бесплатно рефераты
 

ЦБ РФ и его роль в осуществлении денежно-кредитного регулирования

В дальнейшем совершенствование деятельности Госбанка сводилось к

внедрению новых форм планового кредитования хозяйства и банковских

расчетов, а также методов контроля за расходованием средств на выплату

заработной платы (80% наличноденежного оборота) и сбором торговой выручки.

В феврале 1930 г. в связи с отменой операций по продаже частным лицам

золота и иностранной валюты на червонцы по твердому курсу и изъятием

советской валюты из оборота иностранных бирж при Правлении Госбанка была

организована котировальная комиссия для установления курсов иностранных

валют.

В 1933 г. Госбанк провел ряд мероприятий по ускорению расчетов,

улучшению учета, совершенствованию организации документооборота и усилению

внутрибанковского контроля. Была перестроена номенклатура статей баланса

Госбанка: они стали группироваться по ведомственному признаку, что сделало

баланс сопоставимым с кредитным планом. Был также осуществлен переход к

децентрализованной квитовке межфилиальных оборотов при сохранении общего

контроля в центре.

В 1939 г. Госбанк начал осуществление инкассации наличных денег.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Госбанк для покрытия

дефицита госбюджета производил эмиссию наличных денег, в результате чего

денежная масса за это время возросла в 4 раза. С целью нормализации

денежного обращения в 1947 г. была проведена денежная реформа

ликвидационного типа, в ходе которой был осуществлен обмен наличных денег

старого образца на новый в соотношении 10:1, переоценены денежные вклады в

сберегательных кассах и проведена конверсия всех выпущенных государственных

займов (кроме займа 1947 г.). В марте 1950 г. было установлено золотое

содержание рубля в размере 0,222168 г чистого золота.

В декабре 1949 г. был принят второй Устав Госбанка.

В апреле 1959 г. в связи с реорганизацией кредитной системы Госбанку

была передана часть операций Сельхозбанка, Цекомбанка и коммунальных

банков. C 1960 г. Госбанк начал составлять планы кредитования долгосрочных

вложений.

В мае 1961 г. была проведена деноминация и девальвация рубля. Новые

денежные знаки были обменены на старые в соотношении 1:10. Одновременно

золотое содержание рубля было увеличено всего в 4 раза и составило 0,987412

г чистого золота.

В октябре 1960 г. был принят третий Устав Госбанка, а с 1963 г. в ведение

Госбанка были переданы государственные трудовые сберегательные кассы.

В 1965-1969 гг. в ходе проведения хозяйственной реформы в деятельности

Госбанка произошли изменения, связанные с кредитованием и расчетами, с

планированием и регулированием денежного обращения, финансированием

капиталовложений и организацией сберегательного дела. Основными видами

кредитования промышленности стали кредитование по обороту материальных

ценностей и затрат на заработную плату и по простым ссудным счетам.

В июле 1987 г. в связи реорганизацией кредитной системы, в результате

которой были образованы новые спецбанки (Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк

СССР, Жилсоцбанк СССР и Сбербанк СССР), Госбанк стал выполнять функции

главного банка страны. На него возлагалась разработка сводного кредитного

плана и планов распределения ресурсов и кредитных вложений по всем банкам.

В сентябре 1988 г. был утвержден четвертый Устав Госбанка СССР, в

соответствии с которым он являлся главным банком страны, единым эмиссионным

центром, организатором кредитных и расчетных отношений в народном

хозяйстве.

С марта 1989 г. в связи с переходом спецбанков на полный хозяйственный

расчет и самофинансирование на Госбанк была возложена обязанность доводить

до них контрольные цифры по объему кредитных ресурсов, размеру привлеченных

средств населения, объему поступлений и платежей в иностранной валюте по

банковским операциям.

В январе 1990 г. Госбанку был передан Сберегательный банк СССР.

13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка

СССР был создан подотчетный Верховному Совету РСФСР Государственный банк

РСФСР.

2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о

Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России

являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному

Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации

денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической

деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных

банков.

В декабре 1990 г. были приняты Законы “О Государственном банке СССР” и

“О банках и банковской деятельности”. В соответствии с ними Госбанк СССР

вместе с учреждаемыми в это время на базе республиканских контор банка

национальными банками должен был создать единую систему центральных банков,

основанную на общей денежной единице (рубле) и выполняющую функции

резервной системы.

В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка

России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.

Период с июля 1990 г. до декабря 1991 г. был временем противостояния

Российского государственного банка и Госбанка СССР.

В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых

Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный

банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного

денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него

были возложены функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля.

ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное

хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные

ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его

активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР переданы

Центральному банку РСФСР (Банку России).

Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на

основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть

коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система

счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и

началась их компьютеризация. ЦБ РФ начал осуществлять куплю-продажу

иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и

публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.

С декабря 1992 г. начался процесс передачи Банком России функций кассового

исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному

Казначейству.

Свои функции, определенные Конституцией Российской Федерации (ст .75)

и Законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ст.

22), банк осуществляет независимо от федеральных органов государственной

власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов

местного самоуправления.

В 1992-1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы

Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а

также систему валютного регулирования и валютного контроля. В качестве

агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных

ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в функционировании.

С 1995 г. Банк России прекратил использование прямых кредитов для

финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять

целевые централизованные кредиты отраслям экономики.

Задачи и функции Банка России.

Определены Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О

Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Основная цель

деятельности Банка России - защита и обеспечение стабильности рубля. При

этом Банк России выступает как единственный эмиссионный центр, а также как

орган банковского регулирования и надзора. Комплекс основных функций Банка

России закреплен в ст. 4 Федерального закона "О Центральном банке

Российской Федерации (Банке России)", в соответствии с которой Банк России:

- во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и

проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на

защиту и обеспечение устойчивости рубля;

- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций,

организует систему рефинансирования;

- устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

- устанавливает правила проведения банковских операций. бухгалтерского

учета и отчетности для банковской системы;

- осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и

отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их

аудитом:

- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

- регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии

с федеральными законами:

- осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской

Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения своих

основных задач;

- осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и

продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с

иностранными государствами;

- организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и

через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской

Федерации:

- принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской

Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации:

- проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской

Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-

финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и

статистические данные, а также выполняет иные функции в соответствии с

федеральными законами.

Таким образом,Банк России по своей сути эквивалентен центральным

эмиссионным банкам других стран. В качестве своей основной функции, Банк

России формирует и претворяет в жизнь кредитно-денежную политику

государства. Спектр деятельности Банка России весьма широк: от действия

в качестве агента государства и управления банковскими холдинг-компаниями

до обеспечения необходимого количества денег.

Он независим от распорядительных и исполнительных органов

государственной власти. Он может быть распущен и ликвидирован только

специальным законодательным актом. Банк России экономически

самостоятелен,то есть осуществляет свои расходы за счет собственных

доходов. Однако, Банк России в проведении кредитно-денежной политики не

руководствуется стремлением к прибыли, а проводит политику улучшения

состояния экономики в целом.

Банк России является "банком банков", он предоставляет кредиты и

приниает вклады только от депозитных учреждений. Он имеет право

выпускать в обращение денежные знаки, которые, тем самым, образуют

предложение бумажных денег. Такую функцию другие банки в РФ не имеет.

Банк России возглавляется Председателем Банка и имеет свой Устав.

Председатель назначается сроком на 5 лет.

Управление Банком России осуществляется на коллективной основе

Советом Директоров Банка. Банк России имеет большое количество своих

отделений по всей стране.

Платежная система.

Платежная система как совокупность организационных форм, инструментов

и процедур, способствующих обращению денежных средств, имеет большое

значение для осуществления Банком России эффективной денежно-кредитной

политики. Порядок, формы и правила расчетов в Российской Федерации являются

обязательными для всех субъектов хозяйствования, предприятий, организаций и

населения. Формы безналичных расчетов определены Гражданским кодексом

Российской Федерации.

Основными формами безналичных расчетов являются расчеты платежными

поручениями, в меньшей степени применяются расчеты платежными требованиями

(по инкассо), расчеты аккредитивами и чеками применяются незначительно.

Часть расчетов юридических и физических лиц осуществляется посредством

платежных карт, их применение получает все большее развитие. Коммерческие

банки выпускают собственные платежные карты, карты российских систем (STB

Card, Union Card, Золотая Корона), а также международные платежные карты, в

частности VISA, Eurocard/MasterCard, Diners Club, JCB и American Express.

Банк России проводит политику обеспечения бесперебойности

функционирования системы расчетов, ее быстродействия и надежности.

Большая часть платежей осуществляется через расчетную сеть Банка

России.

По данным на октябрь 1997 года, на территории России функционировало

1490 расчетно-кассовых центров и других учреждений Банка России,

осуществляющих расчетное обслуживание 1756 кредитных организаций, 4584 их

филиалов, а также счетов бюджетов всех уровней и государственных

внебюджетных фондов, органов федерального казначейства и других юридических

лиц в случаях, предусмотренных законодательством.

Банком России издан "Справочник банковских идентификационных кодов

участников расчетов на территории Российской Федерации" ("Справочник БИК

РФ"), который содержит информацию о наименовании кредитной организации-

участнике расчетов, ее банковском идентификационном коде, корреспондентском

счете в Банке России, местонахождении и др. "Справочник БИК РФ"

периодически корректируется.

Кредитные организации, расположенные на территории Российской

Федерации (резиденты), имеющие лицензию Центрального банка Российской

Федерации на совершение банковских операций, открывают только один

корреспондентский счет в одном из учреждений Банка России (расчетно-

кассовом центре или операционном управлении), которое осуществляет их

обслуживание. Филиалы кредитных организаций имеют корреспондентские

субсчета, но некоторые филиалы осуществляют расчеты только через

корреспондентский счет головного банка.

Для осуществления безналичных расчетов юридическим и физическим лицам

открываются счета в коммерческих банках, в особых случаях счета юридическим

лицам также могут быть открыты в учреждениях Банка России. Расчеты клиентов

учреждений банков с клиентами других учреждений банков, их расчеты с

бюджетом и внебюджетными фондами производятся через корреспондентские

счета. Что касается расчетов между клиентами одного банка, то они

проводятся списанием или зачислением средств на соответствующие счета

клиентов, минуя корреспондентский счет банка.

Расчеты между одногородними банками, или банками, обслуживаемыми одним

вычислительным центром, часто организуются через счет взаимных расчетов.

Вся информация по расчетно-денежным документам, обработанная в

установленном порядке в коммерческом банке, вводится в ЭВМ. На

корреспондентском счете банка в расчетно-кассовом центре отражается только

сальдо проведенных операций. Такие расчеты представляют собой вид

локального клиринга.

Расчеты между расчетно-кассовыми центрами по операциям кредитных

организаций, а также по их собственным операциям осуществляются через счета

межфилиальных оборотов (МФО). Средством межфилиальных расчетов являются

авизо по МФО.

Правильность совершения расчетов со стороны расчетно-кассовых центров

подтверждается совпадением начальных и ответных оборотов в процессе

квитовки, т.е. сопоставления каждого ответного провода с начальным.

Платежи осуществляются при наличии и в пределах средств на

корреспондентских счетах. Не исключена ситуация, когда у банка не достает

средств, в этом случае очередность списания средств с корреспондентских

счетов банков по платежам клиентов, располагающих необходимыми ресурсами, а

также по собственным платежам банков производится в очередности,

установленной Гражданским кодексом Российской Федерации. Неоплаченные

расчетные документы при этом помещаются в картотеку к корреспондентскому

счету кредитной организации.

Платежи осуществляются почтовым и телеграфным способом (бумажная

технология) и электронным способом (безбумажная технология). Доля

электронных платежей увеличивается по количеству и сумме проведенных

документов за счет снижения доли почтовых и телеграфных платежей.

Общий срок безналичных расчетов установлен Федеральным Законом "О

Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и не должен

превышать двух операционных дней в пределах субъекта Российской Федерации и

пяти операционных дней в пределах Российской Федерации.

Часть межбанковских расчетов, а именно расчетов многофилиальных

банков, в том числе по перераспределению кредитных ресурсов, осуществляется

между головным банком и его филиалами и между филиалами банков с отражением

на их балансовых счетах. Внутрибанковские расчеты динамично развиваются.

Межбанковские расчеты осуществляются также через корреспондентские

счета, открываемые в других банках. Порядок открытия и режим

функционирования корреспондентского счета одного банка в другом

определяется по соглашению между ними.

Операции, проводимые по корреспондентским счетам банков-

корреспондентов, делятся, главным образом, на два вида: операции,

основывающиеся на обслуживании клиентов, и собственные межбанковские

операции. К первым относятся операции по коммерческим сделкам клиентов;

вторые включают кредитные операции, операции по покупке и продаже валют, по

торговле ресурсами на денежном рынке и др. Банки, имеющие развитую

корреспондентскую сеть, способны осуществлять расчеты с максимальной

скоростью и образуют собственные расчетные системы.

Развитие корреспондентских отношений зависит от различных факторов:

взаимных потоков платежей, цены и спроса на рынке кредитных ресурсов,

возможности участия в торгах на региональных валютных биржах и других.

Расчеты между банками - корреспондентами составляют значительную часть

всего платежного оборота России. Таким способом совершается большая часть

расчетов с банками стран СНГ и зарубежными банками.

Еще одним способом межбанковских расчетов являются расчеты через

клиринговые палаты.

В основу принципов проведения клиринговых операций положены две

возможные модели. Первая - без предварительного депонирования средств на

счетах банков-участников расчетов в клиринговом учреждении. Окончательный

расчет в этом случае осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Вторая модель - с предварительным депонированием средств на счетах банков-

участников в клиринговом учреждении. Расчетным агентом по такой схеме

является само клиринговое учреждение.

По первой модели в 1997 году в Москве начинает работать Клиринговая

палата Межбанковского финансового дома. По данным на октябрь 1997 года, по

второй модели действовало 7 клиринговых учреждений, расчеты через них

осуществляли около 200 кредитных организаций, филиалов и юридических лиц.

Удельный вес расчетов, осуществляемых через них, в настоящее время

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.