бесплатно рефераты
 

Проблемы экологии на предприятии ОАО Сибур-Волжский

|Хлориды |150 |11773,5 |

|Нефтепродукты |10 |784,9 |

Сточные воды после охлаждения оборудования производства «спандекс» и

аммиачно-холодильной компрессорной станции (ливневая канализация №3 (ЛК-

49)).

|Показатели состава и свойств сточных вод |Фактическая |Лимит сброса, |

| |средняя |г/час |

| |конц-ция, | |

| |мг/л | |

|Ph |6.5-8.5 | |

|Взвешенные вещества |170 |1336 |

|ХПК |750 |2004 |

|Плотный остаток |920 |9084,8 |

|Капролактам |110 |133,6 |

|БПК общ. |460 |77,49 |

|Сульфаты |110 |400,8 |

|Хлориды |420 |2939,2 |

|Нефтепродукты |32 |2004 |

|ДМФ |2,1 |133,6 |

Сточные воды от химического, прядильного цехов производства «спандекс»

(смешанный выпуск №2 (9Н)). Средний расход сточных вод 94/57 м3/час.

|Показатели состава и свойств сточных вод |Фактическая |Лимит сброса, |

| |средняя |г/час |

| |конц-ция, | |

| |мг/л | |

|Ph |6.5-8.5 | |

|Взвешенные вещества |170 |16076,9 |

|ХПК |750 |70927,5 |

|Плотный остаток |920 |87004,4 |

|Капролактам |110 |10402,7 |

|БПК общ. |460 |43502,2 |

|Сульфаты |110 |10402,7 |

|Хлориды |420 |39719,4 |

|Нефтепродукты |32 |3026,2 |

|ДМФ |2,1 |198,6 |

Аналитический контроль сточных вод от производственных цехов

осуществляется санитарной лабораторией по графику, утвержденному главным

инженером предприятия, в дневное время. Данный график согласовывается с

Волжской ТГХЛ. В случае превышения установленных норм вредных веществ в

сточных водах отделом охраны природы на имя руководителя цеха составляется

акт.

5. Пути решения и необходимость создания нового для завода.

Основным источником загрязнения на предприятии является устаревшее

технологическое оборудование. Поэтому основной задачей руководства

предприятия должна стать замена устаревшего оборудования новым,

обеспечивающим с экологической точки зрения более безопасное производство и

имеющее все соответствующие сертификаты.

Средства предприятия, идущие на финансирование экологических программ,

могут быть получены:

. за счет более рационального использования сырья, ресурсов. В связи с этим

возникает необходимость применения новых технологий как в производстве,

так и в переработке отходов (необходимость создавать дополнительные

производства по переработке отходов, которые, в свою очередь, могут

принести дополнительную прибыль предприятию).

. за счет снижения энергозатрат на получение единицы продукции;

. за счет внедрения современных ресурсосберегающих технологий замкнутого

цикла;

. за счет экологизации производства и получения экологически чистой

продукции (повышается конкурентоспособность, расширяется рынок сбыта);

. за счет выдерживания высоких требований экологических стандартов

возникает возможность доступа к экофондам, льготным кредитам банков за

«зеленую» продукцию, сокращения издержек на рекламу, на штрафные санкции,

сбросы, выбросы, отходы;

. за счет переработки отходов (отходы – вторичные ресурсы), это дает

возможность получать льготные кредиты, выходить на рынок с новыми

товарами и услугами.

Поиск средств на предприятии облегчается в случае, если руководство

предприятия, финансово-экономическая служба ведет систему отслеживания

результатов своей деятельности с использованием механизма финансово-

экономического контроля:

1. Окупаемость капитальных вложений с течением времени.

2. Срок окупаемости инвестиций в природоохраняемых

мероприятиях.

3. Произведенная продукция – показатель энергоемкости

продукции – потребление энергии.

4. Произведенная продукция – объем отходов – показатель

отходности производства.

5. Производственная продукция – израсходованное сырье –

показатель материалоемкости.

6. Произведенная продукция – потребленная вода –

показатель водопотребления.

7. Производственные потери, вызванные экологическими

проблемами – потери (руб.).

8. Планируемый период времени перехода на «зеленые»

технологии – срок окупаемости – фактический период

времени перехода на «зеленые» технологии.

9. Планируемые затраты на «зеленую» технологию –

фактические затраты на «зеленую» технологию.

10. Прибыль за счет экологизации производства.

Указанные выше слабые места производства дадут возможность превратить

их в новые статьи доходов.

Издержки, связанные с потерями при транспортировке, хранении ресурсов,

сырья, готовой продукции при четкой организации производства могут

превратиться в доходы.

Внедрение новых технологий даст возможность предприятию:

1. Сократить расходы за выбросы,

стоки, отходы.

2. Избежать пресса налогов за

сверхлимитное и сверхнормативное

использование ресурсов и

загрязнения.

3. Превратить отходы в новый вид

сырья, с которыми связано создание

новых видов продукции, новой

технологии, а это развитие

предприятия.

4. Предприятию выйти на рынок

экологически чистой продукции,

которая отличается большей

стоимостью и пользуется большим

спросом.

5. Льготного кредитования.

6. Создать имидж «зеленого»

предприятия.

Таким образом, при использовании новых технологий и нового оборудования

предприятие может заработать деньги в условиях эффективной работы системы

управления, финансово-экономической службы, экологической службы, инженерно-

технической службы.

Вся деятельность предприятия должна строиться с соблюдением принципов:

. устойчивого развития;

. экологизации производства и экономики.

Важным моментом является внедрение в практику более быстрого списания

очистного оборудования для замены его более эффективным.

Сущность экологически безопасного управления заключается не только в

совершенствовании технологий производства, но и в жестком соблюдении

экологических стандартов, в осознании каждым работающим, что прибыль,

полученная предприятием за счет ущерба, нанесенного окружающей среде, есть

невозвращенный кредит, взятый у наших детей.

6. Оздоровительные мероприятия.

Поскольку предприятие ОАО «Сибур-Волжский» является вредным

производством, на нем проводятся все мероприятия по охране труда и

оздоровлению работающих.

На предприятии имеются профилакторий, туристические базы и базы отдыха,

поликлиника.

Производятся доплаты за вредность работникам основных цехов, сокращен

трудовой стаж для выхода на пенсию, выделяются бесплатные и льготные

путевки в оздоровительные учреждения страны (пансионаты, санатории).

Работники вредных цехов регулярно проходят медицинское обследование в

заводской поликлинике.

В структуру завода входит хозяйственный цех, который занимается

благоустройством цехов, комнат отдыха и территории завода.

Химический цех является производством, где имеются участки, опасные с

точки зрения возникновения пожара. На участке ЕЛКН-45 используется расплав

полимера. При розливе полимера могут возникнуть пожароопасные ситуации,

поэтому розливы немедленно убираются, помещение систематически очищается от

пыли, мусора, отходов. Подступы к средствам пожаротушения, шкафу аварийного

запаса, лестничным клеткам всегда свободны. Отделом охраны труда проводятся

инструктажи по соблюдению правил безопасности на рабочих местах для

работников каждого цеха в отдельности. Допускается к работе лишь тот, кто

прошел полный инструктаж.

На предприятии соблюдаются также все правила технической безопасности

(ограждения, герметичность аппаратуры, трубопроводов и т.д.).

Глава 4. Связи предприятия.

Основное и вспомогательное сырье, используемое в производстве,

поставляют отечественные и зарубежные производители.

Тетрагидрофуран – Кропоткинский химзавод, Ферганский химзавод, частично

по импорту.

Диметилформамид – Кемеровский АО «Азот».

Диаминопропан – импорт.

Дифенилметандиизоционат – импорт.

С основными производителями сырья сложились прочные долговременные

связи. Заключены договора, контракты на годовую потребность.

Общий объем производства 2000 г. составил 229447 млн. руб., из него

экспортная продукция – 8,3 млн. долл. США.

Основными потребителями продукции в России и странах СНГ являются:

- шинный завод;

- предприятия резино-технической и сетевязальной промышленности;

- чулочные, трикотажные, текстильно-галантерейные предприятия.

Осуществляются поставки на экспорт в страны Западной Европы, Ближнего

Востока, Юго-Восточной Азии.

Энергоресурсы.

1. Снабжение предприятия электроэнергией, паром, горячей водой

осуществляется от ТЭЦ-1.

2. Потребность предприятия в азоте, воздухе очищенном и

техническом, воде хозяйственной питьевой и технологической

обеспечивает азотно-кислородный завод.

3. Все виды стоков направляются на очистные сооружения азотно-

кислородного завода.

Сырьем для производства капроновых кордных, технических, текстильных

нитей и волокон является капролактам, который поступает на предприятие в

жидком или кристаллическом виде. Основными поставщиками капролактама

является Кемеровское АО «Азот», Тольяттинское АО «Куйбышевазот», ОАО

«Шекиназот», ГПО «Азот» г. Гродно.

Санитарная лаборатория предприятия имеет связи с отделом техники

безопасности внутри предприятия, с городским отделом охраны природы, с

комитетом по экологии, с химлабораторией СЭС, с гидрохимической

лабораторией Нижне-Волжского Бассейнового Управления.

Глава 5. Правовое регулирование охраны окружающей среды.

5.1. Ответственность за экологические правонарушения в Российской

Федерации.

Перефразируя известное выражение, сформулируем экологический постулат:

“Экология имеет шансы уцелеть, только если действует ответственность за

нанесенный ей ущерб”. Экономико-правовое пространство - естественный фон

всей современной деятельности людей и, на практике, экономические методы,

действуют в комплексе с установленными нормами права. Кратко коснемся

существующих в нашей стране правовых методов регулирования охраны

окружающей среды, проще говоря, рассмотрим, какая ответственность

установлена за экологические правонарушения.

В соответствии со статьей 81 Закона РСФСР от 19.12.97 № 2060 - 1 “Об

охране окружающей природной среды” за экологические правонарушения

предприятия, учреждения, организации несут административную и гражданско-

правовую ответственность, а должностные лица и граждане - дисциплинарную,

административную, уголовную, гражданско-правовую и материальную

ответственность.

Ответственность за совершение экологических правонарушений

предусмотрена не только Законом, но также и Кодексом законов о труде РФ,

Кодексом об административных правонарушениях РФ, Уголовным кодексом РФ, и

иными законодательными актами Российской Федерации и субъектов Российской

Федерации.

Дисциплинарная ответственность.

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения

выражается в наложении администрацией предприятия дисциплинарного взыскания

на должностное лицо, работника или руководителя предприятия.

Административная ответственность.

Виды экологических правонарушений, за которые наступает

административная ответственность перечислены в Кодексе об административных

нарушениях РФ. В отличие от дисциплинарной административная налагается не

администрацией предприятия, а специально уполномоченными органами и

должностными лицами. Из всех видов административных санкций за

экологические правонарушения применяются: предупреждение, штраф,

конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным

объектом административного правонарушения. Чаще всего применяется штраф.

Гражданско-правовая ответственность.

Гражданско-правовая ответственность представляет собой возмещение

вреда, причиненного экономическим правонарушением , и наступает в

соответствии с разделом 14 Закона и Гражданским кодексом РФ.

Уголовная ответственность.

Уголовная ответственность наступает исключительно на основании

Уголовного Кодекса. Новый УК РФ содержит составы преступлений, объединенные

в главу 26 “Экологические правонарушения”. Новыми составами преступления,

по сравнению с УК РСФСР от 1960 года, например, являются “Нарушения правил

охраны окружающей среды при производстве работ”, “Нарушения правил

обращения экологически опасных веществ и отходов”. Последняя статья

предусматривает самое суровое из всех наказаний за экологические

преступления - 8 лет лишения свободы.

Существующие в Российской Федерации меры ответственности за

экологические правонарушения, в целом, могут оказаться достаточно

эффективными. Однако, привлечение виновных к ответственности - огромная

работа, находящаяся в зачаточном состоянии. Боюсь, что до осознания

неотвратимости наказания за экологические правонарушения нашему обществу

идти еще долго.

2. Место и роль правоохранительных органов в решении

экологических проблем.

Конституция Российской Федерации 1993 г. в ст. 42 законодательно

определила право каждого гражданина на благополучную окружающую среду и

достоверную информацию об ее состоянии.

Закон РСФСР 1991 г. "Об охране окружающей природной среды отводят

регламентации права граждан на здоровую и благополучную окружающую

природную среду раздел II, ст. 11-14, где также особо выделяет право

граждан, экологических и иных общественных объединений, выполняющих

экологические функции, требовать от соответствующих органов предоставления

своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей

природной среды и мерах по ее охране.

Владение этой информацией, свободный доступ к ней является той основой,

которая реально может создавать и уже создает необходимые предпосылки к

реализации каждым гражданином своего конституционного права на жизнь в

условиях благоприятной окружающей среды.

В последние годы государством, его исполнительными властными

структурами предприняты существенные усилия, чтобы граждане РФ владели этой

информацией.

Ее анализ позволяет более точно определить не только общее состояние

окружающей природной среды, но и сформулировать приоритетные задачи в

области ее охраны, в том числе и с помощью правоохранительных органов.

В соответствии с экологическим законодательством и во исполнение

приказа МВД РФ от 12 июля 1993 г. "О мерах по улучшению природоохранной

деятельности в МВД РФ "…органы внутренних дел призваны обеспечивать

взаимодействие с территориальными органами Минприроды, Минздрава России и

др. В области охраны окружающей природной среды они в объеме своей

компетенции осуществляют: предупреждение и пресечение экологических

преступлений; совместно с Министерством здравоохранения РФ надзирают за

соблюдением санитарных правил содержания улиц, дворов и других территорий

населенных пунктов, а также загородных мест отдыха трудящихся и пляжей;

оказывают соответствующим органам содействие в осуществлении мер по охране

и защите от загрязнения природных богатств, борьбе с браконьерством и

нарушениями правил охоты и рыболовства; контролируют и направляют работу

пожарных подразделений других министерств и ведомств, определяют порядок

совместной работы пожарных организаций страны; производят регистрацию,

учет, а также надзор за техническим состоянием автотранспортных средств,

принадлежащих предприятиям, учреждениям и гражданам; осуществляют

подразделениями ведомственной милиции охрану объектов природы или природных

комплексов; обеспечивают проведение мероприятий по рациональному

использованию природных ресурсов (земель, лесов, вод и других объектов

природы).

Так, например, Главное управление обеспечения общественного порядка

(ГУООП) МВД РФ в объеме своей компетенции организует работу, изучает и

обобщает деятельность периферийных органов милиции по оказанию содействия

соответствующим органам в осуществлении мер по охране и защите от

загрязнения природных богатств, борьбе с браконьерством и нарушениями

правил охоты и рыболовства, взаимодействию с общественностью. ГУООП МВД РФ

правомочен давать предложения по совершенствованию форм и методов борьбы с

браконьерством. От имени МВД РФ Главное управление обеспечения

общественного порядка правомочно рассматривать и давать заключения по

проектам правил, инструкций, стандартов и норм различных ведомств,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.