бесплатно рефераты
 

Анализ экономических и социальных результатов аграрной реформы на Дальнем Востоке

|Еврейская АО |0,2 |0,2 |0,4 |0,3 |0,3 |150 |100 |

|Приморский край |3,1 |5,6 |11,4 |18,1 |14,1 |454 |78 |

|Хабаровский край |1,8 |4,5 |11,8 |12,8 |9,8 |544 |77 |

|Амурская область |2,3 |5,9 |13,2 |9,2 |4,6 |200 |50 |

|Камчатская обл. |1,2 |2,0 |2,6 |2,6 |3,0 |250 |115 |

|Магаданская обл. |0,6 |0,9 |0,9 |0,8 |0,8 |133 |100 |

|Сахалинская обл. |1,0 |1,8 |3,6 |3,0 |3,0 |300 |100 |

Наибольший рост безработицы произошел в 1995-1996 годах. Некоторое её

снижение на части территорий Дальнего Востока в 1997 г. вызвано не

улучшением ситуации, а прекращением выплат пособий из-за отсутствия средств

и длительных сроков безработицы, снятием с учета. Среди безработных две

трети составляют женщины и более одной трети молодежь. Сократилась

потребность в животноводах, учителях, воспитателях и медицинских

работниках. Как показали опросы сельских жителей, более 80% опрошенных не

уверены в будущем, считают, что практически никто, не защищает их интересы,

профсоюзы бездействуют и не могут решать возникающие проблемы на рынке

труда.

Увеличивается продолжительность безработицы, она приобретает застойные

формы, ведет к потере квалификации, деградации значительной части сельского

населения. На предприятиях сельского хозяйства имеется скрытая безработица,

не занято или частично занято более 25% общей численности работающих.

Доведение реформ до логического завершения приведет к тому, что в сельской

местности окажется более 70% незанятого трудоспособного населения.

Сохранение большинства сельскохозяйственных предприятий в значительной

мере поддерживается за счет низкой оплаты труда, задержек ее выплат и

замены натуральной выдачей продуктов.

В 1997 г. заработная плата в сельском хозяйстве составляла 55% от

средней по народному хозяйству и была в 2,3-2,4 раза ниже, чем в других

отраслях (табл. 18).

Наиболее низкая оплата труда в основных сельскохозяйственных

территориях; она составила в Амурской области 476 тыс. руб. или 32 и 38% от

средней заработной платы, сложившейся во всех отраслях. Она в Амурской

области в 3-3,5 раза ниже, чем в Республике Саха. По сравнению с 1986-1990

гг. среднемесячная зарплата в сельском хозяйстве Амурской области в 1997 г.

увеличилась в 1107-1568 раз, в Республике Саха в 3956. В дореформенный

период оплата труда работников сельского хозяйства северных территорий была

выше, чем в основных сельскохозяйственных районах на 20-85%, а в 1996 г.

разрыв увеличился до 270-480%. Свыше 50% сельского населения находится за

чертой бедности. Это ведет к неприятию реформ и криминализации сельской

жизни.

|Таблица 18 |

|Уровень заработной платы по отраслям народного хозяйства (май 1997 г) |

|Территории |Средняя |Оплата в отраслях материального |

| |заработная |производства, в % к средней |

| |плата (тыс. | |

| |руб) по всем| |

| |отраслям | |

| | |Промышл|Строите|Трансп|Связь |Сельск|

| | |енность|льство |орт | |ое |

| | | | | | |хозяйс|

| | | | | | |тво |

|Республика Саха |2269 |131 |133 |127 |131 |55 |

|Амурская область |1034 |118 |107 |153 |150 |38 |

Принципиальные изменения произошли в структуре доходов. Как показало

обследование семейных бюджетов колхозников Амурской области, на заработную

плату приходилось лишь 23% дохода. Такой уровень оплаты труда не

обеспечивает минимальной мотивации труда. Личное подворье приносит сельским

жителям больше, чем труд в хозяйстве.

Предприятия во многих случаях рассматриваются прежде всего как

источник ресурсов для ведения личного подсобного хозяйства. Заработная

плата перестала выполнять функцию воспроизводства рабочей силы и

стимулирования труда. Она превратилась в разновидность пособия, не

связанного с результатами труда. Усилились негативные процессы в развитии

социальной инфраструктуры. Ввод жилья по сравнению с 1986-1990 гг.

сократился в 4 раза, общеобразовательных школ - в 15 раз, прекратился ввод

дошкольных учреждений и учреждений культуры. Разрушается сеть сельских

лечебных учреждений, закрываются фельдшерско-акушерские пункты, участковые

больницы, прекращается выездное медицинское обслуживание сельского

населения.

Практически более 90% сельскохозяйственных предприятий не ведут работу

по подготовке кадров ни на производстве, ни в системе профессионального

обучения. Это обуславливает деградацию рабочей силы и дальнейший спад

производства. Особую тревогу вызывает состояние сельской торговли. Низкая

заработная плата, постоянные ее задержки привели к падению

платежеспособного спроса населения. Завоз товаров в сельскую местность

постоянно сокращается. Розничный товарооборот на душу населения в сельской

местности в 4 раза уступает городским показателям. В то же время

ликвидируются автобусные маршруты, и сельское население оказывается в

затруднительном положении. Все это стимулирует миграцию сельского

населения, в первую очередь молодежи. Таким образом, в ходе реформ ни одна

из социальных проблем не была решена, они еще больше обострились. В

процессе выхода из кризиса прежде всего необходимо обеспечить

восстановление стимулирующей, воспроизводственной функции заработной платы

и повышение доходов сельского населения.

2. Экономическая среда функционирования аграрного сектора.

Радикальная экономическая реформа, начатая в 1992 году, направлена на

коренное изменение экономического уклада общества. Шоковый характер реформы

привёл к полному изменению экономической среды. Эти изменения наиболее

негативно повлияли на отрасли и регионы, которые в силу объективных причин

не могут адаптироваться к нерегулируемым рыночным отношениям.

2.1. Методы проведения реформ и их экономическое содержание.

С начала экономических реформ за основу была принята схема монетарного

макроэкономического регулирования. В плане практических действий это

привело к сосредоточению внимания на финансовой стабилизации, а не на росте

эффективности производства. Это предопределило и предпринятые шаги реформ.

Прежде всего либерализацию цен, направленную на сжатие покупательского

спроса населения и спроса предприятий на инвестиционные ресурсы, сокращение

объёма кредитов за счёт резкого повышения ставок кредитования, обеспечение

сбалансированности на внутреннем рынке путём либерализации внутренней и

особенно внешней торговли.

Одновременно формирование рынка труда было обеспечено сокращением

производства, высвобождением значительной части занятых. Безработица стала

повсеместной и хронической. Создание рынков капитала обеспечивалось

принудительной реорганизацией сельскохозяйственных предприятий,

акционированием и ваучерной приватизацией с последующим перераспределением

акций.

Это был ультрареволюционный подход к реформе, когда абстрактная схема,

декларация стала определяющим направлением деятельности всех органов

власти. Но все экономические действия были прикрытием для решения главной

политической задачи - обеспечения необратимости изменения общественного

уклада, перераспределения собственности и главенствующего положения частной

собственности.

Либерализация цен привела к гиперинфляции. В то же время стоимость

основного капитала была заморожена, так как переоценка основных фондов

началась только через два года. Оборотные средства практически были

конфискованы - они не переоценивались. Это привело к обесцениванию основных

средств и стимулировало проведение приватизации.

Ваучерная приватизация позволила передать государственную

собственность в руки частного и корпоративного капитала. Владельцы ваучеров

были “хранителями собственности”, обеспечившими снижение социальной

напряжённости. Кризис неплатежей так же служил цели ускорения

перераспределения и централизации собственности. В результате невыплаты

заработной платы акции прибыльных предприятий по заниженным ценам

концентрировались в руках новых владельцев и банков. Этому так же

способствовало подавление инфляции методами сжатия и регулирования денежной

массы. Кризис неплатежей привёл к дефициту доходной части бюджета и росту

социальной напряжённости. Правительство ищет выход в реализации пакетов

акций наиболее рентабельных предприятий. Для населения рекламируется

пополнение доходов бюджета, а на деле идёт передача государственной

собственности в руки крупных частных собственников.

Продолжающиеся в 1997-1998 годах меры по стабилизации ситуации

направлены на дальнейшее сокращение числа собственников, обладающих

небольшими пакетами акций, полученных в ходе приватизации, на обесценивание

рассредоточенного капитала и последующую его концентрацию в руках узкого

круга “стратегических” собственников, часто иностранных. В аграрном секторе

главной проблемой остаётся решение вопроса о свободной продаже

сельскохозяйственных земель. Если этот вопрос получит положительное

решение, в современных условиях при искусственно созданной убыточности всех

отраслей сельского хозяйства, земли по низким ценам, а то и бесплатно, в

результате залога перейдут в собственность отдельных лиц или финансовых

групп , банков.

Проводимая реорганизация и созданная экономическая среда были

направлены на разрушение общественного производства, а не на повышение

эффективности. При проведении коллективизации проходило изъятие земли и

имущества у крестьян, при современной реформе проведена конфискация у

коллективов и в целом у общества.

При сопоставлении методов, практических шагов, декларировавшихся целей

и полученных экономических и политических результатов в процессе реформ

можно четко видеть, что провозглашались одни цели, а расчет строился на

получение результатов, гарантировавших необратимость изменения

общественного строя (табл. 19).

Проведенный анализ показывает, что в течение всего периода реформы

применяемые методы макроэкономического регулирования стабильно

способствовали развертыванию и сохранению кризиса экономики, так как только

в условиях кризиса создается возможность перераспределения собственности

при минимальных затратах со стороны новых собственников.

Таким образом, сложившаяся ситуация не является результатом ошибок и

просчетов. Она есть результат осознанной, целенаправленной деятельности

правительства реформаторов, направленной на насаждение частной

собственности, ее преобладание в экономике посредством массированного

перераспределения национального богатства, созданного предшествующими

поколениями. Решающую роль в этом сыграла либерализация цен.

| |

| |

|Таблица 19 |

|Методы, декларированные цели и полученные результаты экономических реформ |

|Перио|Методы и практические |Декларированная цель |Полученные |

|д |шаги | |экономические |

| | | |результаты |

|1992-|Либерализация цен |Согласование спроса и |Разрушение |

|1993 | |предложения, |экономической базы |

| | |макроэкономическое |государственного |

| | |равновесие |регулирования |

| |Либерализация торговли|Насыщение товарного |Модификация отношений |

| | |рынка |собственности, |

| | | |стимулирование мелкой |

| | | |частной собственности |

| |Реорганизация, |Рост эффективности |Разрушение |

| |акционирование и |производства путем |общественной |

| |приватизация |передачи собственности|собственности путем ее|

| |предприятий |работникам, |диффузии |

| | |формирование слоя | |

| | |собственников | |

| |Ограничение денежной |Борьба с инфляцией, |Обесценение |

| |массы, отказ от |обеспечение финансовой|общественного, |

| |индексации основных и |стабильности |акционерного и мелкого|

| |оборотных средств | |частного капитала |

|1994-|Переход к денежной |Формирование |Перераспределение |

|1996 |приватизации |стратегических |собственности, рост |

| | |собственников |стоимости активов, |

| | |фондового рынка, |скупка акций |

| | |стимулирование |иностранными |

| | |инвестиций |инвесторами |

| |Ограничение массы |Контроль над |Поглощение мелкого |

| |платежных средств |инфляцией, сокращение |капитала, уменьшение |

| | |бюджетного дефицита |числа мелких |

| | | |держателей акций |

| |Попытка |Поддержка |Ухудшение положения в |

| |государственного |отечественных |экспортно-ориентирован|

| |регулирования, |товаропроизводителей, |ных от-раслях, |

| |введение валютного |стимулирование |снижение стоимости |

| |коридора |производства |акций, формирование |

| | | |государственно-монопол|

| | | |истичес-ких групп |

|1997-|Ограничение массы |Стабилизация |Спад производства, |

|1998 |платежных средств, |финансового состояния,|усиление портфельных |

| |поддержание курса |обеспечение |инвестиций, переход |

| |рубля |конвертируемости |права собственности к |

| | | |крупным отечественным |

| | | |и иностранным |

| | | |инвесторам |

| |Либерализация доступа |Пополнение бюджета, |Свободный вывоз |

| |иностранных инвесторов|снижение его дефицита |капитала при |

| |на рынок ГКО ОФЗ | |осложнении ситуации на|

| | | |мировых рынках, полная|

| | | |зависимость от внешних|

| | | |инвесторов |

| |Продажа |Пополнение бюджета, |Перераспределение |

| |государственных |финансирование |собственности в пользу|

| |пакетов акций |государственного долга|крупного капитала, |

| |рентабельных | |последующее снижение |

| |предприятий | |доходов |

2.2. Изменение ценовой среды

Либерализация цен стала первым мероприятием реформы. Рост цен подавил

спрос предприятий и населения, обесценил оборотные средства предприятий и

сбережения населения, практически произошла их конфискация. На первом этапе

реформ либерализация цен вызвала инфляцию. Рост инфляции стимулировался

эмиссией денег для покрытия дефицита бюджета. То есть высокая инфляция в

значительной мере была вызвана действиями правительства, а не объективными

условиями.

В промышленности либеральные подходы выдерживались в течение

длительного времени. Наиболее высокими темпами росли цены в топливно-

энергетическом комплексе. Цены на мазут, бензин и дизельное топливо

превысили уровень США еще в 1995 году. Высокий рост цен в топливно-

энергетическом комплексе стимулировал их повышение в других отраслях.

Однако в сельском хозяйстве цены росли значительно медленнее (табл. 20).

Если индексы цен лесного и топливного комплекса в Амурской области

были близки, а в Республике Саха отличались в 1,8 раз, то в сельском

хозяйстве индексы цен были ниже индексов топливного комплекса в 3,8-9,8

раз. Диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию имеет

общий характер, но отличается по территориям.

|Таблица 20 |

|Индексы цен производителей (декабрь текущего к декабрю предыдущего года, |

|раз) |

|Вид производства, |1991 |1992 |1993 |1994 |1995 |1995 в % |

|территория | | | | | |к 1990 |

|Топливный комплекс |

|Амурская область |0,8 |127 |1 |21 |2,7 |5760 |

|Республике Саха |2,2 |188,1 |6,2 |2,7 |2,6 |18011 |

|Лесной комплекс |

|Амурская область |3,0 |20 |13,7 |3,8 |1,9 |5934 |

|Республике Саха |3,7 |18,3 |12,5 |4,1 |2,8 |2959 |

|Сельское хозяйство |

|Амурская область |2 |7,9 |8,8 |4 |2,7 |1501 |

|Республике Саха |1,6 |6,9 |14,4 |4 |2,9 |1844 |

На Дальнем Востоке диспаритет усиливается опережающим ростом

транспортных тарифов. К концу 1997 г. общий индекс транспортных тарифов к

1990 г. составил для железнодорожного транспорта 22113, автомобильного

11993, морского 11525 и для авиационного 20000. В то же время индекс цен на

промышленные товары составлял около 10000. Расходы по доставке в условиях

Дальнего Востока часто превышают стоимость доставляемых ресурсов. Это

вызывает опережающий рост отпускных цен для сельского хозяйства (табл. 21).

Наиболее либеральной политика цен была в 1992-1993 гг., что вызвало

выход инфляции из под контроля. С 1994 г. проводятся антиинфляционные меры

по усилению государственного регулирования цен на товары производственного

назначения, поставляемые естественными монополиями. Устанавливались

предельно допустимые уровни рентабельности в ценах товаров и услуг,

соотношения роста цен на товары топливно-сырьевой группы и тарифов со

средним индексом цен производителей в промышленности. Однако монопольное

положение промышленных предприятий при сокращении производства и в этих

условиях позволяло повышать цены на их продукцию.

|Таблица 21 |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.