бесплатно рефераты
 

Проблемы управления экологической ситуацией на горных территориях

богатыми городскими жителями,

3. вследствие охотничьей деятельности местного уровня.

Браконьерство для обеспечения средств к существованию нелегко

поддаётся контролю, так как работники заповедников часто проживают в тех же

населённых пунктах, что и правонарушители, а нужда местного населения часто

не подлежит сомнению, поэтому наложение штрафов оказывается сложным.

Низкая зарплата работников охраняемых районов, а также их собственные

потребности в средствах к существованию делают их уязвимыми для получения

взяток для разрешения неконтролируемой коммерческой охоты, рыболовства и

сбора плодов. Кроме того, неэффективное правовое обеспечение охраны

окружающей среды не способствует прекращению этих незаконных действий.

Недостаточная осведомлённость населения об экологических проблемах

также способствует истощению ресурсов. Кроме того, недостаточная степень

вовлечённости местного населения в планирование и управление заповедниками,

а также недостаточно эффективное управление другими землями также вносит

лепту в истощение ресурсов.

Для охраняемых и неохраняемых территорий существует дополнительная

опасность при разработке новых шахт по добыче руды, а также в результате

расширения туристической индустрии. Стратегия действий, административное и

правовое регулирование деятельности новых промышленных предприятий в

экологическом плане недостаточны и не применяются последовательно. Поэтому

краткосрочные экономические блага, получаемые в ходе этой деятельности,

могут иметь отрицательные экологические, экономические и социальные

последствия в долгосрочном периоде. Уже существующие рудники также

подвергают экосистемы риску, так как ведут к загрязнению водных ресурсов и

истощению земли.

Стратегия и цели.

Цель защиты биологического и ландшафтного многообразия двояка: она

заключается, во-первых, в оптимальном использовании и поддержке охраняемых

территорий и, во-вторых, в защите неохраняемых территорий от истощения

охотой, рыбной ловлей, сбором плодов и туризмом.

Существуют различные виды охраны биологического разнообразия: от

неохраняемых территорий до заповедников. Но основная цель, характерная для

всех типов земель остаётся одной и той же: сохранить природные ресурсы,

включая биологической многообразие и ландшафты, для использования их

населением или в научных целях. В любом случае нужно изменить не природу и

окружающую среду, а сознание людей, использующих природные ресурсы. В

идеале, для оптимизации сохранения ресурсов и получения выгод человеком,

для каждой экосистемы должна быть разработана индивидуальная система

управления с учётом изменяющихся как экологических, так социальных и

экономических условий.

Для того чтобы приблизиться к этому идеалу, необходимо, насколько это

возможно, привлекать к охране окружающей среды местное население. Оно знает

об особенностях обстановки в местности, включая природные, экономические и

социальные аспекты. Правительство может регулировать деятельность людей

только в жёстких рамках, которые не всегда отвечают требованиям отдельных

местностей или экосистем. К тому же, государственное регулирование не

всегда существенно влияет на отношение людей и их деятельность. В каждом

случае бывает по-разному.

Следовательно,

. местное население должно быть проникнуто идеей охраны окружающей

среды, проинформировано, обучено и вовлечено в неё насколько это

возможно,

. необходимо развивать чувство долга и их личную ответственность за

окружающую среду и ресурсы,

. развивая свои способности в управлении ресурсами, государство должно

эффективно управлять деятельностью по использованию ресурсов,

. при постепенном развитии у местного населения навыков управления ему

должно быть передано больше власти и полномочий.

Это освобождает государственные учреждения от обязанности

сосредотачиваться на поддержке этого процесса и создавать соответствующие

структурные условия, что само по себе является большой задачей.

Возможные действия.

Экологическое образование и деятельность по повышению уровня

осведомлённости населения, являясь непременным условием и существенной

частью защиты природы, должны стать началом и объектом повышенного

внимания. Такая деятельность может планироваться как местным населением,

так и быть частью проектов непосредственно направленных на защиту

окружающей среды или на эффективное использование любых ресурсов. Можно

совмещать все средства и методы, так как они нацелены на усиленное

вовлечение населения.

Эта деятельность также должна стать частью развития охраняемых

территорий. Все участники, включая местное население, должны быть вовлечены

в процессы планирования и принятия решений для охраны территорий. Даже в

рамках контроля и исследования они могут играть определённую роль или, с

другой стороны, контроль и исследования могут быть использованы для того,

чтобы сделать местное население и долевых участников неравнодушными к

экологическим проблемам и информировать их об этих проблемах. Это уже может

быть учтено как первый шаг к применению концепции буферной зоны,

значительно более последовательного, чем в данное время. Обязательным

условием для применения методов участия концепции буферной зоны должно

стать обучение кыргызских специалистов.

Согласно концепции буферной зоны местное население должно осознавать

количественно измеряемые выгоды от содействия управлению охраняемых зон.

Это может реализовываться посредством осуществления эффективной

экономической деятельности в буферных зонах.

На этом основании и как результат процесса для того, чтобы обеспечить

биологическое и ландшафтное многообразие, охват охраняемых территорий

должен быть расширен. Согласно Стратегическому плану действий по охране

биологического многообразия Кыргызстана (BSAP) к 2004 году должен быть

увеличен охват охраняемых территорий от нынешних 3,9% территории республики

до 4,8%. Этого можно достичь соединением обширной сети небольших охраняемых

территорий с более крупными и обеспечением связей между ними. При

планировании и создании новых охраняемых зон следует охватывать экосистемы,

представленные уже существующими заповедниками, например природный ореховый

сад в Джалал-Абаде. К тому же необходимо выяснить, следует ли при

планировании охраняемых зон учитывать условия вододеления и совместной

защиты. Это автоматически станет межгосударственной деятельностью, которую

необходимо осуществлять совместно с заинтересованными странами.

Для принятия правильных решений в области охраны экосистем,

исследований и контроля необходимо убедиться, что новые и уже существующие

охраняемые районы правильно расположены, то есть в местах обширного

биологического многообразия, целиком охватывают естественную среду важных

видов растений и животных, защищают всю экосистему. Но, поскольку

охраняемые территории представляют собой только ядро определённых экосистем

или даже только одного вида, эти исследования и контроль должны охватывать

также важные территории за пределами охраняемых.

3.7 Возможности туризма и отдыха.

В Кыргызстане в настоящее время преобладает односторонний отток людей

и ресурсов из горных местностей в равнины, что, кроме всего прочего, также

усугубляет и выдвигает в центр интересов данного сектора проблему того, что

возможности для туризма и отдыха в горных областях не используется

полностью, и деятельность в этой сфере не проводится постоянно и с учётом

экологических факторов.

Это касается неиспользованного в полной мере такого потенциала

туризма, как великолепные пейзажи, богатое природное разнообразие,

неповторимый жизненный уклад, характерный для горных районов; культурная

самобытность народа и многие другие особенности. Это касается также богатых

минеральных ресурсов кыргызских гор, которые могут быть использованы в

оздоровительном туризме и восстановительных, рекреационных целях.

Возможности кыргызского населения в использовании лекарственных ресурсов

гор представляют собой дополнительный потенциал для индустрии отдыха. В

настоящее время отсутствует контроль за состоянием и качеством этих

лекарственных и оздоровительных ресурсов.

Незначительные инвестиции в реконструкцию со стороны как местных, так

и иностранных инвесторов и неудовлетворительный уровень развития

инфраструктуры отдыха и туризма, являются признаками неадекватных

структурных условий, частично связанные с несовершенством правовой и

административной сфер. Процесс получения туристических виз в Кыргызстан и

соседние страны сильно усложнён. Процедура получения визы занимает много

времени и подвержена частым изменениям. Кроме того, туристы часто

сталкиваются с нежелательными проблемами, связанными с пограничным и

таможенным контролем. Регистрация в стране также может быть чревата

осложнениями.

Другим объяснением нежелания вкладывать средства может быть,

обоснованное или нет, неблагоприятное или недостаточно развитое

представление о социальной и экономической депрессии, в которой оказались

страны Центральной Азии после распада Советского Союза. Это может отпугнуть

туристов от выбора этого региона в пользу других горных районов мира. И

реакция на это инвесторов вполне логична. Кроме того, неразрешённая

проблема безопасности в районах Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана на

Памире и в Ферганской долине угрожает тем, что туристы могут отказаться от

посещения всего этого региона.

Риски и возможности.

Без сомнения, туризм может помочь многим горным районам Кыргызстана.

Но возможности и опасности, которые несёт в себе туризм, надо видеть

реалистично для того, чтобы развить концепцию, которая нейтрализует

негативные воздействия, насколько это возможно.

Легко убедить всех в выгодности туризма. Поэтому необходимо обратить

особое внимание на возможные негативные последствия в самом начале для

того, чтобы избежать ошибок.

Экономические потери, связанные с туризмом, следующие из туризма,

являются реальной опасностью для горного населения. Опасность начинается с

того, что туристические компании, находящиеся в городе, привозят туристов,

гидов, провизию, палатки и так далее, без участия местного населения в

предоставлении соответствующих услуг и доходах. Также существует риск

использования государством дохода от туризма, получаемого посредством

налогов, для посторонних расходов, а не реинвестирования их в горные

населённые пункты. Без осторожного регулирования процессов миграции доходов

между горными местностями и равнинами, произойдёт неизбежный отток этих

доходов в равнины, в результате чего горное население останется с

истощёнными ресурсами, возросшими ценами и негативными изменениями в

культуре и образе жизни.

Это может случиться в течение сравнительно коротких периодов времени,

так как туризм является индустрией, подверженной изменениям в моде;

индустрией, в которой спрос на различные услуги и виды проживания не только

появляется и растёт, но и может со временем меняться или снижаться,

зачастую в течение всего нескольких лет. Обычный жизненный цикл

туристических услуг начинается с роста, который неизбежно сменяется

замедлением развития или застоем, и, в конечном счете, падением, в

зависимости от того, в какой степени местные культурные и общественные

устои, так же как и окружающая среда, испытывают негативное воздействие.

Даже относительно небольшие группы туристов могут оказывать влияние на

местное население, если их побуждения и действия противоречат нормам и

целям данного сообщества. Предприниматели стремятся к расширению сферы

услуг и улучшению удобств, пытаясь сохранять преимущества перед

конкурентами. Сочетание увеличения привлекательности, большей степени

доступности и повышающегося имиджа (с общими ожиданиями на рынке) часто

ведёт к потерям в культурной оригинальности и в качестве окружающей среды

и, в связи с этим, к изменениям в типах туристов. Одним из результатов

явилась коммерциализация культуры, вырождающейся до банальных представлений

без какого-либо смысла. В целом взаимоотношения хозяев (местных жителей) и

гостей (туристов) имеют тенденцию к коммерциализации, что может порождать

конфликты среди различных групп клиентов, а также между туристами и

местными жителями.

С помощью современных технологий увеличивается возможность

туристической индустрии проникать в более отдалённые, недоступные горные

регионы, расположенные на большой высоте, и влияние туризма на окружающую

среду усугубляется. В развитых странах Европы и Северной Америки, например;

большой и постоянно растущий поток людей в горы для отдыха сопровождается

большим количеством отрицательных воздействий на горные экосистемы, горные

населённые пункты и их жителей. Это характерно не только исключительно для

стран с развитой промышленностью, но, как это видно на примере Непала, и

для других стран.

Однако внешнее воздействие не всегда отрицательно, оно также может

играть роль катализатора положительных изменений в пользу развития, так как

традиционный образ жизни и часто проявляющаяся склонность к урбанизации не

препятствует необходимой адаптации к горным условиям.

Таким образом, интенсификация в сфере туризма и отдыха изменит облик

гор, экономические и социальные условия проживания населения в горных

регионах. Искусство заключается в том, чтобы использовать этот потенциал

как средство для привлечения туристов и инвестиций в горные районы

Кыргызстана на благо населения гор, без ущерба для горных экосистем. Если

этот процесс будет хорошо контролироваться, то туризм может сделать вклад в

повышение уровня продуктивности ресурсов и услуг, предлагаемых горными

условиями в качестве важного элемента национальной экономики Кыргызстана.

План действий в туристической сфере.

Целью этого сектора является постоянное использование потенциала

горного туризма и отдыха с учётом экологических факторов.

Для достижения этой цели предлагается синхронное и скоординированное

проведение мероприятий на трёх разных уровнях.

Во-первых. Группой всех заинтересованных лиц, состоящей из

представителей мастного населения (не местной администрации, а

представителями заинтересованных рабочих групп на уровне села),

туроператоров и правительственных представителей, должна быть разработана

политика по туризму под руководством Правительства. Должна быть изучена и

понята социальная и экологическая совместимость и восприимчивость к

разнообразным туристическим мероприятиям. На данной основе из широкого

разнообразия туристических услуг должны быть выбраны самые совместимые и в

то же время самые перспективные для Кыргызстана. Данная политика по туризму

не должна пренебрегать рекреационными и оздоровительными ресурсами для

использования данной специфичной целевой группой.

Для разработки общей политики крайне необходимо обладать способностью

разграничивать и сравнивать туристов по природе и значительности их

разнообразного воздействия, как положительного, так и отрицательного.

Существенной предпосылкой для максимизации выгод и минимизации негативных

аспектов является наличие необходимой, адекватной, последовательной и

прозрачной информации, например, сбор данных по тенденциям, которые могут

быть использованы для планирования в будущем, в целях ведения учёта и

ответа на эти динамичные явления.

Существуют два крайних примера политики по туризму. Королевское

Правительство Бутана пытается свести к минимуму влияние туризма на культуру

страны путём введения каждодневного сбора в размере 200 долларов США с

иностранных туристов, стимулируя их пользоваться пакетными каникулами,

организуемыми одним из 33-х местных туроператоров. Эта политика значительно

контрастирует с политикой Непала, чьё правительство, ограничивая доступ ко

многим регионам страны, взимает маленький сбор за въездные визы и индустрия

туризма имеет разветвлённую сеть, которая всё более разрастается.

На основе согласованной политики в области туризма должно быть

выработано руководство, оставляющее достаточно возможностей для

индивидуальных инициатив, но, в то же время, исключающее определенные

туристические мероприятия, которые несовместимы с экологическими и

социальными условиями. Это руководство должно также включать в себя

экологические правила, которые должны соблюдаться всеми участниками сферы

туризма и отдыха.

Для осуществления мероприятий по развитию туризма согласно принятой

политике предлагается создать временный комитет, включающий в себя

представителей села (от заинтересованных групп), туроператоров и

представителей правительства. Задачей данного комитета является грамотная

координация, социальный, культурный, экономический и экологический вклад в

туризм для достижения максимальной пользы для горного населения и

окружающей среды. Комитет также должен выступать как группа давления для

облегчения визовых процедур на национальном и региональном уровне, процедур

прохождения границы и также для решения других вопросов, препятствующих

развитию туризма.

Общее развитие имиджа кыргызских гор также должно стать задачей

вышеуказанного комитета. Имидж имеет решающее значение при принятии решения

отдельными лицами о целесообразности приезда в Кыргызстан.

Во-вторых. На уровне села необходимо информировать, обучать и повышать

сознательность населения в области проблем окружающей среды, по вопросам

оценки их культуры и обычаев, а также относительно недостатков и

возможностей туризма и др. В дальнейшем необходимо обучить их в контексте

правильного отношения к туристам и оказания услуг на должном уровне.

Вовлечение всех заинтересованных лиц к подготовке планов по развитию

туризма, особенно местного населения, является непременным предварительным

условием для успешного проведения туристических мероприятий. Мероприятия по

планированию туризма на уровне села должны быть интегрированы в разработку

стратегий и планов на местном уровне, которые обычно включат в себя

мероприятия в других секторах, важных для местного сообщества. Существенной

частью таких мероприятий по планированию является определение и соблюдение

предельно допустимой экологической и социальной нагрузки на регион. Это

означает, что сёла должны иметь право устанавливать свои собственные

ограничения на количество туристов и туристических мероприятий.

В-третьих. Туроператоры, которые обычно базируются в городских

центрах, преимущественно в Бишкеке, должны поддерживать имидж, который

имеет Кыргызстан как туристический объект. Создание и усиление ассоциаций

туроператоров будет определённо помогать решению этих общих задач.

Туроператоры должны установить контакты и деловые отношения с зарубежными

туристическими агентствами и выполнять важную роль в проведении рекламных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.