бесплатно рефераты
 

Экологический правовой механизм охраны окружающей среды

качестве природных ресурсов, их первичной (базовой) социально-экономической

оценке во взаимоувязке с экологической ситуацией на территории субъекта

Федерации и составляющих его районов.

Сведения о правовом статусе природных объектов (распределение по

субъектам владения и пользования) составляют отдельный адресно-правовой

раздел информации КТКПР, который формируется в полном соответствии с

данными государственного земельного кадастра, других кадастров природных

ресурсов, реестров собственности на недвижимое имущество, регистрирующих

эту информацию.

Сведения для формирования и ведения КТКПР предоставляются по ресурсам

недр, по поверхностным водным ресурсам, по лесным ресурсам, по почвенным

ресурсам, по водно-болотным угодьям (в том числе международного значения),

по гидробиологическим ресурсам, по ресурсам промысловых видов животных. По

ресурсам используемых видов дикорастущих растений, грибов, а также по

редким и исчезающим видам биоты, по климатическим ресурсам, по интегральной

оценке экологического состояния территории, по особо охраняемым

территориям, по природным объектам рекреационного и культурно-исторического

значения.

Учет природных ресурсов ведется по объектам и классификационным

единицам, принятым для каждого вида природных ресурсов. По мере повышения

уровня учета классификационные единицы учета укрупняются в соответствии с

задачами по территориальному управлению природопользованием и охраной

окружающей среды.

Информация КТКПР должна быть представлена в виде географических карт,

таблиц и описаний на электронных и бумажных носителях и унифицирована по

масштабам карт, стандартам по сбору данных, родам классификаций,

требованиям режимов использования и методикам социально-экономической

оценки. Унификация и согласование форм предоставляемых данных

осуществляется ведущими отраслевые кадастры природных ресурсов федеральными

органами исполнительной власти на основании возложенных на них в

соответствии с законодательством Российской Федерации функций.

Перечень обязательных кадастровых показателей по характеристикам

каждого вида природного ресурса разрабатывается Минприроды России совместно

с другими федеральными органами исполнительной власти в области охраны

окружающей природной среды и утверждается Минприроды России.

Перечень дополнительных кадастровых показателей, необходимых для

территориального управления, устанавливают органы государственного

управления субъектов Федерации в зависимости от природно-ресурсной и

хозяйственной специфики конкретной территории.

2.3 Порядок формирования КТКПР.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

организуют работу по формированию КТКПР на подведомственной территории. Для

этих целей они могут создавать территориальные кадастровые центры

(государственные предприятия или учреждения - далее ТКЦ).

По решению государственных органов управления субъектов Федерации

функциями ТКЦ могут наделяться управления (департаменты) по

природопользованию в составе правительств и администраций, комитеты по

экологии и природопользованию Минприроды России, другие государственные

учреждения и организации, к компетенции которых относятся указанные

вопросы.

Финансирование материально-технической части работ по созданию и

функционированию ТКЦ в рамках эксперимента осуществляется из бюджетных и

внебюджетных средств, выделяемых субъектами Российской Федерации и входящих

в их состав административно-территориальных единиц.

ТКЦ решают следующие основные задачи:

. а) классификация природных ресурсов и объектов и определение

первоочередных по значимости объектов для включения их в КТКПР;

. б) разработка требований к объемам и формам представления отраслевой

кадастровой информации по дополнительному перечню кадастровых

показателей для решения задач территориального управления;

. в) свод и государственная регистрация сведений о природных ресурсах и

объектах для ведения КТКПР, а также их первичная социально-

экономическая оценка;

. г) реализация эксперимента по совершенствованию учета и социально-

экономической оценке природно-ресурсного потенциала;

. д) выбор экспериментальных территорий для реализации пилотных проектов

по формированию, ведению и использованию КТКПР;

. е) разработка требований к территориальным программам кадрового и

технического обеспечения формирования КТКПР;

. ж) разработка процедуры принятия решений по природопользованию на

основе информации КТКПР;

. з) разработка нормативно-правовой документации по природопользованию.

Сведения в объеме Перечня обязательных кадастровых показателей,

передаются в ТКЦ субъектов Федерации по решению органов исполнительной

власти субъектов Российской Федерации.

Сроки передачи информации при ведении КТКПР определяются в

соответствии с установленным в отраслевых кадастрах природных ресурсов

порядком обновления сведений. Передача сведений по дополнительным

кадастровым показателям, включая их сбор и обработку, а также тиражирование

материалов по обязательным кадастровым показателям осуществляются для ТКЦ

на договорной основе, исходя из затрат на указанные виды работ федеральных

организаций и служб, ведущих отраслевые кадастры.

Минприроды России может делегировать права по ведению кадастров по

природным объектам, относящимся к ведению Российской Федерации,

территориальным кадастровым центрам с передачей соответствующего

финансирования из средств республиканского бюджета Российской Федерации.

Механизм реализации в этом случае определяется в Договоре между Минприроды

России и исполнительным органом власти субъекта Федерации.

Для определения условий взаимодействия ТКЦ и федеральных отраслевых

кадастровых служб органы исполнительной власти субъектов Федерации могут

заключать двухсторонние соглашения с соответствующими федеральными

органами, ведомствами и службами.

Сведения по обязательному перечню кадастровых показателей, переданных

в ТКЦ субъектов Федерации, являются свободными для доступа всех

заинтересованных в их получении федеральных органов управления природными

ресурсами и охраной окружающей среды.

Порядок использования информации КТКПР для нужд иных пользователей

устанавливается решением исполнительных органов власти субъектов Федерации

в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Финансирование разработок по общеметодическому и нормативно-правовому

обеспечению, разработок типовых проектных решений, создания и ведения

Единой системы ведения комплексного территориального кадастра необходимо

осуществлять из всех возможных финансовых источников — бюджета, собственных

средств предприятий, привлеченных средств.

3. Планирование, финансирование и материально-техническое обеспечение

экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной

среды

1. Планирование мероприятий по охране окружающей природной среды и

природопользованию осуществляется в составе программ, прогнозов социально-

экономического развития на основе государственной экологической программы,

с учетом природоресурсного потенциала отдельных регионов.

2. Финансирование экологических программ и мероприятий по охране

окружающей природной среды производится за счет:

республиканского бюджета Российской Федерации, бюджетов республик в

составе Российской Федерации, бюджетов автономной области, автономных

округов, областей, краев и местных Советов народных депутатов;

средств предприятий, учреждений и организаций;

федерального, республиканских, краевых, областных, местных

экологических фондов;

фондов экологического страхования;

кредитов банков;

добровольных взносов населения, иностранных юридических лиц и

граждан, а также других источников.

2. Финансирование экологических программ и мероприятий по охране

окружающей природной среды в федеральном, республиканских и других бюджетах

выделяется отдельной строкой и обеспечивается материально-техническими

ресурсами.

4. Определение экономической оценки и платы за природные ресурсы.

4.1 Платность использования природных ресурсов

1.Платность природопользования включает плату за природные ресурсы,

за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.

2. Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная

растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы)

взимается:

за право пользования природными ресурсами в пределах установленных

лимитов;

за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

3. Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды

воздействия взимается за:

выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие

виды загрязнения в пределах установленных лимитов;

за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие

виды загрязнения сверх установленных лимитов.

4. Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы вредных

веществ, размещение отходов перечисляется в бесспорном порядке на

специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов из

средств предприятия, учреждения, организации.

5. Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование

природных ресурсов определяется Правительством Российской Федерации.

6. Внесение платы за использование природных ресурсов не освобождает

природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей

природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим

правонарушением.

4.2 Экономическая оценка природных ресурсов

Экономическая оценка природных ресурсов - это денежное выражение их

общественной полезности, народнохозяйственной значимости в виде

экономического эффекта, получаемого от их эксплуатации. Отсутствие

экономической (денежной) оценки природных ресурсов стало одной из причин

экстенсивного характера природопользования, отрицательно сказывающегося как

на эффективности производства, так и на состоянии природных богатств.

Устранение бесплатного использования природных ресурсов позволит в полной

мере и правильно оценить с экономической точки зрения деятельность

предприятий. При исчислении платы за использование природных ресурсов

следует рассматривать два принципа экономической оценки ресурсов.

Первый - это "затратный принцип", когда величина оценки природных

ресурсов связывается с общественно необходимыми затратами на их выявление,

освоение и воспроизводство. Наиболее последовательно затратная концепция

была сформирована академиком С.Г.Струмилиным, по выражению которого

освоенные блага природы приобретают цену своего освоения, а эти цены вполне

определяются общественной стоимостью затрат по освоению таких благ.

Эта концепция основывается на том очевидном факте, что в настоящее

время практически нет природных ресурсов, которые могут быть вовлечены в

хозяйственный оборот без предшествующих этому затрат. Однако она обладает

рядом недостатков, делающих ее неприменимой для определения цены природных

ресурсов. Во-первых, получаемая величина выражает их стоимость уже после

приложения к ним определенных трудозатрат, без учета стоимости природных

ресурсов, пребывающих в естественном состоянии. Во-вторых, затраты на

освоение и охрану экономически менее эффективного природного ресурса

(низкокачественного, труднодоступного), как правило, больше, чем на более

эффективные. Таким образом получается, что объект, обладающий большей

потребительной стоимостью, имеет меньшую цену. А ведь это явное

противоречие. И в-третьих, управляющая роль цены заключается в том, чтобы

оценить величину общественно оправданных затрат на вовлечение природного

ресурса в хозяйственный оборот или расширение его эксплуатации. Согласно же

"затратному" принципу цена будет определяться по затратам и тем самым

оправдываются любые, даже самые неэффективные вложения в его освоение и

охрану.

Альтернативой затратной концепции является "результативный принцип"

определения цены природных ресурсов, которая определяется экономическим

эффектом от их использования, безотносительно к прошлым затратам на

освоение этих ресурсов, что в конечном итоге, является признанием

дифференциальной ренты как основы экономических оценок. Рассмотрим

несколько методик оценок.

Самой простой является оценка природного ресурса по получаемому от

его эксплуатации валовому доходу. Такой подход отвергается уже потому, что

получаемый доход в подавляющем большинстве случаев является результатом не

только производственных сил природы, но и значительных затрат живого и

общественного труда.

Однако оптимальный способ производства для одного предприятия не

является оптимальным для всей отрасли. Ведь интенсивность эксплуатации

разнопродуктивных и различно расположенных природных ресурсов будет всегда

неодинакова. Эксплуатация природных ресурсов с меньшей интенсивностью, чем

нужно, вызывает нерациональность в природоэксплуатирующих (нефтяной,

газовой и др.) отраслях. А рассматриваемый платеж не только не оптимизирует

эксплуатацию природных ресурсов, но, наоборот, блокирует любую попытку

перераспределения ресурсов между природоэксплуатирующими предприятиями

вследствие незаинтересованности в нем предприятий. Исходя из выше

изложенного следует считать неправомерным принятие чистого нормативного

дохода в качестве цены за природные ресурсы.

Наиболее правильную денежную оценку природных ресурсов дает

методика, базирующаяся на концепции дифференциальной ренты, возникающей в

результате приложения общественного труда к ограниченным природным ресурсам

разного качества и местоположения.

Долгое время в хозяйственной практике категория дифференциальной

ренты игнорировалась. Поэтому предстоит преодолеть сложившиеся стереотипы

на экономическую сущность дифференциальной ренты и формировать платежи за

природные ресурсы на ее основе.

Дифференциальная рента определяется разностью между ценностью

продукции, получаемой при эксплуатации данного ресурса и затратами на ее

производство при использовании этого природного ресурса. Природные ресурсы

сами по себе не создают стоимость. Стоимость создается только трудом. А

производительность труда работников зависит от качества и количества

используемых природных ресурсов. Равные по квалификации и напряженности

затраты труда при одинаковых средствах труда дают совершенно различные

производственные результаты в зависимости от качества природных ресурсов.

Более высокая производительность труда определяется более высоким качеством

природных ресурсов и является источником дифференциальной ренты. Для

определения ценности в расчетах экономических оценок природных ресурсов

следует пользоваться не действующими оптовыми ценами, а специально

исчисляемыми показателями замыкающих затрат на соответствующие виды

продукции. Замыкающие затраты представляют собой централизованно

устанавливаемый норматив предельно допустимых затрат на производство данной

продукции в рассматриваемом районе для некоторого отрезка времени. Расчет

замыкающих затрат производится либо по себестоимости, либо по приведенным

затратам и по цене производства на замыкающем месторождении. Но у каждого

из этих методов есть свои трудности и недостатки. В качестве одного из

простейших методов определения замыкающих затрат использован метод

ранжирования месторождений по величине приведенных затрат на получение

конечной продукции из добываемого сырья. Показатели индивидуальных затрат

определяются на единицу конечной продукции по каждому действующему и по

всем готовым к вводу в разработку месторождениям, с учетом наивыгоднейшего

варианта их технического развития в рассматриваемом периоде. Затем все

источники получения продукции выстраиваются в ряд в порядке возрастания

затрат на единицу конечной продукции, причем по каждому источнику

указывается его годовая мощность или долевое участие в общем объеме

производства. Отбираются, начиная с наихудших, те предприятия, которые

обеспечивают удовлетворение внутренней потребности в данной продукции.

Затраты по объектам, завершающим этот ряд, принимают в качестве замыкающих.

Расчет замыкающих затрат для отрасли по методу ранжирования выполнялся в

социалистической плановой экономике в одноразовом порядке и

централизованно. Этот метод прост и довольно нагляден, однако и у него есть

недостатки: оптимальная мощность по каждому предприятию берется без увязки

с мощностями других предприятий, недостаточно учитывается географическое

расположение месторождения, показатели ранжирования устанавливаются без

учета фактора времени и конъюнктуры рынка. Более достоверным, согласно

"Временной типовой методике экономической оценки месторождений полезных

ископаемых", признается метод определения замыкающих затрат на основе

оптимизационных вариантных расчетов перспективных планов или схем развития

и размещения соответствующих отраслей. Они разрабатываются на основе

существующих и перспективных потребностей в данном полезном ископаемом с

учетом вариантных возможностей их удовлетворения и сопоставления затрат по

конкурирующим источникам.

При, следовательно, возможна только комплексная экономическая оценка

природных ресурсов с учетом их эксплуатации. Определение цены природного

ресурса и выбор способа его эксплуатации должны происходить одновременно.

Объектом экономической оценки является сочетание единичных природных

ресурсов, объединенное совместным способом эксплуатации. Оценка

месторождения полезного ископаемого должна производиться как с

экономической, так и с природоохранной точек зрения. Это ставит

дополнительные требования к выбору оптимального критерия оценки

месторождения. Оптимальный критерий должен учитывать все возможные

природоохранные затраты и потери, возникающие в разных отраслях народного

хозяйства в результате воздействия добывающего предприятия на окружающую

среду. Экономический ущерб возникает от загрязнения окружающей среды, от

разрушения и снижения плодородия почв, природного ландшафта, ухудшения

качества ресурсов недр. Учет наносимого окружающей среде ущерба необходимо

производить при определении платы за природные ресурсы.

Под экологическими потерями предприятий, разрабатывающих

месторождения полезных ископаемых, следует понимать дополнительные

материальные и трудовые потери, возникающие при ликвидации вредных

последствий загрязнения окружающей среды. Такой подход к экологическим

потерям позволяет исчислять не саму величину ущерба, а эффект от его

сокращения или устранения. Величина экологических потерь как составная

часть эффекта от сокращения или устранения потерь позволяет учесть

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.