| |||||
МЕНЮ
| Проблемы экологии на предприятии ОАО Сибур-Волжский|Хлориды |150 |11773,5 | |Нефтепродукты |10 |784,9 | Сточные воды после охлаждения оборудования производства «спандекс» и аммиачно-холодильной компрессорной станции (ливневая канализация №3 (ЛК- 49)). |Показатели состава и свойств сточных вод |Фактическая |Лимит сброса, | | |средняя |г/час | | |конц-ция, | | | |мг/л | | |Ph |6.5-8.5 | | |Взвешенные вещества |170 |1336 | |ХПК |750 |2004 | |Плотный остаток |920 |9084,8 | |Капролактам |110 |133,6 | |БПК общ. |460 |77,49 | |Сульфаты |110 |400,8 | |Хлориды |420 |2939,2 | |Нефтепродукты |32 |2004 | |ДМФ |2,1 |133,6 | Сточные воды от химического, прядильного цехов производства «спандекс» (смешанный выпуск №2 (9Н)). Средний расход сточных вод 94/57 м3/час. |Показатели состава и свойств сточных вод |Фактическая |Лимит сброса, | | |средняя |г/час | | |конц-ция, | | | |мг/л | | |Ph |6.5-8.5 | | |Взвешенные вещества |170 |16076,9 | |ХПК |750 |70927,5 | |Плотный остаток |920 |87004,4 | |Капролактам |110 |10402,7 | |БПК общ. |460 |43502,2 | |Сульфаты |110 |10402,7 | |Хлориды |420 |39719,4 | |Нефтепродукты |32 |3026,2 | |ДМФ |2,1 |198,6 | Аналитический контроль сточных вод от производственных цехов осуществляется санитарной лабораторией по графику, утвержденному главным инженером предприятия, в дневное время. Данный график согласовывается с Волжской ТГХЛ. В случае превышения установленных норм вредных веществ в сточных водах отделом охраны природы на имя руководителя цеха составляется акт. 5. Пути решения и необходимость создания нового для завода. Основным источником загрязнения на предприятии является устаревшее технологическое оборудование. Поэтому основной задачей руководства предприятия должна стать замена устаревшего оборудования новым, обеспечивающим с экологической точки зрения более безопасное производство и имеющее все соответствующие сертификаты. Средства предприятия, идущие на финансирование экологических программ, могут быть получены: . за счет более рационального использования сырья, ресурсов. В связи с этим возникает необходимость применения новых технологий как в производстве, так и в переработке отходов (необходимость создавать дополнительные производства по переработке отходов, которые, в свою очередь, могут принести дополнительную прибыль предприятию). . за счет снижения энергозатрат на получение единицы продукции; . за счет внедрения современных ресурсосберегающих технологий замкнутого цикла; . за счет экологизации производства и получения экологически чистой продукции (повышается конкурентоспособность, расширяется рынок сбыта); . за счет выдерживания высоких требований экологических стандартов возникает возможность доступа к экофондам, льготным кредитам банков за «зеленую» продукцию, сокращения издержек на рекламу, на штрафные санкции, сбросы, выбросы, отходы; . за счет переработки отходов (отходы – вторичные ресурсы), это дает возможность получать льготные кредиты, выходить на рынок с новыми товарами и услугами. Поиск средств на предприятии облегчается в случае, если руководство предприятия, финансово-экономическая служба ведет систему отслеживания результатов своей деятельности с использованием механизма финансово- экономического контроля: 1. Окупаемость капитальных вложений с течением времени. 2. Срок окупаемости инвестиций в природоохраняемых мероприятиях. 3. Произведенная продукция – показатель энергоемкости продукции – потребление энергии. 4. Произведенная продукция – объем отходов – показатель отходности производства. 5. Производственная продукция – израсходованное сырье – показатель материалоемкости. 6. Произведенная продукция – потребленная вода – показатель водопотребления. 7. Производственные потери, вызванные экологическими проблемами – потери (руб.). 8. Планируемый период времени перехода на «зеленые» технологии – срок окупаемости – фактический период времени перехода на «зеленые» технологии. 9. Планируемые затраты на «зеленую» технологию – фактические затраты на «зеленую» технологию. 10. Прибыль за счет экологизации производства. Указанные выше слабые места производства дадут возможность превратить их в новые статьи доходов. Издержки, связанные с потерями при транспортировке, хранении ресурсов, сырья, готовой продукции при четкой организации производства могут превратиться в доходы. Внедрение новых технологий даст возможность предприятию: 1. Сократить расходы за выбросы, стоки, отходы. 2. Избежать пресса налогов за сверхлимитное и сверхнормативное использование ресурсов и загрязнения. 3. Превратить отходы в новый вид сырья, с которыми связано создание новых видов продукции, новой технологии, а это развитие предприятия. 4. Предприятию выйти на рынок экологически чистой продукции, которая отличается большей стоимостью и пользуется большим спросом. 5. Льготного кредитования. 6. Создать имидж «зеленого» предприятия. Таким образом, при использовании новых технологий и нового оборудования предприятие может заработать деньги в условиях эффективной работы системы управления, финансово-экономической службы, экологической службы, инженерно- технической службы. Вся деятельность предприятия должна строиться с соблюдением принципов: . устойчивого развития; . экологизации производства и экономики. Важным моментом является внедрение в практику более быстрого списания очистного оборудования для замены его более эффективным. Сущность экологически безопасного управления заключается не только в совершенствовании технологий производства, но и в жестком соблюдении экологических стандартов, в осознании каждым работающим, что прибыль, полученная предприятием за счет ущерба, нанесенного окружающей среде, есть невозвращенный кредит, взятый у наших детей. 6. Оздоровительные мероприятия. Поскольку предприятие ОАО «Сибур-Волжский» является вредным производством, на нем проводятся все мероприятия по охране труда и оздоровлению работающих. На предприятии имеются профилакторий, туристические базы и базы отдыха, поликлиника. Производятся доплаты за вредность работникам основных цехов, сокращен трудовой стаж для выхода на пенсию, выделяются бесплатные и льготные путевки в оздоровительные учреждения страны (пансионаты, санатории). Работники вредных цехов регулярно проходят медицинское обследование в заводской поликлинике. В структуру завода входит хозяйственный цех, который занимается благоустройством цехов, комнат отдыха и территории завода. Химический цех является производством, где имеются участки, опасные с точки зрения возникновения пожара. На участке ЕЛКН-45 используется расплав полимера. При розливе полимера могут возникнуть пожароопасные ситуации, поэтому розливы немедленно убираются, помещение систематически очищается от пыли, мусора, отходов. Подступы к средствам пожаротушения, шкафу аварийного запаса, лестничным клеткам всегда свободны. Отделом охраны труда проводятся инструктажи по соблюдению правил безопасности на рабочих местах для работников каждого цеха в отдельности. Допускается к работе лишь тот, кто прошел полный инструктаж. На предприятии соблюдаются также все правила технической безопасности (ограждения, герметичность аппаратуры, трубопроводов и т.д.). Глава 4. Связи предприятия. Основное и вспомогательное сырье, используемое в производстве, поставляют отечественные и зарубежные производители. Тетрагидрофуран – Кропоткинский химзавод, Ферганский химзавод, частично по импорту. Диметилформамид – Кемеровский АО «Азот». Диаминопропан – импорт. Дифенилметандиизоционат – импорт. С основными производителями сырья сложились прочные долговременные связи. Заключены договора, контракты на годовую потребность. Общий объем производства 2000 г. составил 229447 млн. руб., из него экспортная продукция – 8,3 млн. долл. США. Основными потребителями продукции в России и странах СНГ являются: - шинный завод; - предприятия резино-технической и сетевязальной промышленности; - чулочные, трикотажные, текстильно-галантерейные предприятия. Осуществляются поставки на экспорт в страны Западной Европы, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии. Энергоресурсы. 1. Снабжение предприятия электроэнергией, паром, горячей водой осуществляется от ТЭЦ-1. 2. Потребность предприятия в азоте, воздухе очищенном и техническом, воде хозяйственной питьевой и технологической обеспечивает азотно-кислородный завод. 3. Все виды стоков направляются на очистные сооружения азотно- кислородного завода. Сырьем для производства капроновых кордных, технических, текстильных нитей и волокон является капролактам, который поступает на предприятие в жидком или кристаллическом виде. Основными поставщиками капролактама является Кемеровское АО «Азот», Тольяттинское АО «Куйбышевазот», ОАО «Шекиназот», ГПО «Азот» г. Гродно. Санитарная лаборатория предприятия имеет связи с отделом техники безопасности внутри предприятия, с городским отделом охраны природы, с комитетом по экологии, с химлабораторией СЭС, с гидрохимической лабораторией Нижне-Волжского Бассейнового Управления. Глава 5. Правовое регулирование охраны окружающей среды. 5.1. Ответственность за экологические правонарушения в Российской Федерации. Перефразируя известное выражение, сформулируем экологический постулат: “Экология имеет шансы уцелеть, только если действует ответственность за нанесенный ей ущерб”. Экономико-правовое пространство - естественный фон всей современной деятельности людей и, на практике, экономические методы, действуют в комплексе с установленными нормами права. Кратко коснемся существующих в нашей стране правовых методов регулирования охраны окружающей среды, проще говоря, рассмотрим, какая ответственность установлена за экологические правонарушения. В соответствии со статьей 81 Закона РСФСР от 19.12.97 № 2060 - 1 “Об охране окружающей природной среды” за экологические правонарушения предприятия, учреждения, организации несут административную и гражданско- правовую ответственность, а должностные лица и граждане - дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую и материальную ответственность. Ответственность за совершение экологических правонарушений предусмотрена не только Законом, но также и Кодексом законов о труде РФ, Кодексом об административных правонарушениях РФ, Уголовным кодексом РФ, и иными законодательными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Дисциплинарная ответственность. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения выражается в наложении администрацией предприятия дисциплинарного взыскания на должностное лицо, работника или руководителя предприятия. Административная ответственность. Виды экологических правонарушений, за которые наступает административная ответственность перечислены в Кодексе об административных нарушениях РФ. В отличие от дисциплинарной административная налагается не администрацией предприятия, а специально уполномоченными органами и должностными лицами. Из всех видов административных санкций за экологические правонарушения применяются: предупреждение, штраф, конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. Чаще всего применяется штраф. Гражданско-правовая ответственность. Гражданско-правовая ответственность представляет собой возмещение вреда, причиненного экономическим правонарушением , и наступает в соответствии с разделом 14 Закона и Гражданским кодексом РФ. Уголовная ответственность. Уголовная ответственность наступает исключительно на основании Уголовного Кодекса. Новый УК РФ содержит составы преступлений, объединенные в главу 26 “Экологические правонарушения”. Новыми составами преступления, по сравнению с УК РСФСР от 1960 года, например, являются “Нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ”, “Нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов”. Последняя статья предусматривает самое суровое из всех наказаний за экологические преступления - 8 лет лишения свободы. Существующие в Российской Федерации меры ответственности за экологические правонарушения, в целом, могут оказаться достаточно эффективными. Однако, привлечение виновных к ответственности - огромная работа, находящаяся в зачаточном состоянии. Боюсь, что до осознания неотвратимости наказания за экологические правонарушения нашему обществу идти еще долго. 2. Место и роль правоохранительных органов в решении экологических проблем. Конституция Российской Федерации 1993 г. в ст. 42 законодательно определила право каждого гражданина на благополучную окружающую среду и достоверную информацию об ее состоянии. Закон РСФСР 1991 г. "Об охране окружающей природной среды отводят регламентации права граждан на здоровую и благополучную окружающую природную среду раздел II, ст. 11-14, где также особо выделяет право граждан, экологических и иных общественных объединений, выполняющих экологические функции, требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране. Владение этой информацией, свободный доступ к ней является той основой, которая реально может создавать и уже создает необходимые предпосылки к реализации каждым гражданином своего конституционного права на жизнь в условиях благоприятной окружающей среды. В последние годы государством, его исполнительными властными структурами предприняты существенные усилия, чтобы граждане РФ владели этой информацией. Ее анализ позволяет более точно определить не только общее состояние окружающей природной среды, но и сформулировать приоритетные задачи в области ее охраны, в том числе и с помощью правоохранительных органов. В соответствии с экологическим законодательством и во исполнение приказа МВД РФ от 12 июля 1993 г. "О мерах по улучшению природоохранной деятельности в МВД РФ "…органы внутренних дел призваны обеспечивать взаимодействие с территориальными органами Минприроды, Минздрава России и др. В области охраны окружающей природной среды они в объеме своей компетенции осуществляют: предупреждение и пресечение экологических преступлений; совместно с Министерством здравоохранения РФ надзирают за соблюдением санитарных правил содержания улиц, дворов и других территорий населенных пунктов, а также загородных мест отдыха трудящихся и пляжей; оказывают соответствующим органам содействие в осуществлении мер по охране и защите от загрязнения природных богатств, борьбе с браконьерством и нарушениями правил охоты и рыболовства; контролируют и направляют работу пожарных подразделений других министерств и ведомств, определяют порядок совместной работы пожарных организаций страны; производят регистрацию, учет, а также надзор за техническим состоянием автотранспортных средств, принадлежащих предприятиям, учреждениям и гражданам; осуществляют подразделениями ведомственной милиции охрану объектов природы или природных комплексов; обеспечивают проведение мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов (земель, лесов, вод и других объектов природы). Так, например, Главное управление обеспечения общественного порядка (ГУООП) МВД РФ в объеме своей компетенции организует работу, изучает и обобщает деятельность периферийных органов милиции по оказанию содействия соответствующим органам в осуществлении мер по охране и защите от загрязнения природных богатств, борьбе с браконьерством и нарушениями правил охоты и рыболовства, взаимодействию с общественностью. ГУООП МВД РФ правомочен давать предложения по совершенствованию форм и методов борьбы с браконьерством. От имени МВД РФ Главное управление обеспечения общественного порядка правомочно рассматривать и давать заключения по проектам правил, инструкций, стандартов и норм различных ведомств, |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|