бесплатно рефераты
 

Уголовно правовая охрана фауны России

г. № 167-ФЗ[32] и др., а также подзаконные акты, регулирующие охрану

животного мира.

Предметом данного преступного деяния являются: критические места

обитания организмов, занесенных в Красную книгу РФ, животные, относящиеся к

этой категории, их популяции.

Среда обитания – территория (акватория), в которой объекты животного

мира находятся в состоянии естественной свободы, включающая ускорение их

размножения, нагула, отдыха, пути миграции и иные элементы жизненного

цикла. Ст. 22 Федерального закона «О животном мире» относит к ней места

постоянной концентрации объектов животного мира, в том числе в период

размножения и зимовки и устанавливает правовой статус защитных участков

территории, но необходимые для осуществления жизненных циклов редких и

исчезающих видов животных.

Объективная сторона преступления состоит из активных действий,

выразившихся в уничтожении критических местообитаний организмов,

занесенных в Красную книгу РФ, последствий гибели популяции этих

организмов, причинной связи между деянием и последствиями.

Уничтожение критических местообитаний организмов, занесенных в

Красную книгу, может быть произведено самым различным образом:

1) в ходе хозяйственной деятельности;

2) в результате осуществления хозяйственной деятельности;

3) оказанием физического воздействия на состояние критических

местообитаний;

4) нарушением экологического равновесия, сложившегося на данной

территории, добыванием, сбором экземпляров, изъятием в научных и

других целях, переселением, ввозом и т.п.

В ходе хозяйственной деятельности уничтожение критических

местообитаний происходит во время строительства производственных и

непроизводственных объектов, в том числе нефтепроводов, железнодорожных и

транспортных магистралей, аэродромов, линий электропередач и связи,

каналов, плотин и иных гидротехнических сооружений, создания новых

населенных пунктов, при введении в оборот целинных земель, неустановление

специальных предусмотренных знаков и знаков ограничения скорости на

транспортных магистралях, а также устройств со специальными проходами, типы

и конструкции которых определяются органами по охране окружающей среды для

безопасности путей миграции животных; при проектировании и строительстве

трубопроводов без заглубления, либо без сооружения переходов для

мигрирующих животных с подъемом отдельных участков на высоту не ниже 3

метров, а также ведение строительных работ в период массовой

миграции и т.п. и устанавливающие режим и другие положения,

касающиеся особо охраняемых природных территорий и объектов. К важнейшим из

них относятся: «Требования по предотвращению гибели объектов

животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при

эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и

электропередачи»[33]. постановление Правительства от 18 июня 1996 г. «О

правилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способов

добывания объектов животного мира».[34] значительную долю среди общих актов

составляют законы субъектов Федерации и другие нормативно-правовые акты,

регулирующие охрану животного мира и другие вопросы, принятые субъектами

Российской Федерации в пределах своей компетенции.

Ряд нормативно-правовых актов, регулирующих отдельные виды

деятельности, предусматривает правила, предназначенные для охраны животных,

занесенных в красную книгу, в связи с возможным негативным воздействием на

них и среду их обитания. Эти правила касаются применения агрохимикатов,

создания зоологических коллекций, некоторые аспекты внешнеторговой

деятельности и т.п.

К специальным актам, предназначенным для регулирования охраны особых

категорий организмов, относятся: Красная книга РФ, и аналогичные документы,

постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. «О порядке выдачи

разрешения (распорядительных лицензий) на оборот диких животных,

принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской

Федерации»,[35] и др., а также ведомственные акты.

Учитывая изменения состояния организмов, занесенных в Красную книгу,

а также мер их охраны, Правительство РФ установило, что издание ее

осуществляется не реже одного раза в 10 лет. Организация издания возложена

на Госкомэкологию РФ.

Помимо Красной книги РФ большое значение имеет Красная книга

Международного союза охраны природы, включающая описания более 600 видов

животных.

Родовым объектом преступления, предусмотренного ст. 259 УК РФ,

являются: общественные отношения в области охраны животного мира и среды их

обитания. Непосредственным объектом преступных посягательств выступают

общественные отношения по защите, сохранению популяций организмов,

занесенных в Красную книгу РФ, и среды их обитания.

В результате осуществления хозяйственной деятельности нередко

происходит загрязнение среды обитания животных и растений, в том числе

путем сброса сточных вод и иных отходов в водные источники, размещения

отходов на поверхности земли, при захоронении их в водах, покрывающих

континентальный шельф, в результате нарушения правил хранения,

транспортировки и иных правил обращения с агрохимикатами и т.п.

Уничтожение может выражаться в разрушении, повреждении, вытаптывании,

сожжении или затоплении обитаемых или регулярно используемых гнезд, нор,

убежищ, жилищ и других сооружений птиц и животных, необходимых для их

жизненного цикла.

Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в

Красную книгу, может быть результатом совершения преступных действий,

предусмотренных диспозицией ст. 257 УК РФ «Нарушение правил охраны рыбных

запасов, при производстве лесосплава, взрывных работ и т.п., ст. 261 УК РФ

«Уничтожение или повреждение лесов» - при лесных пожарах и т.п.

Уничтожение критических местообитаний может быть вызвано резким

уменьшением численности организмов, нарушением мер предосторожности при

добывании объектов, занесенных в Красную книгу РФ, при добывании животных с

нарушением половозрастного состава, обеспечивающего выживаемость популяций,

добыванием слишком большого количества животных на ограниченном участке

территории, что также снижает выживаемость популяций.

Также уничтожение критических местообитаний организмов, занесенных в

Красную книгу РФ, может быть результатом самовольной акклиматизации, а

также гибридизации животных. В этом случае деяние как элемент объективной

стороны состава преступления является активным действием и состоит в

переносе и внедрении завезенных на территорию России из других стран

животных, т.е. новых для фауны России объектов; в переселении объектов

животного мира в новые места обитания. Бездействие состоит в непринятии

соответствующих мер предосторожности, сопряжено с неполучением заключений

специалистов, уклонением от контроля за проводимой деятельностью,

неполучением полагающегося на проведение такого рода работ разрешения и

т.п.

Сходным по механизму является уничтожение критических мест обитания в

результате ввоза на территорию РФ животных, признанных наносящими ущерб

организмам, занесенным в Красную книгу РФ. Такое перемещение всегда

является незаконным и может быть совершено как в виде контрабанды помимо

или с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием

документов или средств таможенной идентификации, отсутствие специального

разрешения на ввоз животных, если оно должно быть получено в специально

установленном порядке, в дальнейшем использовании – продаже, незаконном

содержании, а затем и в выпуске в окружающую среду и совершении иных

действий, которые могут привести к преступным последствиям.

Огромный размах в последние годы приобрели изъятие из мест обитания

животных, которые расположены на территории стран СНГ, и последующая их

контрабанда за рубеж. Так, только из среднеазиатских государств в Арабские

Эмираты ежегодно вывозится до 700 соколов (стоимость хорошего экземпляра

доходит до 10 тыс. долларов США); с превышением квот вывозятся

среднеазиатские черепахи (в Москву было вывезено более 70 тыс. экземпляров,

в Польшу и Чехословакию – около 20 тыс., причем треть их из-за плохих

условий содержания погибла).[36] Такое массовое изъятие представителей

вида не может не привести к гибели популяции.

Последствием преступления. предусмотренного ст. 259 УК РФ. является

гибель популяций организмов, занесенных в Красную книгу РФ. Под популяцией

понимается совокупность особей одного вида, в течение большого числа

поколений со специфической эволюционной судьбой населяющих определенную

территорию или акваторию. Значение экологических популяций заключается в

обеспечении эволюционной устойчивости всего вида данных организмов, а их

гибель, относясь к числу тяжких последствий, приводит к исчезновению

отдельных видов организмов с лица Земли.

Причинная связь подлежит обязательному установлению. В тех случаях,

когда гибель или резкое сокращение численности популяции организмов,

занесенных в Красную книгу РФ, вызваны естественно-природными факторами

(стихийными бедствиями, болезнями диких животных, климатическими

колебаниями и т.п.), сопряженным во времени с какой-либо хозяйственной

деятельностью, или иным антропогенным воздействием, состав преступления

отсутствует.

Кроме того, гибель популяции организмов, занесенных в Красную книгу

РФ, как уже отмечалось, может быть последствием иных экологических

преступлений, например, нарушения ветеринарных правил, нарушения режима

особо охраняемых природных территорий, уничтожение или повреждение лесов и

т.д. Разграничение в этих случаях проводится по субъективной стороне

состава преступления. Квалификация по совокупности деяний не требуется.

Преступление считается оконченным с момента гибели популяции

организмов, занесенных в Красную книгу РФ.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 259 УК РФ,

выражается в форме прямого умысла по отношению к действиям – уничтожению

критических местообитаний организмов, занесенных в Красную книгу РФ, и

косвенно – по отношению к наступившим последствиям – гибели популяций.

Субъект преступления – лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Законодатель не устанавливает в качестве квалифицирующего обстоятельства

признаки специального субъекта.

Ценность редких видов заключается не только в их значимости как

стратегического биологического ресурса. Каждый редкий вид – это важный

компонент экосистемы, с исчезновением которого устойчивость всей системы

нарушается. Кроме того, каждый редкий вид уникален и ценен сам по себе.

Значительную часть редких видов на территории России составляют

эндемичные, то есть, обитающие исключительно у нас в стране, виды. Это

накладывает на Россию особую ответственность за их сохранение.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ФАУНЫ РОССИИ

§1. Особенности детерминации и причинности.

Экологические преступления являются одним из наиболее общественно

опасных и распространенных видов противоправных деяний. В совокупности с

другими экологическими правонарушениями по тяжести своих отрицательных

последствий экологического и социального характера они представляют

сегодня реальную угрозу национальной безопасности России.

По ряду своих сущностных характеристик экологические преступления в

значительной части являются одновременно и экономическими (противоправное

использование природных ресурсов), либо корыстными (незаконная охота,

рыбный промысел) преступлениями, но по своим негативным последствиям,

причиненному ущербу они почти всегда превосходят их.

Экологическая преступность характеризуется высокой латентностью – в

статистике отражается только малая часть совершаемых экологических

преступлений. При этом высоко не только скрытая, но и скрываемая часть

таких преступлений: общее количество ежегодно возбуждаемых уголовных дел по

фактам выявленных преступлений в сфере экологии явно не соответствует

числу сообщений о них, известных правоохранительным органам.

Исчерпывающая информация о реальной распространенности экологических

преступлений в настоящее время отсутствует. Но даже та, которая имеется в

правоохранительных органах, свидетельствует, что в данной сфере мы имеем

дело с массовыми нарушениями законодательства. С учетом латентности

удельный вес экологических преступлений составляет не менее 15 – 20%.

В причинном комплексе экологической преступности взаимодействуют

многочисленные и разноплановые обстоятельства. Наиболее общие и постоянно

действующие вытекают из противоречий, присущих общественным отношениям,

определяющим сущность, характер и процесс взаимодействия человека и

природы. Основные из этих противоречий вызваны в последние годы негативными

процессами, сопровождающими социальные и экономические преобразования,

происходящие в стране.

Переориентация России с плановой на рыночную экономику привела к

разделению экономических и экологических интересов общества, государства и

его граждан, ускорила процессы деградации окружающей природной среды,

создала условия для развития новых реальных стимулов совершения

экологических преступлений.

Экономические причины совершенствования экологических преступлений, не

связанных с должностным статусом граждан, различны. В их числе – резкое

снижение уровня жизни, сопровождаемое безработицей, невыплатой зарплаты,

утратой возможности бесплатного или льготного образования, лечения. Именно

по этим причинам широкий масштаб получили браконьерство и другие

правонарушения. Но наиболее распространенными причинами экологических

преступлений для этой категории лиц являются те, которые присущи для

совершающих преступления по собственным мотивам.

Рост экологической преступности происходит из-за несовершенства

законодательства об ответственности за экологические правонарушения

(множество отсылочных норм, несогласованности между актами и нормами,

недостаточно четкие формулировки правовых норм). Примером тому может

служить отсутствие специального закона «Об охоте и охотничьем хозяйстве»,

который находится в Государственной Думе более 7 лет. Федеральный закон «О

животном мире» вступил в силу в 1995г., а положение об охоте и охотничьем

хозяйстве не изменялось с 1960г., Типовые правила охоты в Российской

Федерации – с 1988г. Действуют еще более ранние по времени всевозможные

инструкции, регламентирующие охотопользование, которые до сих пор не

приведены в соответствие с данным Законом.

Рост экономической преступности происходит также из-за принятия

субъектами РФ законодательных актов, объявляющих исключительное право

собственности на все природные объекты своих территорий, что противоречит

конституции РФ.

Местные органы исполнительной власти, как субъектов Российской

Федерации, так и их территориально-административных образований, издают

законы, постановления, распоряжения, зачастую даже не поставив в

известность природоохранные органы.

Не реализуется в нужной мере система экологических ограничений и

режимов природообразования. Так, существенным фактором, негативно влияющим

на состояние рыбных запасов, является эксплуатация предприятиями энергетики

гидротехнических сооружений на реке Волга. «С целью выработки

электроэнергии ежегодно производится сработка уровней водохранилищ на реке

Волга и ее притоках, что нередко приводит к обсыханию больших площадей в

водохранилищах, гибели рыбы от придавливания льдом и удушья».[37]

Существенное влияние на рост экономической преступности оказывает

снижение активности контролирующих органов и должностных лиц предприятий в

сфере охраны окружающей среды, вызванное изменениями экономической

ориентации государства на рост потребительских интересов в использовании

природного сырья, инициирование и развертывание расточительного в

природоресурсном отношении предпринимательства.

К причинам роста экологической преступности следует также отнести

заметное снижение в последние годы уровня взаимодействия правоохранительных

и природоохранных органов по совместному предупреждению, пресечению и

раскрытию преступлений, несовершенство системы государственных органов

специального управления в области охраны окружающей природной среды и

природопользования, их малоэффективную деятельность; непоследовательность в

реализации законодательно закрепленного принципа разграничения контрольно-

надзорных и хозяйственно-распорядительных функций в указанной области;

слабое информационное обеспечение деятельности по организации борьбы с

экологическими преступлениями; недостаточную материально-финансовую

обеспеченность контрольно-инспекционных служб, слабую правовую и социальную

защиту инспекторского состава природоохранных органов; отсутствие

эффективного механизма участия общественности в борьбе с экологическими

преступлениями.

Правительство, министерства и ведомства демонстрируют свою

несостоятельность в обеспечении реализации экологического законодательства.

Ситуация осложняется распадом прежней системы государственного контроля,

постоянными реорганизациями природоохранных органов.

На фоне постоянного роста экологических преступлений становится всё

менее эффективной правоприменительная практика. Это связано с недооценкой

общественной опасности экологических преступлений работниками

правоохранительных и природоохранных органов. Так, вопреки требованиям ст.

13 Федерального Закона «Об исключительной экономической зоне Российской

Федерации» Госкомрыболовсва России далеко не всегда принимает меры к

нарушителям правил рыболовства.

Зачастую у работников природоохранных и правоохранительных органов

отсутствуют четкие представления о сущности экологических преступлений, их

классификации, разграничении со сходными преступлениями и административными

правонарушениями. Вызывает тревогу то, что в силу названных причин, а также

при значительном росте преступности в стране – экологической, корыстной,

насильственной из-за нехватки сил и средств в правоохранительных органах

борьба с экологическими преступлениями ведется, в основном, против мелких

нарушителей экологических норм, те же, кто посягает на экологическую

безопасность, в основном остаются безнаказанными.

§2. Особенности борьбы.

Правоохранительные органы сами не владеют и не могут владеть в полном

объеме необходимыми и средствами для борьбы с преступлениями против

животного мира России. Поэтому в этой деятельности постоянно участвуют

компетентные в соответствующей сфере работники многочисленных

природоохранных органов и контрольных и надзорных служб.

Устранение угроз экологической безопасности, вызванное конкретными

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.