бесплатно рефераты
 

Экономическая география 50 вопросов

соц. сферы и ставится цель — правовое государство.

Россия стремилась укрепить свои позиции и на востоке. Современное

геополитическое и экон.-геогр. положение России, усложнение связей через

порты Балтийского и Черного морей, ставшие портами независимых государств,

увеличивают значение портов Дальнего Востока. Возрастание роли стран

Азиатско-Тихоокеанского региона для внешнеэкономических связей России еще

более усиливает их значение. Регулярными стали встречи и переговоры с

руководством Японии, Индии, Китая, Южной Кореи, стран Персидского залива и

АСЕАН. Китай превратился в одного из основных торговых партнеров России.

Впервые за 30 лет Россия вышла на рынки АСЕАН, в основном с вооружением. В

то же время ослабли контакты с прежними партнерами — КНДР, Монголией,

Вьетнамом, Ираком. Но в целом «восточное» направление оставалось

второстепенным. С течением времени и со сменой министра иностранных дел

(вместо Козырева пришел Примаков) начали налаживаться более тесные контакты

со странами Востока, Израилем, Китаем, Японией. Но, например экон.

сотрудничеству с Ираком мешают международные санкции, договору о поставке

оборудования для атомных станций препятствовали США (по причине возможного

«двойного» использовании.

Доля в мировом экспорте России составляет 1,5%. Объем российского

экспорта в 98г составил 72млрд$, импорта - 44млрд$. 40% общего экспорта

приходится на ТЭК. Объемы экспорта нефти и газа росли в 98г (7% и 2%) Доля

продукции машиностроения составляет в 98г около 9% всего экспорта. Перед

страной стоит задача изменения структуры экспорта, в сторону снижения

сырьевой составляющей и увеличения продукции переработки и машиностроения.

В результате экон. кризиса внешнеторговый оборот в 98г сократился на 17%.

Сохранилась моносырьевая структура экспорта. В 85г - доля машин и

оборудования составляла 13,9%, доля топлива и электроэнергии - 54,1%. В 97г

экспорт нефти составил 24,5%, экспорт газа - 27%. Т.е. газ и нефть

составляет приблизительно столько же, сколько в советское время экспорт

всего ТЭК. 95% производимого в стране алюминия экспортируется из-за падения

внутренних потребностей. Часть идет через Лондонскую биржу металлов, в США,

на Украину и во многие др. страны. Экспорт России металлов и особенно стали

встречает нередко сопротивление конкурентов на мировом рынке. При этом нас

обвиняют в демпинговых ценах на металлы и грозят применить международные

санкции. Продукция машиностроительного комплекса поставляется в страны СНГ

и некоторые развивающиеся страны, (вследствие не конкурентоспособности этой

продукции). Конкурентоспособной остается продукции ВПК. Оружие и военная

техника закупают страны СНГ и Востока.

Снижение объемов с/х произ-ва в последние годы вынуждает импортировать

продовольствие из США и стран Европы. Россия — крупнейший импортер с/х

продукции. Многие годы завозилось зерно, и только с прошлого года Россия

обошлась без крупных закупок зерна. Падение произ-ва в фармацевтической

пром-ти вынуждает закупать многие виды лекарств в Индии, США, Германии и

др. странах.

В последнее время укрепляются внешнеэкономические связи со странами

Востока. Крепнут отношения с Индией, происходит погашение прежних долгов

Индии (90% экспорта идет в счет погашения долгов). Но основой нашего

экспорта является военная техника.

В России существуют совместные предприятия с западными фирмами, в

основном в пищевой пром-ти, кондитерской, табачной пром-ти, косметика

(Филипп Морис в С-Петербурге, Марс в Подмосковье, Мак Дональдс, Джонсон &

Джонсон). Но кризисная ситуация и нестабильная полит. обстановка не

способствует продвижению западных инвестиций в российскую экономику.

10. ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ХОЗ-ГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

44. МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ

Отраслевая структура нар. хоз-ва — это соотношение различных отраслей

материального произ-ва и непроиз-ной сферы. Произ-ная сфера включает

отрасли, производящие материальные блага (пром-ть) или осуществление

перемещения по территории (транспорт), строительство, торговля,

общественное питание. Непроиз-ная сфера — отрасли, обеспечивающие бытовые и

духовные потребности человека (образование, наука, жилищно-коммунальное хоз-

во). Межотраслевые комплексы — это объединения различных отраслей нар. хоз-

ва, совместно участвующих в произ-ве определенных видов продукции

(например, ТЭК, машиностроение, соц. комплекс, строительная пром-ть).

Отраслевой структуре свойственно межотраслевые пропорции и межотраслевые

произ-ные связи.

В хоз-ве РФ пром-ть и строительство занимают ведущее положение, в них

занято 43% активного населения, их валовой общественный продукт составляет

77% нац. продукта, нац. доход (от пром-ти и строительства) - 67%. Доля

занятых в с/х - 44%, валовой общественный продукт с/х — 12%, нац. доход -

15%. Транспорт и связь: доля занятых - 6%, валовой общественный продукт -

3,7%, нац. доход - 4,8%. На остальные отрасли: доля занятых - 35%, валовой

продукт - 6,7%, нац. доход - 13%.

Современный машиностроительный комплекс России состоит из нескольких

десятков отраслей, каждая из которых выпускает продукцию определенного

назначения. Число машиностроительных отраслей непрерывно растет.

Отечественному машиностроению присущ целый ряд проблем:

. проблемы, связанные с низкими темпами роста машиностроения, 4/5 продукции

имеют оборонное значение, огромные диспропорции в отдельных отраслях

(высокий уровень произ-ва больших тракторов, комбайнов, низкий уровень

произ-ва предметов для населения);

. низкое качество производимых машин, отставание от зарубежных аналогов

растет;

. сокращение объемов выпуска продукции из-за многих причин в годы реформ

(устаревшее оборудование и технологии, снижение капиталовложений в

отрасли, потеря рынков сбыта, неэффективное управление приватизированными

предприятиями и т.д.).

Специализация и кооперирование. Машины состоят из множества деталей и

агрегатов, изготовление которых производится на специализированных

предприятиях, поэтому эти предприятия устанавливают кооперационные связи. И

в разных р-нах страны строятся комплексы взаимосвязанных машиностроительных

предприятий. Комплексы состоят из групп заводов, большая часть которых —

филиалы для поставок сборочному заводу. Многие отрасли машиностроения

располагаются в р-нах с благоприятным ЭГП для организации кооперирования.

Например автомобилестроение — в европейском Центре и Поволжье.

Машиностроительные заводы располагаются вблизи крупных транспортных

магистралей, что необходимо для перевозки деталей и готовой продукции.

Ориентация на потребителя. Отрасли выпускающие машины и приборы для

населения ориентированы на потребителя и располагаются во всех р-нах

России.

Характеристика ТЭК (топливно-энергетический комплекс)

ТЭК — это межотраслевой комплекс по добыче и произ-ву топлива и энергии, их

транспортировке, распределению и использованию. ТЭК состоит:

1. топливной пром-ти, включая нефтяную, газовую, угольную, сланцевую,

торфяную и уранодобывающую отрасли;

2. энергетики, включающей электрические станции, средства транспортировки

топлива и энергии.

Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хоз-ва, производящие

разнообразные услуги. Услуги — это особый вид продукции, которая

потребляется не в виде вещи, а в форме деятельности. Инфраструктурный

комплекс включает в себя коммуникационные услуги (услуги транспорта и

связи) и сферу услуг (бытовые услуги, здравоохранение, учреждения культуры,

жилищно-коммунальные услуги, услуги банков, страховых агентств, юридических

организаций, сфера спорта и курортно-оздоровительный комплекс). Услуги

можно подразделить на материальные (торговля, жил-ком, бытовое

обслуживание, транспорт и связь и т.д.) и нематериальные (образование,

культура, здравоохранение, гос. управление, оборона, охрана правопорядка и

т.д.).

Инфраструктурный комплекс обеспечивает взаимодействие различных частей

нар. хоз-ва и отдельных территорий страны. С его помощью осуществляются и

межгосударственные связи. Входящие в нее отрасли подготавливают

квалифицированные кадры, обеспечивают полноценный отдых, сокращают потери

времени от болезней и тем самым повышают производительность труда в произ-

ной сфере. Соц. влияние комплекса еще более значительно, т.к. он формирует

духовный мир человека.

Коммуникационная система России включает транспорт и связь, основная

задача которых — перемещение в пространстве информации, энергии, людей и

веществ. Транспорт выполняет задачи: обеспечения устойчивых связей между

отдельными отраслями и р-нами страны, своевременное и полное удовлетворение

потребностей нар. хоз-ва и населения в перевозках. С помощью одного вида

транспорта эту задачу выполнить трудно, поэтому все виды транспорта

взаимодействуют, дополняя друг друга и образуя транспортную систему.

Основные виды транспорта: ж/д, морской, речной, автомобильный, воздушный и

трубопроводный — образуют транспортный комплекс. Транспортная система — это

совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными

узлами, т.е. пунктами, в которых сходится несколько видов транспорта и

осуществляется обмен грузами. В России несколько сотен транспортных узлов,

крупнейший — Москва. Роль различных видов транспорта в транспортной системе

определяется их долей в общей транспортной работе. При выборе вида

транспорта учитывают себестоимость и скорость, грузоподъемностью и влиянием

природных условий на его работу. Транспортная сеть формируется в основном

под влиянием соц.-экон. факторов, таких как размещение производительных

сил, концентрации произ-тв и их специализации их и развития, размещения

городов, направления экон. связей, размещения мест отдыха, курортов и т.д.

11. ОТРАСЛЕВОЙ СОСТАВ И ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Назначение пищевой пром-ти — произ-во продуктов питания (пищевыми

концентратами, консервами, полуфабрикатами, переработанными продуктами

растениеводства и животноводства и т.д.). Пищевая пром-ть тесно связана с

с/х, которое поставляет ей сырье. По характеру сырья различают две группы:

1. отрасли использующие необработанное сырье (крупяная, маслодельная,

сахарная, чайная, консервная, рыбная),

2. отрасли использующие сырье прошедшее обработку (чаеразвесочная,

кондитерская, хлебопекарная, макаронная).

Пищевая пром-ть встречается всюду на территории страны, но первая группа

тяготеет к р-нам произ-ва сырья, т.к. вес готовой продукции значительно

меньше исходного сырья и снижаются затраты на транспортировку. Например,

предприятия рыбной пром-ти располагаются вблизи мест лова. Но произ-во

скоропортящихся продуктов располагаются вблизи потребителя. Но при этом

необходимо рассчитывать размеры производимого с/х сырья, во избежание

простаивания произ-ва. Таким образом, терр-ное размещение зависит от

наличия сырья и размера сырьевой базы. Вторая группа предприятий тяготеет к

местам потребления. Сырье используемое ими уже прошло первоначальную

обработку и перевозить его выгодней, чем готовую продукцию. Некоторые

отрасли ориентируются как на сырьевую базу, так и на потребителя.

Мясокомбинаты имеются во всех крупных и средних городах и во многих с/х

комплексах. Такой же характер размещения у молочной и мукомольной пром-ти.

Можно на примере Мордовии проследить закономерности размещения пищевой

пром-ти. Малые мукомольные предприятия, мельницы и крупорушки как правило

располагаются рядом с заготовительными предприятиями, которые располагаются

на пересечении крупных автомобильных дорог. Зерноперерабатывающие

предприятия за исключением спиртовых заводов располагаются здесь же (для

сокращения потерь при транспортировки). Предприятия перерабатывающие

картофель располагаются рядом с местами его произ-ва, для сокращения

потерь, связанных с биологической особенностью культуры — промерзании при

-1оС, подверженности гниению, потери качества при хранении выше +5оС).

Сахарный завод в Ромоданове находится в центре территории на которой

выращивают сахарную свеклу (по той же причине, с др. стороны он расположен

на ж/д узле (что необходимо для использовании привозного

сахаротростникового сырья). Предприятия, занимающиеся переработкой овощей и

фруктов, расположены в городах Саранске, Краснослободске, Рузаевке, т.к.

специализированные с/х предприятия расположены вблизи этих городов.

Остальные хоз-ва специализирующиеся на выращивании овощей и фруктов имеют

сеть более мелких перерабатывающих предприятий на местах. Предприятия

изготавливающие полуфабрикаты, колбасы из мяса птицы располагаются вблизи

птицефабрик. Так же как множество колбасных цехов расположенных в хоз-вах

специализирующихся на разведении скота. Крупные мясокомбинаты с колбасными

цехами имеются практически во всех крупных городах. Размещение

молокоперерабатывающей пром-ти диктуется необходимостью быстрой переработки

сырья, т.к. перевозка на расстояние свыше 25 км резко ухудшает качество.

Поэтому сеть предприятий отрасли охватывает практически все

административные р-ны Мордовии. Головные заводы размещены обычно в районных

центрах. Предприятия изготавливающие цельномолочную продукцию расположены в

крупных городах. Кондитерские, макаронные и многие др. предприятия пищевой

пром-ти как правило располагаются в крупных городах.

Пищевая пром-ть недостаточно эффективна, имеет устаревшее оборудование,

недостаточное капиталовложение, сырье низкого качества и т.д. Она не

обеспечивает всей потребности в продуктах питания.

12. ЭГ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОМЫШЛЕННОГО УЗЛА

Москва — экон. и полит. ядро страны и крупнейший пром-ный узел. Здесь

сконцентрирован огромный научно-технический потенциал.

Москва — территория древне- и старорусского заселения, центр

формирования Московского, а затем Русского государства, получивший

столичные функции (Москва — столица России).

ЭГП положение, природные условия и ресурсы. На формирование оказали

воздействие прежде всего ЭГП и особенности исторического развития. Выгодное

положение узла в период становления Русского государства и относительной

безопасности от внешних врагов способствовало быстрому заселению и освоению

ее территории и повлияло на роль Москвы как «собирательницы земли русской».

В дальнейшем экон. подъему и пром-ному развитию способствовало улучшение

транспортных связей с др. частями страны, особенно после создания ж/д

(транспортное положение). Преимущества ЭГП, наличие пром-ти и

квалифицированных кадров, столичное положение определили ее роль —

организатора индустриализации страны, а в настоящее время — решающую роль в

проведении коренных экон. реформ.

Население. Москва — территория, заселения русского народа. Москва

(8,8млн. чел.), Резко преобладает городское население. Вокруг них

сформировались городские агломерации.

Хозяйство. Главные черты современного хоз-ва складывались под влиянием

ряда факторов:

1. роли как главной научно-исследовательских, конструкторских и учебных баз

страны;

2. старопромышленного характера;

3. наличия высококвалифицированных кадров;

4. выгодного экон.-геогр. положения, в том числе столичного;

5. благоприятных транспортных связей;

6. формирования собственной мощной металлургической базы на основе ресурсов

КМА;

7. в Москве и городах ЦР была создана оборонная пром-ть, защищенная мощной

противоракетной обороной.

Столица России — Москва — крупнейший пром.-транспортный узел, центр

науки и культуры, управления нашей страны. Преобладает машиностроение

(станкостроение, электротехническое, электронное, транспортное). Из др.

отраслей значительна роль текстильной пром-ти, размещенной вдоль реки

Москвы, хим., полиграфической.

Москва специализируется на наукоемком квалифицированном

машиностроении. Особое место занимают наука и научно-техническое

обслуживание, а также управление, высшее образование, культура и искусство,

а в последние годы туристско-экскурсионная деятельность.

Машиностроительный комплекс ЦР выделяется как разнообразием выпускаемой

продукции, так и тем, что основная продукция комплекса предназначена для

сей страны. Особое значение для коренной технологической перестройки самого

машиностроения приобретают станкостроение, электроника, радиоэлектроника,

приборостроение, вычислительная техника.

Кроме того Москва специализируется на произ-ве энергетического и

электротехнического оборудования. Здесь производится продукции

транспортного машиностроения. Аэрокосмический комплекс Москвы и ее

пригородов (Калининград) и предприятия оборонного комплекса в настоящее

время проходят стадию конверсии, т.е. переходят в значительной мере на

выпуск гражданской продукции.

Москва и Подмосковье стали основным в стране производителем всех видов

тканей. Главные центры — Москва, Иваново, города Московской обл. (Орехово-

Зуево, Ногинск).

ТПК использует в основном топливо и энергию др. р-нов.

Для Москвы, где много р-нов значительной концентрации пром-ных

предприятий, сосредоточения городских поселений, важно рациональное

использование территорий и природных ресурсов, выделение крупных участков

для рекреации, внедрения новых технологий с безотходными системами произ-

ств.

Для обеспечения экономики Москвы сырьем и топливом создан мощный

транспортный комплекс. Радиально-кольцевой характер имеет ж/д сеть,

отходящая от Москвы. Автомобильная сеть ЦР в значительной степени

напоминает конфигурацию ж/д. Начинается создание скоростной ж/д

Москва—Санкт-Петербург. Намечены реконструкция и развитие новых

автомагистралей и аэропортов.

Крупнейшая в стране система авиалиний расходится от Москвы.

В ЦР, где в старинных городах много памятников истории и культуры,

начинает активно формироваться новая отрасль — туристско-экскурсионная.

Близ крупнейших городов создаются санитарно-рекреационные р-ны. Во всех

городах все большее место занимает непроиз-ная сфера, а в крупнейших —

управление, наука и высшее образование.

Радиально-кольцевая структура города дополняется новыми кольцами и

радиусами. В перспективе развитие столицы предусматривает полную

реконструкцию пром-ти, научных институтов, городского хоз-ва. Это позволит

ликвидировать непроизводительный труд, ограничит экстенсивный рост города.

В Москве, находящейся на постиндустриальной стадии развития, не

предполагается создание новых пром-ных гигантов. Москва должна стать прежде

всего центром науки, культуры, образования, финансовой деятельности. В

городе резко возрастет роль предприятий сферы услуг при сокращении числа

работающих в пром-ти и строительстве. Особое внимание будет уделено

реконструкции центра города, сохранению и восстановлению ценнейших

памятников архитектуры, истории.

13. ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ (ТПК)

Пром-ть имеет сложную структуру, на ее развитие влияет форма организации

общественного произ-ва, специализация, концентрация, комбинирование.

Концентрация — процесс увеличения размеров предприятий и повышение доли

крупных предприятий в объеме произ-ва товаров. Наиболее высока концентрация

в черной металлургии, энергетике, тяжелом машиностроении.

Специализация — сосредоточение произ-ва определенного продукта или его

части или технологического процесса обособленно в отдельных отраслях или

предприятиях. Специализация бывает: предметная, подетальная,

технологическая.

Кооперирование — система длительных и устойчивых произ-ных связей между

предприятиями, совместно изготавливающих определенную продукцию.

Комбинирование — сочетание на одном предприятии разных произ-ных процессов

и произ-тв, при которых из одного вида сырья или энергии получается

несколько видов продукции.

ТПК — это взаимосвязанное научно обоснованное сочетание различных

предприятий и систем расселения на общей территории, которые могут дать

большую экономию средств и труда (повышение производительности труда,

обеспечение решения проблем экологии, улучшения условий жизни отдыха

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.