| |||||
МЕНЮ
| Анализ экономических и социальных результатов аграрной реформы на Дальнем Востоке|Еврейская АО |0,2 |0,2 |0,4 |0,3 |0,3 |150 |100 | |Приморский край |3,1 |5,6 |11,4 |18,1 |14,1 |454 |78 | |Хабаровский край |1,8 |4,5 |11,8 |12,8 |9,8 |544 |77 | |Амурская область |2,3 |5,9 |13,2 |9,2 |4,6 |200 |50 | |Камчатская обл. |1,2 |2,0 |2,6 |2,6 |3,0 |250 |115 | |Магаданская обл. |0,6 |0,9 |0,9 |0,8 |0,8 |133 |100 | |Сахалинская обл. |1,0 |1,8 |3,6 |3,0 |3,0 |300 |100 | Наибольший рост безработицы произошел в 1995-1996 годах. Некоторое её снижение на части территорий Дальнего Востока в 1997 г. вызвано не улучшением ситуации, а прекращением выплат пособий из-за отсутствия средств и длительных сроков безработицы, снятием с учета. Среди безработных две трети составляют женщины и более одной трети молодежь. Сократилась потребность в животноводах, учителях, воспитателях и медицинских работниках. Как показали опросы сельских жителей, более 80% опрошенных не уверены в будущем, считают, что практически никто, не защищает их интересы, профсоюзы бездействуют и не могут решать возникающие проблемы на рынке труда. Увеличивается продолжительность безработицы, она приобретает застойные формы, ведет к потере квалификации, деградации значительной части сельского населения. На предприятиях сельского хозяйства имеется скрытая безработица, не занято или частично занято более 25% общей численности работающих. Доведение реформ до логического завершения приведет к тому, что в сельской местности окажется более 70% незанятого трудоспособного населения. Сохранение большинства сельскохозяйственных предприятий в значительной мере поддерживается за счет низкой оплаты труда, задержек ее выплат и замены натуральной выдачей продуктов. В 1997 г. заработная плата в сельском хозяйстве составляла 55% от средней по народному хозяйству и была в 2,3-2,4 раза ниже, чем в других отраслях (табл. 18). Наиболее низкая оплата труда в основных сельскохозяйственных территориях; она составила в Амурской области 476 тыс. руб. или 32 и 38% от средней заработной платы, сложившейся во всех отраслях. Она в Амурской области в 3-3,5 раза ниже, чем в Республике Саха. По сравнению с 1986-1990 гг. среднемесячная зарплата в сельском хозяйстве Амурской области в 1997 г. увеличилась в 1107-1568 раз, в Республике Саха в 3956. В дореформенный период оплата труда работников сельского хозяйства северных территорий была выше, чем в основных сельскохозяйственных районах на 20-85%, а в 1996 г. разрыв увеличился до 270-480%. Свыше 50% сельского населения находится за чертой бедности. Это ведет к неприятию реформ и криминализации сельской жизни. |Таблица 18 | |Уровень заработной платы по отраслям народного хозяйства (май 1997 г) | |Территории |Средняя |Оплата в отраслях материального | | |заработная |производства, в % к средней | | |плата (тыс. | | | |руб) по всем| | | |отраслям | | | | |Промышл|Строите|Трансп|Связь |Сельск| | | |енность|льство |орт | |ое | | | | | | | |хозяйс| | | | | | | |тво | |Республика Саха |2269 |131 |133 |127 |131 |55 | |Амурская область |1034 |118 |107 |153 |150 |38 | Принципиальные изменения произошли в структуре доходов. Как показало обследование семейных бюджетов колхозников Амурской области, на заработную плату приходилось лишь 23% дохода. Такой уровень оплаты труда не обеспечивает минимальной мотивации труда. Личное подворье приносит сельским жителям больше, чем труд в хозяйстве. Предприятия во многих случаях рассматриваются прежде всего как источник ресурсов для ведения личного подсобного хозяйства. Заработная плата перестала выполнять функцию воспроизводства рабочей силы и стимулирования труда. Она превратилась в разновидность пособия, не связанного с результатами труда. Усилились негативные процессы в развитии социальной инфраструктуры. Ввод жилья по сравнению с 1986-1990 гг. сократился в 4 раза, общеобразовательных школ - в 15 раз, прекратился ввод дошкольных учреждений и учреждений культуры. Разрушается сеть сельских лечебных учреждений, закрываются фельдшерско-акушерские пункты, участковые больницы, прекращается выездное медицинское обслуживание сельского населения. Практически более 90% сельскохозяйственных предприятий не ведут работу по подготовке кадров ни на производстве, ни в системе профессионального обучения. Это обуславливает деградацию рабочей силы и дальнейший спад производства. Особую тревогу вызывает состояние сельской торговли. Низкая заработная плата, постоянные ее задержки привели к падению платежеспособного спроса населения. Завоз товаров в сельскую местность постоянно сокращается. Розничный товарооборот на душу населения в сельской местности в 4 раза уступает городским показателям. В то же время ликвидируются автобусные маршруты, и сельское население оказывается в затруднительном положении. Все это стимулирует миграцию сельского населения, в первую очередь молодежи. Таким образом, в ходе реформ ни одна из социальных проблем не была решена, они еще больше обострились. В процессе выхода из кризиса прежде всего необходимо обеспечить восстановление стимулирующей, воспроизводственной функции заработной платы и повышение доходов сельского населения. 2. Экономическая среда функционирования аграрного сектора. Радикальная экономическая реформа, начатая в 1992 году, направлена на коренное изменение экономического уклада общества. Шоковый характер реформы привёл к полному изменению экономической среды. Эти изменения наиболее негативно повлияли на отрасли и регионы, которые в силу объективных причин не могут адаптироваться к нерегулируемым рыночным отношениям. 2.1. Методы проведения реформ и их экономическое содержание. С начала экономических реформ за основу была принята схема монетарного макроэкономического регулирования. В плане практических действий это привело к сосредоточению внимания на финансовой стабилизации, а не на росте эффективности производства. Это предопределило и предпринятые шаги реформ. Прежде всего либерализацию цен, направленную на сжатие покупательского спроса населения и спроса предприятий на инвестиционные ресурсы, сокращение объёма кредитов за счёт резкого повышения ставок кредитования, обеспечение сбалансированности на внутреннем рынке путём либерализации внутренней и особенно внешней торговли. Одновременно формирование рынка труда было обеспечено сокращением производства, высвобождением значительной части занятых. Безработица стала повсеместной и хронической. Создание рынков капитала обеспечивалось принудительной реорганизацией сельскохозяйственных предприятий, акционированием и ваучерной приватизацией с последующим перераспределением акций. Это был ультрареволюционный подход к реформе, когда абстрактная схема, декларация стала определяющим направлением деятельности всех органов власти. Но все экономические действия были прикрытием для решения главной политической задачи - обеспечения необратимости изменения общественного уклада, перераспределения собственности и главенствующего положения частной собственности. Либерализация цен привела к гиперинфляции. В то же время стоимость основного капитала была заморожена, так как переоценка основных фондов началась только через два года. Оборотные средства практически были конфискованы - они не переоценивались. Это привело к обесцениванию основных средств и стимулировало проведение приватизации. Ваучерная приватизация позволила передать государственную собственность в руки частного и корпоративного капитала. Владельцы ваучеров были “хранителями собственности”, обеспечившими снижение социальной напряжённости. Кризис неплатежей так же служил цели ускорения перераспределения и централизации собственности. В результате невыплаты заработной платы акции прибыльных предприятий по заниженным ценам концентрировались в руках новых владельцев и банков. Этому так же способствовало подавление инфляции методами сжатия и регулирования денежной массы. Кризис неплатежей привёл к дефициту доходной части бюджета и росту социальной напряжённости. Правительство ищет выход в реализации пакетов акций наиболее рентабельных предприятий. Для населения рекламируется пополнение доходов бюджета, а на деле идёт передача государственной собственности в руки крупных частных собственников. Продолжающиеся в 1997-1998 годах меры по стабилизации ситуации направлены на дальнейшее сокращение числа собственников, обладающих небольшими пакетами акций, полученных в ходе приватизации, на обесценивание рассредоточенного капитала и последующую его концентрацию в руках узкого круга “стратегических” собственников, часто иностранных. В аграрном секторе главной проблемой остаётся решение вопроса о свободной продаже сельскохозяйственных земель. Если этот вопрос получит положительное решение, в современных условиях при искусственно созданной убыточности всех отраслей сельского хозяйства, земли по низким ценам, а то и бесплатно, в результате залога перейдут в собственность отдельных лиц или финансовых групп , банков. Проводимая реорганизация и созданная экономическая среда были направлены на разрушение общественного производства, а не на повышение эффективности. При проведении коллективизации проходило изъятие земли и имущества у крестьян, при современной реформе проведена конфискация у коллективов и в целом у общества. При сопоставлении методов, практических шагов, декларировавшихся целей и полученных экономических и политических результатов в процессе реформ можно четко видеть, что провозглашались одни цели, а расчет строился на получение результатов, гарантировавших необратимость изменения общественного строя (табл. 19). Проведенный анализ показывает, что в течение всего периода реформы применяемые методы макроэкономического регулирования стабильно способствовали развертыванию и сохранению кризиса экономики, так как только в условиях кризиса создается возможность перераспределения собственности при минимальных затратах со стороны новых собственников. Таким образом, сложившаяся ситуация не является результатом ошибок и просчетов. Она есть результат осознанной, целенаправленной деятельности правительства реформаторов, направленной на насаждение частной собственности, ее преобладание в экономике посредством массированного перераспределения национального богатства, созданного предшествующими поколениями. Решающую роль в этом сыграла либерализация цен. | | | | |Таблица 19 | |Методы, декларированные цели и полученные результаты экономических реформ | |Перио|Методы и практические |Декларированная цель |Полученные | |д |шаги | |экономические | | | | |результаты | |1992-|Либерализация цен |Согласование спроса и |Разрушение | |1993 | |предложения, |экономической базы | | | |макроэкономическое |государственного | | | |равновесие |регулирования | | |Либерализация торговли|Насыщение товарного |Модификация отношений | | | |рынка |собственности, | | | | |стимулирование мелкой | | | | |частной собственности | | |Реорганизация, |Рост эффективности |Разрушение | | |акционирование и |производства путем |общественной | | |приватизация |передачи собственности|собственности путем ее| | |предприятий |работникам, |диффузии | | | |формирование слоя | | | | |собственников | | | |Ограничение денежной |Борьба с инфляцией, |Обесценение | | |массы, отказ от |обеспечение финансовой|общественного, | | |индексации основных и |стабильности |акционерного и мелкого| | |оборотных средств | |частного капитала | |1994-|Переход к денежной |Формирование |Перераспределение | |1996 |приватизации |стратегических |собственности, рост | | | |собственников |стоимости активов, | | | |фондового рынка, |скупка акций | | | |стимулирование |иностранными | | | |инвестиций |инвесторами | | |Ограничение массы |Контроль над |Поглощение мелкого | | |платежных средств |инфляцией, сокращение |капитала, уменьшение | | | |бюджетного дефицита |числа мелких | | | | |держателей акций | | |Попытка |Поддержка |Ухудшение положения в | | |государственного |отечественных |экспортно-ориентирован| | |регулирования, |товаропроизводителей, |ных от-раслях, | | |введение валютного |стимулирование |снижение стоимости | | |коридора |производства |акций, формирование | | | | |государственно-монопол| | | | |истичес-ких групп | |1997-|Ограничение массы |Стабилизация |Спад производства, | |1998 |платежных средств, |финансового состояния,|усиление портфельных | | |поддержание курса |обеспечение |инвестиций, переход | | |рубля |конвертируемости |права собственности к | | | | |крупным отечественным | | | | |и иностранным | | | | |инвесторам | | |Либерализация доступа |Пополнение бюджета, |Свободный вывоз | | |иностранных инвесторов|снижение его дефицита |капитала при | | |на рынок ГКО ОФЗ | |осложнении ситуации на| | | | |мировых рынках, полная| | | | |зависимость от внешних| | | | |инвесторов | | |Продажа |Пополнение бюджета, |Перераспределение | | |государственных |финансирование |собственности в пользу| | |пакетов акций |государственного долга|крупного капитала, | | |рентабельных | |последующее снижение | | |предприятий | |доходов | 2.2. Изменение ценовой среды Либерализация цен стала первым мероприятием реформы. Рост цен подавил спрос предприятий и населения, обесценил оборотные средства предприятий и сбережения населения, практически произошла их конфискация. На первом этапе реформ либерализация цен вызвала инфляцию. Рост инфляции стимулировался эмиссией денег для покрытия дефицита бюджета. То есть высокая инфляция в значительной мере была вызвана действиями правительства, а не объективными условиями. В промышленности либеральные подходы выдерживались в течение длительного времени. Наиболее высокими темпами росли цены в топливно- энергетическом комплексе. Цены на мазут, бензин и дизельное топливо превысили уровень США еще в 1995 году. Высокий рост цен в топливно- энергетическом комплексе стимулировал их повышение в других отраслях. Однако в сельском хозяйстве цены росли значительно медленнее (табл. 20). Если индексы цен лесного и топливного комплекса в Амурской области были близки, а в Республике Саха отличались в 1,8 раз, то в сельском хозяйстве индексы цен были ниже индексов топливного комплекса в 3,8-9,8 раз. Диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию имеет общий характер, но отличается по территориям. |Таблица 20 | |Индексы цен производителей (декабрь текущего к декабрю предыдущего года, | |раз) | |Вид производства, |1991 |1992 |1993 |1994 |1995 |1995 в % | |территория | | | | | |к 1990 | |Топливный комплекс | |Амурская область |0,8 |127 |1 |21 |2,7 |5760 | |Республике Саха |2,2 |188,1 |6,2 |2,7 |2,6 |18011 | |Лесной комплекс | |Амурская область |3,0 |20 |13,7 |3,8 |1,9 |5934 | |Республике Саха |3,7 |18,3 |12,5 |4,1 |2,8 |2959 | |Сельское хозяйство | |Амурская область |2 |7,9 |8,8 |4 |2,7 |1501 | |Республике Саха |1,6 |6,9 |14,4 |4 |2,9 |1844 | На Дальнем Востоке диспаритет усиливается опережающим ростом транспортных тарифов. К концу 1997 г. общий индекс транспортных тарифов к 1990 г. составил для железнодорожного транспорта 22113, автомобильного 11993, морского 11525 и для авиационного 20000. В то же время индекс цен на промышленные товары составлял около 10000. Расходы по доставке в условиях Дальнего Востока часто превышают стоимость доставляемых ресурсов. Это вызывает опережающий рост отпускных цен для сельского хозяйства (табл. 21). Наиболее либеральной политика цен была в 1992-1993 гг., что вызвало выход инфляции из под контроля. С 1994 г. проводятся антиинфляционные меры по усилению государственного регулирования цен на товары производственного назначения, поставляемые естественными монополиями. Устанавливались предельно допустимые уровни рентабельности в ценах товаров и услуг, соотношения роста цен на товары топливно-сырьевой группы и тарифов со средним индексом цен производителей в промышленности. Однако монопольное положение промышленных предприятий при сокращении производства и в этих условиях позволяло повышать цены на их продукцию. |Таблица 21 | Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|