бесплатно рефераты
 

Денежно-кредитная политика, ее эффективность

бумаг Банка России и долговых обязательств Министерства финансов РФ.

Большое внимание уделяется развитию операций междилерского РЕПО, которые

рассматриваются как наиболее действенный инструмент с точки зрения

достижения оперативных целей денежно-кредитной политики.

1.2.2.Изменение учетной ставки.

Учетная дисконтная политика является старейшим методом кредитного

регулирования: она активно применяется с середины 19 века. Возникновение

этого метода было связано с превращением центрального банка в кредитора

коммерческих банков. Последние переучитывали у него свои векселя и получали

кредиты под собственные долговые обязательства. Повышая ставку по кредитам

(учетную ставку, ставку дисконта), центральный банк побуждал другие

кредитные учреждения сокращать заимствования. Это затрудняло пополнение

банковских ресурсов, вело к повышению процентных ставок и в конечном счете

к сокращению кредитных операций.

Наибольшей популярностью учетная политика пользовалось в конце 19в.

начале 20в. В 30-40-хгг текущего столетия центральные банки проводили

рекомендованую Дж.М.Кейнсом политику “дешевых денег”, т.е. низких

процентных ставок и обильного кредитования. В Англии с 1932г по 1951г.

учетная ставка сохранялась на уровне 2%, В США с 1937 по 1948г-1%. Большую

роль в поддержании низких ставок сыграло стремление обеспечить

финансирование казначейства на льготных условиях в период после Второй

мировой войны. С 50-гг. во многих странах вновь активизировалось

использование учетной политики. В настоящее время за рубежом учетная ставка

колеблется в достаточно широких пределах от 2 до 15%отражая как общие

тенденции экономического развития, так и циклические колебания конъюктуры.

Но в целом значение этого метода регулирования по сравнению с другими

существенно снизилось.

Центральные банки, как правило, проводят учетную политику посредством

установления и пересмотра официальной процентной ставки двух основных

видов: ставки редисконтирования (переучета ценных бумаг) и ставки

рефинансирования (непосредственного кредитования банковских учреждений).

Ставка рефинансирования, или уровень платы за кредитные ресурсы,

предоставляемые Центральным банком другим банкам, сейчас несколько выше,

чем ставки на рынке межбанковских кредитов (в терминологии США -

федеральных фондов).

Политику переучетных операций как метод монетарного регулирования

Центральный банк осуществляет либо путем установления ставки

редисконтирования (косвенный метод), либо при помощи изменения условий их

переучета (прямой метод) - прежде всего, посредством квотирования. Политика

рефинансирования Центральным банком коммерческих банков может включать

регулирование при помощи установления ставки по централизованным кредитам

(косвенный метод), а также прямых ограничений для отдельных банков или их

групп в отношении их величины, видов, сроков и других условий

предоставления централизованных финансовых ресурсов (прямой метод).

При проведении государственной учетной политики Центральный банк также

использует не только экономические инструменты (изменение уровня

официальных ставок), но и административные - прямой контроль над рыночными

ставками коммерческих банков, директивное распределение кредитной маржи

(разницы между средними процентными ставками по активным и пассивным

операциям), установление верхней границы процентных ставок по отдельным

видам кредитов или их фиксированного отношения к официальным ставкам.

Дисконтный (учетный) кредит предоставляется, как правило, на срок до

трех месяцев. Максимальный срок предоставления ломбардного кредита в

большинстве случаев не превышает полугода. Обычно в качестве покрытия

такого рода займов выступают государственные ценные бумаги.

К переучету, а также в качестве залога при предоставлении ломбардного

кредита могут быть приняты лишь самые надежные ценные бумаги. Сюда входят

государственные облигации и некоторые виды обязательств клиентов по

отношению к своим банкам, список которых утверждается органами Центрального

банка.

В настоящее время рефинансирование банков Банком России осуществляется

путем предоставления внутредневных кредитов, кредитов “овернайт”, а также

ломбардных кредитов. Так в 1 полугодии 1999 года в Ломбардный список Банка

России были включены государственные ценные бумаги, полученные в ходе

новации, а также были установлены новыые поправочные коэффициенты по

государственным ценным бумагам, входящим в Ломбардный список Банка Росии.

В в 1999 году Генеральные кредитные договоры на предоставление Банком

России внутредневных кредитов, кредитов овернайт, ломбардных кредитов были

заключены с 34 банками г.Москвы и Московской области, а также с 3 банками

г. Санкт-Петурбурга.

Два раза в неделю Банк России объявлял о проведение ломбардных

кредитных аукционов по американскому способу сроком до 7 календарных дней.

Однако в связи с отсутствием в январе-сентябре 1999 года потребности у

банков в получении ломбардных кредитов аукционы были признаны не

состоявшимися.

За январь-сентябрь 1999 года были предоставлены внутредневные кредиты

были предоставлены 24 банкам на сумму 21,7 млрд.руб, кредиты овернайт-25

банкам на сумму 1,5 млрд. руб.

В целях недопущения задержек в расчетах 20 банков держат в залоге у

Центрального банка Россйской Федерации ценные бумаги на сумму около 4

млрд.руб.

Среди инструментов монетарного регулирования в странах с развитой

смешанной экономикой учетная ставка является вторым по значению

инструментом после операций на открытом рынке. А в некоторых странах именно

учетная политика является основной составляющей набора денежно-кредитных

методов. Важно проанализировать, как же взаимодействуют операции на

открытом рынке и учетная политика, формируя единую стратегию и тактику

монетарного регулирования.

В случае, когда Центральный банк пытается сократить денежное

предложение путем продаж государственных облигаций на открытом рынке, при

неизменной официальной процентной ставке объемы учетных операций резко

возрастут. В эти периоды учетные операции будут действовать в

противоположном направлении, нежели операции на открытом рынке, а не

усиливать последние. Механизм учета в этом случае играет роль своеобразного

предохранительного клапана. Поэтому необходимо координировать действия на

открытом рынке с учетной политикой, что сейчас и реализуется при

осуществлении монетарного регулирования.

При продаже государственных облигаций на открытом рынке в целях

уменьшения совокупной денежной массы Центральный банк устанавливает высокую

учетную ставку. При реализации экспансионистской расширительной политики

денежные власти понижают процент за учет и рефинансирование. Это

увеличивает эффективность операций на открытом рынке.

Почему же учетная политика уступает по значению операциям на открытом

рынке среди инструментов денежно-кредитного регулирования?

Во-первых, Центральный банк не в состоянии посредством изменения

учетной ставки реализовывать задачи денежно-кредитного регулирования в

полной мере. Если манипулирование совокупными резервами банковской системы

посредством операций на открытом рынке и изменения нормы обязательных

резервов осуществляется по инициативе Центрального банка, то использование

централизованных кредитов зависит от потребностей банков второго уровня и

выбора ими способа их удовлетворения. Центральный банк не может навязать

коммерческим банкам больше учета. Он может лишь поощрять коммерческие банки

к увеличению объема привлекаемых централизованных кредитов посредством

уменьшения процентных ставок рефинансирования и редисконтирования, или

ограничивать такого рода заимствования путем повышения ставок. Однако

нельзя забывать, что Центральные банки обладают все-таки одним очень

сильным средством воздействия в этой области - правом вето, отказа в

предоставлении кредита.

1.2.3. Пересмотр резервных требований.

Этот метод кредитного регулирования представляет собой хранение части

резервов коммерческих банкво в центральном банке. Сумма хранения средств на

специальных счетах устанавливается в определенном процентном соотношении от

величины депозитов банка. Центральный банк периодически изменяет

коэффициент иои норму обязательных резервов в зависимости от складываюшийся

ситуации и проводимой им политики. Повышение нормы означает замораживание

большей чем раньше части ресурсов банка и приводит к ухудшению ликвидности

последних, снижению их ликвидных возможностей, а снижение нормы

обязательных резервов оказывает положительное воздействие на банковскую

ликвидность, расширяет кредитые возможности банков и увеличивает денежную

массу.

Впервые этот метод применили в США в 1933 году. В отличии от

операций на открытом рынке и учетной политики механизм денежно-

кредитного регулирования затрагивает банковской системы и способен

оказывать сильное воздействие на финансово-экономическую систему в

целом. Увеличение резервной нормы приводит к росту необходимых

резервов, которые должны держать депозитные институты в качестве

покрытия. При этом возможны два варианта: либо банки второго уровня

понизят избыточные резервы (когда резервная норма увеличивается

незначительно), либо им придется прибегать к чрезвычайным мерам (если

резервные требования увеличиваются намного). Во втором случае банкам

придется сокращать объем своих чековых депозитов и одновременно

увеличивать резервы, Для сокращения своих текущих счетов банки примут

решение приблизить сроки погашения уже выданных ссуд (если, конечно,

такая возможность предусмотрена условиями договора), а также будут

продавать ценные бумаги на открытом рынке. Покупатели используют

трансакционные депозиты, чтобы расплатиться с коммерческими банками.

В результате всех этих действий сократится денежная масса в экономике.

Очевидно, что уменьшение резервных требований приведет к росту

способности системы коммерческих банков к кредитованию, что в конечном

счете приведет к увеличению денежного агрегата. Хотя изменение

резервных требований - чрезвычайно мощный инструмент воздействия на

денежно-кредитную систему, в мировой практике он применяется нечасто.

Дело в том, что даже незначительное изменение резервной нормы приводит

к колоссальному изменению объема денежной массы. Операции на открытом

рынке - гораздо более гибкий метод, позволяющий оперативно изменять

банковские совокупные резервы. Именно он в настоящее время (в передовых

странах со смешанной экономикой, разумеется) выходит на первый план.

Есть и еще причины. Резервы для банков представляют собой активы, не

приносящие процента. Пересмотр резервных требований существенно влияет на

рентабельность банков второго уровня, прибыльность банковского дела.

Значительное изменение обязательных для выполнения норм может привести к

серьезнейшему финансовому кризису, который, безусловно, самым пагубным

образом отразится на состоянии всего народного хозяйства. А частый

пересмотр резервных требований может просто привести к хаосу: сокрытию

банками своих сделок, резким колебаниям денежной массы, и, как следствие,

глобальному экономическому кризису.

Нормативы резервных требований устанавливаются дифференцировано в

зависимости от видов депозитов. Помимо этого, Центральные банки могут

устанавливать различные резервные нормы в зависимости от срока деятельности

банка, величины его активов, региона, где банк осуществляет основную массу

своих операций и обладает развитой филиальной сетью. В некоторых странах

для банков, нарушающих обязательные требования, устанавливаются повышенные

штрафные резервные нормы. Резервированию подлежат различные компоненты

денежной массы, что позволяет Центральному банку не только влиять на ее

объем, но и определять ее структуру.

В связи с увеличением избыточной ликвидности на корреспондетских счетах

кредитных организаций Банк России дважды (в марте и июне 1999г) принимал

решение о повышении норматива обязательных резервов по привлеченным

кредитными организациями средствами.

Так в марте 1999г Совет директоров Банка Росссии принял решение об

увеличении нормативов обязательных резервов по привлеченным средствам

юридических и физических лиц в иностранной валюте с 5% до 7%. В целях

стимулирования привлечения кредитными организациями рублевых депозитов было

принято решение о сохранении норматива обязательных резервов по

привлеченным средствам физических лиц в валюте РФ на уровне 5%.

В связи с продолжавшимся ростом остатков средств на корреспондетских

счетах кредитных организаций В Банке России в июне 1999г Банк России

повысил с7 до 8,5% нормативы обязательных резервов по привлеченным

средствам юридических лиц в валюте РФ, юридических и физических лиц в

иностранной валюте также был увеличен с 5 до 5,5% норматив по привлеченным

средствам физических лиц в валюте РФ.

В результате проведенных Банком России мероприятий, а также в связи с

ростом привлеченных средств (обязательств) кредитных организаций,

учитываемых при расчете размера обязательных резервов, подлежащих

депонированию в Банке России сумма обязательных резервов увеличилась по

сравнению с началом года в 2,7раза, в том числе по привлеченным средствам в

валюте РФ-2,5раза, по привдлеченным средствам в иностранной валюте

–2,9раза.

2. Макроэкономические результаты денежно-кредитной

политики.

Монетарная политика должна, прежде всего, улучшать состояние экономики,

изменять ее основные переменные: валовый национальный продукт, инфляцию,

безработицу.

В настоящее время механизм воздействия денежно-кредитной политики на

состояние экономики, а также целесообразность различных стратегий ее

реализации составляют предмет спора между экономистами. Представители

кейнсианской, монетаристской и новой классической школ выдвигают зачастую

полярные предположения.

Кейнсианцы полагают, что рыночная экономика - внутренне неустойчивая

система. Они считают, что капитализм не обладает механизмом, обеспечивающим

макроэкономическую стабильность. Постоянные диспропорции между

основополагающими экономическими параметрами вызывают циклические колебания

занятости, цен, объема производства. Поэтому государство, с точки зрения

кейнсианцев, должно вмешиваться в хозяйственную жизнь, осуществлять

различные регулирующие мероприятия, в частности проводить дискретную

денежно-кредитную политику.

Монетаристы же считают, что, напротив, рыночная экономика обеспечивает

высокую степень макроэкономической стабильности в силу своей гибкости. Все

циклические процессы вызваны не слабостью рыночных механизмов в плане

поддержания стабильности, а ошибочными действиями государственных органов.

Поэтому необходимо минимизировать государственный сектор, а также избегать

воздействия на рыночную систему посредством дискретной денежно-кредитной

политики.

Кейнсианство и монетаризм базируются на основополагающих математических

уравнениях. Кейнсианская теория выводит на первый план совокупные расходы и

их компоненты.

С + I + NX + G = ВНП - основное уравнение кейнсианцев, где С -

потребительские расходы населения, I - инвестиции, NX - чистый экспорт, G -

государственные расходы. Суть этого уравнения в том, что совокупный объем

расходов покупателей равен общей стоимости произведенных товаров и услуг.

Монетаризм опирается на уравнение И.Фишера: M * V = P * Q, которое чаще

называют уравнением обмена. Здесь М - денежное предложение, V - скорость

обращения денег в кругообороте продуктов и доходов, P - индекс цен, Q -

физический объем национального производства. Левая часть уравнения

представляет собой совокупные расходы покупателей, правая - совокупную

выручку продавцов.

Кейнсианцы считают, что цепь причинно-следственных связей между

пересмотром стратегической концепции денежно-кредитной политики и

изменением номинального ВНП достаточно велика. Применение разнообразных

монетарных инструментов вызовет изменение совокупных резервов банковской

системы, что повлияет на денежное предложение. Изменения в денежном

предложении воздействуют на процентную ставку. Действительно, если денежная

масса увеличивается, то кредит становится более доступным, предложение

финансовых ресурсов увеличивается, что понижает их "цену" - процентную

ставку. При сокращении денежной массы наблюдается обратный эффект.

Изменение процентной ставки изменяет эффективность инвестиционных

проектов и оказывает влияние на суммарный объем капиталовложений. Во-

первых, при заданном размере дохода на капитал, вложенный в инвестиционный

проект, изменение процентных ставок меняет относительную привлекательность

вложений в производство и в ценные бумаги. Во-вторых, при привлечении

займов для осуществления крупномасштабного проекта, незначительное

изменение процентной ставки может вызвать значительное изменение в

абсолютном значении суммы, необходимой для обслуживания кредита.

Суммарный объем инвестиций оказывает прямое влияние на номинальный

валовый национальный продукт. Поэтому посредством денежно-кредитного

регулирования можно воздействовать на инфляцию и физический объем

производства.

Кейнсианцы признают, что цепь причинно-следственных связей между

денежно-кредитными мероприятиями и состоянием экономики довольно сложна и

велика. "Сбой" в одном из звеньев может исказить первоначальный импульс.

Для прогнозирования результатов денежно-кредитных мероприятий Центральному

банку необходима исчерпывающая информация о характере взаимодействий между

каждым из предыдущих и последующих звеньев цепочки, которую в реальных

условиях получить просто невозможно. Поэтому изменение денежного

предложения вызывает непредсказуемые последствия в масштабах экономики

государства, что вызывает ее относительную неэффективность по сравнению с

фискальной политикой.

Монетаристы полагают, что изменение денежного предложения в гораздо

большей степени определяет основные макроэкономические параметры, нежели

считают кейнсианцы. Более того, денежное предложение является важнейшим

(практически единственным!) фактором, определяющим занятость, уровень

производства и инфляцию. Они предлагают совершенно иную цепочку причинно-

следственных связей, резко отличающуюся от кейнсианской. По их глубокому

убеждению денежное предложение непосредственно воздействует на совокупный

спрос, а не только определяет через процентную ставку спрос инвестиционный.

Считая, что скорость обращения денег стабильна (то есть сравнительно

постоянна и легко предсказуема), они делают вывод, что изменение денежной

массы вызовет соответствующее приращение ВНП (что непосредственно следует

из уравнения обмена). Кейнсианцы подвергают сомнению утверждение

монетаристов о стабильности скорости обращения денег, что дает им основание

оспаривать справедливость столь простого передаточного механизма, который

рисуют монетаристы.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.