

страны, исчисленный в соответствии с ее реальными доходами и расходами,

обусловленными внешнеэкон. связями. ПБ составляется за определенный период

(чаще всего годовой и полугод.) В него включаются все статьи,

характеризующие поступление и расходование денежных средств по линии

внешэкономических связей, имеющих место в течение года, а именно: экспорт и

импорт товаров и услуг; займы, предоставленные другим странам или

полученные от них; движение золотовалютных резервов; расходы туристов;

проценты и дивиденды, полученные из-за границы или переведенные в другие

страны; доходы от фрахта и т.д. Разница между тем сколько страна платит и

тем сколько она получает за этот период называется сальдо платежного

баланса по текущим операциям. ПБ состоит из трех разделов: текущие

операции, движение капиталов и движение золотовалютных резервов. Составной

частью раздела "текущие операции" является торговый баланс, определяемый в

виде разницы между стоимостью экспорта и импорта товаров и услуг.

Экспортируя товары, страна получает валютную выручку, а импортируя,

затрачивает денежные средства на закупку. Торговля услугами включает оплату

загран. перевозок, туризм, куплю и продажу патентов и лицензий,

международное страхование. По каждой из указанных позиций страна может

иметь доходы и расходы в зависимости от того, продает она или закупает

услуги. В раздел текущих операций включаются иностранные денежные переводы,

движение доходов на собственность за границей, т.е. %, прибыль, дивиденды.

Движение капиталов представляет собой отдельный разделПБ, состоящий из

переводов финансовых средств для инвестирования в предприятия, покупки

акций за границей. Еще одна важная статья пл. Б. страны - оплата % по

иностранным займам и кредитам. Кредит представляет собой движение ссудного

капитала, осуществляемое на началах срочности, возвратности и платности

Если страна берет валюту в долг от других государств, то она обязана

платить %. тогда как страна предоставляющая кредит, наоборот, получает эти

% в виде дохода. Р вынуждена уплачивать ежегодно % за валютные кредиты в

сумме 10-15 млрд. долларов, что ложится тяжелым бременем на ее платежный

баланс. П Б страны называют активным, когда сумма полученных средств от

других стран больше, чем сумма выплат, иначе —будет пассивным. В ПБ

отражены также изменение золотовалютных резервов. Итак ПБ имеет следующие

разделы: счет торгового баланса; счет баланса услуг; трансфертные платежи;

счет движения капиталов; счет золотовалютных резервов.

35. Экономическая система общ-ва.

Под экон. системой понимается реальная, национальная экономика, т.е.

экономика отдельной страны с ее внутриотраслевой структурой, фирмами,

предприятиями, семейными хоз-вами. Все произв.-хоз. ячейки, все отрасли н/х

прочно, устойчиво связаны между собой разделением труда и обменом.

Основные составные части экономической системы: производительные силы

общества; технико-экономические отношения; социально-экономические

отношения; хозяйственный механизм.

Производительные силы и технико-экон отношения образуют технологический

способ пр-ва. А технологический способ пр-ва вместе с соц.-экон.

отношениями образует социальный или общественный способ пр-ва.

Хозяйственный механизм - совокупность технико-экон., соц.-экон. отношений,

юридических отношений в области хозяйства и гражданского права и экон.

политики.

Соц-экон системы - это способ организации общественного производства.

Экономические системы обычно классифицируются как капиталистические,

социалистические и смешанные. Однако их можно классифицировать также по

методу распределения и контроля над ресурсами – рыночная экономика или

командная экономика, и по типу собственности – частная собственность или

общественная собственность. В рамках той или иной экономической системы

существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и

регионов. Современные системы: 2 рыночные экон системы—а) чистый капитализм

(в кот доминирует рыночный механизм и совершенная конкуренция), б)

современный капитализм; и 2 нерыночные системы – традиционная и командно-

административная(плановая) экономики. Чистый капитализм существовал в 18

веке, многие элементы вошли в современный капитализм:частная собственность

на экономические ресурсы; свобода предпринимательства; рыночный механизм

регулирования на уровне макроэкономики; наличие множества продавцов и

покупателей каждого продукта.Традиционная экономика - базируется на ручном

труде (слаборазвитые страны). Командно-административная система

предполагает: а) государственный тип собственность на средства

производства;б) всеобщая значительная роль государства). Рыночная

экономика: а) частная собственность на средства производства; б) роль

государства минимальная. Кроме того различают промежуточный вариант —

Смешанная экономика: а) собственность - государственная и частная; б)

государство ограниченные рамки (автопилот), регулирующая роль государства

(т.е.рыночная экономика + плановая экономика). Рыночный механизм

регулирования с государственным регулированием. В большинстве стран

смешанная экономика. В современной экономике существуют различные модели:

американская, японская, шведская. Предпринимательская модель (например, —

американская построена на системе поощрения предпринимательской

деятельности, обогащения наиболее активной части населения). Социальная

(Шведская) модель отличается сильной социальной политикой (направленной на

перераспределение нац дохода в пользу наименее обеспеченных слоев

населения). Японская модель - приоритет общенациональных интересов,

характеризуется отставанием уровня жизни населения от развития

производственных сил. Существует понятие переходной экономики, например в

Р, промежуточное состояние между плановой и рыночной экон

36. Социальная политика гос-ва.

Соц политика гос осуществляется через распределительную ф-цию. С целью

проведения соц политики гос должно вмешаться в результаты распределения

доходов населения и обеспечить их перераспределение в пользу малоимущих

слоев населения. Уровень доходов —важнейший показатель,т.к. определяет

возможности удовлетворения насущных потребностей (отдыха, образования,

поддержания здоровья,). Влияют на величину доходов: 1.Размер самой зар

платы (первичные доходы). 2.Вторичные доходы. Втор доходы образуются по

многочисленным каналам:а) гос за счет налогов формирует доходную часть

бюджета доля которого идет на соц обеспечение, б) через общественные фонды

потребления, в)страховые фонды. Расходование бюджетных средств на соц нужды

осузествляет гос. Но кроме бюджета существуют внебюджетные фонды —

общественные фонды потребления и страховые фонды, которые способствуют

осуществлению социальной политики гос: пенсионный фонд, фонд социального

страхования, фонд обязательного медицинского страхования, государственный

фонд занятости населения — это внебюджетные фонды созданные на основе

законодательства Р, акоммулирующие денежные ресурсы со строго определенным

их назначением. Средства эти расходуются исключительно на цели,

определенные законодательством и уставом фонда (для того, чтобы наем.

работник получал оплату больничных, пенсию и т.д.). Особенностью этих

фондов является и их формирование за счет отчислений юридических и

физических лиц. В России система добровольного страхования и

негосударственные пенсионные фонды только начинают развиваться.

Общественные фонды потребления и страховые фонды и их функционирование

связаны социальной политика государства — одно из направлений его

деятельности по регулированию социально-экономических условий жизни

общества. Суть социальной политики государства заключается в поддержании

отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри

них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов

общества, создании социальных гарантий в формировании экономических

стимулов для участия в общественном производстве. Часть дохода возвращается

рабочим в форме компенсации (пенсионный фонд, страховой).

Кроме того гос проводит экон политику, направленную на стабилизацию нац

экономики, т.е. на снижение инфляции и сокращение безработицы. От инфляции

страдают наиболее бедные слои населения, безработица усугубляет их

положение. Социальная политика гос должна быть направлена на соц защиту

безработных, создание раб мест, переподготовку безраб.

11. ВПК: сущность и специфика проблем конверсии.

ВПК —сектор экономики, связанный с выпуском и торговлей военной продуции.

Конверсия — это процесс сокращения выпуска воен продукции, высвобождения

ресурсов для альтернативного использования, переориентация промышленности

на гражданскую продукцию. Существуют различные теоретические подходы

изучения проблем К. Обычно исследуется соотношение между воен расходами и

экон ростом: 1.неоклассический подход —воен расходы рассматриваются как

важный фактор воздействующий на производство и имеющий динамический эффект;

2.кейнсианцы считают, что гос должно активно использовать воен расходы как

инструмент экон регулирования —увеличение воен расходов может привести к

более полному задействованию производственных мощностей, увеличению

прибылей и, следовательно, к возрастанию инвестиций и экон росту; 3. в

рамках институционального направления делается упор на такие последствия

воен расходов, как формирование влиятельных заинтересованных групп (обычно

определяются как ВПК и включают как индивидов, так и фирмы и организации,

получающие выгоды от военных расходов), ВПК с помощью давления на гос

аппарат способствует росту последних даже тогда, когда нет никакой угрозы,

оправдывающей эти расходы. Практически результатами сворачивания ВПК могут

стать: безработица, упадок компаний, связанных с произв и торговлей

вооружением, могут также пострадать местные сообщества, связанные с воен

произв и воен базами. В целом же —сокращение спроса в экономике, что влечет

падение объемов произв и рост безработицы, хотя одновременно будут

высвобождаться ресурсы для альтернативного использования. Конверсия

призвана использовать эти ресурсы для переориентации на выпуск гражданской

продукции. Но для этого нужны не только программы конверсии, но и

иинвестиции, и соответствующая экон политика гос. При этом, чем мощнее ВПК,

тем сложнее проводить структурную перестройку и конверсию. К концу 80-х г

ВПК стал источником соц-экон затрудненийСССР,тормозом экон развития из-за

непомерных затраты, расходы на оборону достигли 15% ВВП. Необходимо было

демилитаризовать экономику, реорганизовать ВПК, путем конверсии.

Реорганизация и перепрофилирование предпр ВПК не имело аналогов в мире по

масштабам и соспровождалось происходившими в Р сменой хозяйственного

механизма и привитизацией. Ошибкой стало проведение приватизации некоторых

предприятий ВПК имеющие для обороны страны первостепенное значение,

некоторые очутились в совместной собственности с зарубежными фирмами.

Предприятиям ВПК лишь на 10 процентов загружены оборонными заказами, хотя

способны выпускать высокотехнологичные машины и приборы. Но в условиях экон

кризиса конверсионные программы финансировались плохо, либерализация

внешней торговли обеспечила рынок товарами, с которыми не могли

конкурироавать отечественные. В итоге была подорвана научно-техническая и

производственная база для выпуска современной военной продукции, но и не

была создана основа для производства конкурентоспособных гражданских

товаров. Высокотехнологичные отрасли, не имея ни военной, ни гражданской

подпитки, стали быстро приходить в упадок. Объем производства в оборонной

промышленности многократно сократился и составил в 97 г. всего 9% уровня 91

г. Сегодня 80% российских оборонных предприятий являются фактическими

банкротами. Почти все предприятия ВПК находятся в тяжелом фин положении, из-

за того, что гос не оплачивает госзаказ. Снижение воен потенциала Р связано

с состоянием ее экономики —ВВП Р составляет 7,5% ВВП США, военный бюджет -

менее 10% америк. Р не может обойтись без перестройки воор сил, без

рациональных методов конверсии, оптимизации оборонных расходов. Одна из

главных целей Р состоит в обеспечении военно-экон безопасность страны. ВПК

может дать значительный эффект при сочетании конверсии и развитие

современных производств для обеспечения собственных ВС и экспорта оружия.

Акционирование и приватизация оборонных предприятий продолжается —некоторые

из них останутся в гос собственности, на других сохранится контрольный или

блокирующий государственный пакет, третьи будут полностью приватизированы.

Политика Всемирного банка и Международного валютного фонда, навязывающих

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.