бесплатно рефераты
 

Дефицит бюджета и государственный долг

безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета). Необходимо

отметить, что ряд федеральных налогов являются регулирующими, т.е. часть из

них направляются в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Например, из

доходов, поступающих от уплаты НДС на товары (работы, услуги), производимые

(выполняемые, оказываемые) на территории РФ, лишь 75 % поступает в

федеральный бюджет; из акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку

и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на

территории Российской Федерации, - 50 % и т.п. Полностью в федеральный

бюджет поступают такие налоги, как, например, акцизы на товары, ввозимые на

территорию РФ, таможенные пошлины, таможенные сборы и иных таможенные

платежи.

В доходы федерального бюджета на 2000 год были включены средства

следующих целевых федеральных бюджетных фондов: Федерального дорожного

фонда, Федерального экологического фонда, Государственного фонда борьбы с

преступностью, Фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы,Федерального

Министерства РФ по атомной энергии.

Расходы бюджета на 2000 г. определены в размере 855073000,0 тыс.руб.

Расходы федерального бюджета РФ на 2000г.[6] (выдержка)

|Виды расходов |Сумма, тыс. |

| |руб. |

|ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ |25892164,5 |

|СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ |8122711,5 |

|МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |56119062,0 |

|НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА |140852100,0 |

|ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ |79801759,8 |

|БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА | |

|ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И СОДЕЙСТВИЕ |15926668,6 |

|НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОМУ ПРОГРЕССУ | |

|ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ЭНЕРГЕТИКА И СТРОИТЕЛЬСТВО |20071386,3 |

|СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И РЫБОЛОВСТВО |11505003,0 |

|ТРАНСПОРТ, ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО, СВЯЗЬ И ИНФОРМАТИКА |1639430,0 |

|ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ |9027080,1 |

|ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ | |

|ОБРАЗОВАНИЕ |32099225,5 |

|КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО И КИНЕМАТОГРАФИЯ |4678882,8 |

|СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ |5724879,0 |

|ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА |15993313,5 |

|СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА |62996733,9 |

|ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА |220069297,7 |

|ПОПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ И РЕЗЕРВОВ |167900,0 |

|ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ БЮДЖЕТАМ ДРУГИХ УРОВНЕЙ |69148595,0 |

|УТИЛИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ВООРУЖЕНИЙ |2070000,0 |

|МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ЭКОНОМИКИ |500000,0 |

|ИССЛЕДОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА |3429700,0 |

|ПРОЧИЕ РАСХОДЫ |4913506,8 |

|ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ |60585400,0 |

| | |

| | |

Анализ данных показывает, что среди расходов федерального бюджета все

большее место занимают затраты по обслуживанию государственного долга,

возникающего при использовании государственного кредита для покрытия

дефицита бюджета, - почти 25 % всех расходов.[7]

Бюджеты субъектов Российской Федерации

Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной

системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и

расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и

функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ[8]. Бюджет субъекта РФ

и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории,

составляют консолидированный бюджет субъекта РФ. Федеральный закон о

федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и

закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ. Например, ст. 21

ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год» установлено, что в бюджеты субъектов

РФ в 1998 году зачисляются поступления от следующих федеральных налогов:

налога на прибыль (доход) предприятий и организаций - по установленным

ставкам в соответствии с действующим законодательством (реально - 22 %);

НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на

территории РФ, за исключением налога на добавленную стоимость на

драгоценные металлы и драгоценные камни, отпускаемые из Государственного

фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, - в размере 25

процентов доходов;

акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные

изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской

Федерации, - в размере 50 процентов доходов;

акцизов на остальные товары, производимые на территории РФ, за исключением

акцизов на нефть (включая газовый конденсат), акцизов на услуги по ее

перекачке и акцизов на природный газ, бензин автомобильный и легковые

автомобили, - в размере 100 процентов доходов;

лицензионных и регистрационных сборов - в соответствии с действующим

законодательством;

подоходного налога с физических лиц - в размере 100 процентов доходов;

налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов,

выраженных в иностранной валюте, - в размере 40 процентов доходов;

платежей за пользование природными ресурсами - по нормативам, установленным

действующим законодательством;

платы за пользование объектами животного мира и водными биологическими

ресурсами - в размере 60 процентов доходов;

лесного налога - в размере 100 процентов доходов;

платы за пользование водными объектами - в размере 60 процентов доходов;

налога с розничных продаж - в размере 100 процентов доходов;

прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих зачислению в

бюджеты субъектов РФ в соответствии с законодательством.

Данное соглашение давало возможность оставлять в бюджете субъектов

федерации акцизы на спирт, водку и ликероводочные изделия, плату за землю,

доходы от приватизации, налог на покупку иностранных денежных знаков и

платежных документов, выраженных в иностранной валюте.

Краевой бюджет Алтайского края на 1998 год по расходам был утвержден в

сумме 3 985 353 тыс. рублей и по доходам в сумме 3 685 353 тыс. рублей,

предельный размер дефицита краевого бюджета - 300 000 тыс. рублей[9].

Доходы бюджета АК на 1998 г. (в тыс. руб.) (выдержка)[10]:

|Виды доходов |Сумма |

|Налоговые доходы, всего |316 869 |

|в том числе: | |

|НДС |263 801 |

|акцизы |255 015 |

|Трансферт |2 163 494 |

|Средства, полученные из федерального бюджета по взаимным |218 000 |

|расчетам на содержание финансовых и земельных органов, | |

|ведомственного жилья и социальной сферы, переданных в | |

|муниципальную собственность | |

|Средства от реализации продукции по краевому заказу |300 000 |

|Средства для формирования регионального фонда продовольствия|132 036 |

|Возврат средств фонда поддержки АПК |96 000 |

|Средства на поддержку депрессивных территорий |100 000 |

|Неналоговые доходы, всего |41 617 |

Основные расходы бюджета АК на 1998 г. (в тыс. руб.) (выдержка)[11]:

|Виды расходов |Сумма |

|Государственное управление |93 384 |

|Международная деятельность |994 |

|Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности |180 082 |

|Фундаментальные исследования и содействие |625 |

|научно-техническому прогрессу | |

|Сельское хозяйство |594 385 |

|Средства для формирования регионального фонда продовольствия|132 036 |

|Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика |14 534 |

|Жилищно-коммунальное хозяйство |7 013 |

|Развитие рыночной инфраструктуры |1 652 |

|Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных |10 078 |

|ситуаций и стихийных бедствий | |

|Образование |110 523 |

|Культура и искусство |33 120 |

|Средства массовой информации |5 943 |

|Здравоохранение и физическая культура |210 923 |

|Социальная политика |698 273 |

|Охрана окружающей среды |1 586 |

|Финансовая помощь районам и городам (дотация) |841 878 |

|Национальная оборона |4 779 |

|Промышленность, энергетика и строительная индустрия |419 926 |

|Прочие расходы |47 453 |

Тем регионам, в которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий

год ниже, чем в целом по России, и у которых собственных доходов и средств,

полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих

расходов, предоставляется помощь из Федерального фонда поддержки субъектов

Федерации. Регионам, в которых сбор федеральных налогов на одного жителя

менее 95 % от среднероссийского уровня и условная сумма расходов менее 100

% плановых расходов регионального бюджета, предоставляется статус региона,

особо нуждающегося в поддержке. В настоящее время большинству регионов РФ

(в том числе и Алтайскому краю) осуществляется помощь из федерального

бюджета путем перечисления трансфертов, выделения бюджетных ассигнований

(подробнее об этом - в разделе 2.5 настоящей работы).

Местные бюджеты

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской

Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования

(местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств,

предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных в предметам

ведения местного самоуправления.

За последние годы на местные бюджеты были переложены, дополнительны

расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов,

однако их доходная база не была расширена. Существующая практика, при

которой до 60 % от суммы налогов, собранных в муниципальном образовании,

уходят в региональный и федеральный бюджеты, а собственные расходы

покрываются иногда лишь на 10 % (в муниципальных образованиях Республики

Марий Эл, в Удмуртии, в Камчатской, Липецкой и др. областях)[12] превращает

органы местного самоуправления в постоянных просителей. В конце 1994 г.

собственные доходы бюджетов городов составляли 23,9 %, поселков - 11,9 %,

сельских районов - 11,8 %, сельских поселений - 5,8 %[13]. Очевидно, что

для создания работоспособного местного самоуправления необходимо решить

задачу финансового обеспечения этого уровня власти. На практике же за

последние 5 лет доля местного самоуправления в доходах консолидированного

бюджета РФ сократилась с 28 % до 21 %, а доля расходов возросла с 29 % до

31 %.[14]

Из общих расходов бюджетов всех уровней сегодня приходится: 42 % всех

расходов на социальную политику, 57 % - на здравоохранение и физкультуру,

42 % - на культуру и искусство, 66 % - на жилищно-коммунальное хозяйство,

67 % - на образование.[15] Таким образом, важнейшие направления

государственной политики финансируются не с федерального, а с местного

уровня. В качестве одной из мер для решения вопроса бюджетного обеспечения

местных бюджетов в РФ принят закон «О финансовых основах местного

самоуправления в Российской Федерации», установивший единую методологию

формирования местных бюджетов для всех субъектов РФ. Однако без закрепления

за местными бюджетами реальных размеров доходов, отвечающих потребностям

бюджетов муниципальных образований, проблему решить невозможно .

Этот закон является следствием общероссийской политики в области

финансирования местных бюджетов: финансирование производится за счет

перераспределения бюджетных доходов между уровнями бюджетной системы, а не

путем разграничения между уровнями самих доходов.

Очевидно, что в том случае, если бы органы местного самоуправления

собирали платежи не в вышестоящий, а в свой, местный бюджет, проблем со

стимулированием их работы и необходимости их дотирования было бы гораздо

меньше. Только в том случае, если будет проведено разграничение доходов,

если за местными бюджетами будут закреплены реальные размеры доходов, можно

говорить о финансовой состоятельности местного самоуправления в России.

Объем и структура финансовой поддержки бюджетов субъектов Федерации

из федерального бюджета в 1992 - 1997 г.г. (в % к ВВП) [16]

| |Индивидуальные |Единые правила распределения |

| |согласования |финансовой помощи |

| |1992 г.|1993 г.|1994 г.|1995 г.|1996 г.|1997 г.|

| | | | | | |(январь|

| | | | | | |- |

| | | | | | |сентябр|

| | | | | | |ь) |

|Субвенции |0,79 |0,69 |0,42 |0,12 |0,12 |0,04 |

|Трансферты |0,00 |0,00 |0,36 |0,86 |0,68 |0,87 |

|Трансферты за счет |0,00 |0,00 |0,00 |0,31 |0,36 |0,34 |

|НДС | | | | | | |

|Средства, |0,61 |1,95 |2,54 |0,42 |0,81 |0,16 |

|переданные по | | | | | | |

|взаимным расчетам | | | | | | |

|Ссуды за вычетом |0,09 |0,03 |0,02 |0,00 |0,23 |0,27 |

|погашения | | | | | | |

|Недоперечислено |0,00 |0,00 |0,00 |0,02 |0,05 |0,00 |

|отчислений из | | | | | | |

|бюджетов субъектов | | | | | | |

|РФ в целевые | | | | | | |

|бюджетные фонды | | | | | | |

|Всего |1,49 |2,68 |3,33 |1,72 |2,24 |1,70 |

. Концепцией реформирования межбюджетных отношений в Российской

Федерации на 1999 г. и на период до 2001 г., одобренной Правительством РФ

23.04.98, предусмотрен целый комплекс необходимых мероприятий. Программа

стабилизации экономики и финансов также содержит подробный перечень мер по

упорядочению межбюджетных отношений, в числе которых:

Бюджетная политика Российской Федерации

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по

определению основных задач и количественных параметров формирования доходов

и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из

основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная

политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием

Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее

марта) предшествующего года.

Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор

бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным

дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной

политики может быть оценена по результативности деятельности органов

исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных

финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику,

поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может

выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной

политики.

В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить

следующие[17]:

уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;

уровень выполнения бюджетных обязательств;

величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;

объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного

бюджета;

уровень монетизации бюджетного дефицита;

величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного

дефицита;

динамику валового внутреннего продукта;

уровень безработицы;

степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

В условиях России к вышеназванным показателям можно добавить критерии,

характеризующие специфику современного этапа в развитии российской

экономики:

масштабы эмиссии денежных суррогатов (КО, КНО, зачеты);

величину просроченной задолженности по оплате труда из-за отсутствия

бюджетного финансирования;

величину просроченной задолженности по оплате государственного заказа.

Для иллюстрации оценки эффективности российской бюджетной политики

приведем конкретные данные в соответствии с перечисленными выше критериями

(Источники: Минфин РФ, ЦБР РФ, Госкомстат РФ, ИЭА) за период - 1994 - 1997

г.г.[18]

|Периоды |1 |2 |3 |4 |5 |

|Вице-премьеры, |А. Шохин|А. |В. |В. |А. |

|курировавшие финансовую| |Чубайс |Кадан-ни|Потанин,|Чубайс |

|политику | | |ков |А. | |

| | | | |Лившиц | |

|Министры финансов |С. |В. |В. |А. |А. |

| |Дубинин |Пансков |Пансков |Лившиц |Чубайс |

|Период |февраль-|январь-д|январь-а|сентябрь|апрель-н|

|Показатели |декабрь |екабрь |вгуст |1996 г. |оябрь |

| |1994 г. |1995 г. |1996 г. |- март |1997 г. |

| | | | |1997 г. | |

|Доходы федерального бюджета (по определению МВФ) |

|с элиминированием сезонной составляющей |

|(в среднем за период, в % к ВВП) |

|Наличными деньгами и | | | | | |

|денежными суррогатами: | | | | | |

|Все доходы |12,0 |12,4 |10,3 |9,0 |10,6 |

|в том числе: | | | | | |

|налоговые доходы |11,9 |10,8 |8,7 |8,0 |8,6 |

|неналоговые доходы |0,1 |1,6 |1,7 |1,0 |2,1 |

|Удельный вес в | | | | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.