| |||||
МЕНЮ
| Экологическая экспертизаметодическое регулирование, в свою очередь, опирается на соответствующие нормативные (стандарты, нормы, правила и т.д.) и методические (пособия, инструкции, рекомендации, методики и др.) документы и материалы, разрабатываемые специализированными ведомствами и научными учреждениями. Изучение и последующий комментарий существующей системы нормативно-правовых российских и действующих в России международных документов в области экологической экспертизы и ОВОС составляют первоначальный этап подготовки эколога-эксперта. Структура российского законодательства в области экологической экспертизы. В настоящее время систему российского законодательства в области экологической экспертизы и ОВОС составляют: статьи 41 (п.3) и 42 Конституции РФ, целевой федеральный закон "Об экологической экспертизе" и ряд статей (ст. 35-39) базового закона РФ "Об охране окружающей природной среды", являющегося фактически "Основами российского экологического законодательства". Помимо федеральных законов действуюет ряд конкретизирующих их постановлений Правительства, а также несколько дополняющих указов Президента РФ. На основе Конституции и указанных законов федерального уровня представительными и исполнительными органами власти и управления субъектов федерации, а также органами местного самоуправления постепенно разрабатываются проекты и принимаются на своем уровне соответствующие законы (например, в республике Карелия или в Татарстане), другие правовые акты и административные нормативно-правовые документы соответствующего уровня. Однако данный процесс находится пока в самом начале своего развития. Оба выше указанных закона регулируют в основном государственную ЭЭ, в меньшей степени - общественную ЭЭ и практически не касаются ОВОС. Закон "Об охране окружающей природной среды" содержит специальный раздел (разд. V), посвященный в основном государственной ЭЭ, её цели и принципам (ст.35), в т.ч. принципу обязательности (ст.36), объектам (ст.37) и ответственности за невыполнение требований ГЭЭ (ст.38). Специальная статья закона посвящена общественной ЭЭ (ст.39), которая практически не регламентируется им, хотя и ставится в зависимость от государственной экспертизы. Помимо указанных статей закона, напрямую посвященных ЭЭ, в нем присутствует ещё несколько, косвенно относящихся к данной области. Это статьи раздела IV о нормировании качества окружающей среды (ст. 25-34), а также статьи разделов VI и VII (ст. 40-57), посвященные экологическим требованиям, учитываемым в ходе ЭЭ. Федеральный закон "Об экологической экспертизе" развивает нормы предыдущего, более подробно регулирует отношения в области ЭЭ и уже целиком посвящен этому вопросу. В законе впервые дается определение экологической экспертизы вообще, а не только государственной (ст.1), более подробно раскрываются принципы (ст.3) и указываются виды ЭЭ (ст.4). Глава II закрепляет полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, в т.ч. Президента, Федерального Собрания и Правительства РФ (ст.5), вопросы ведения субъектов РФ (ст.6) и полномочия органов местного самоуправления в области ЭЭ (ст.9). Кроме того, данная глава, впервые упоминает понятие "специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы" распределяет их полномочия, права и обязанности между федеральным (ст.7) и территориальным (ст.8) уровнями. Глава III закона полностью посвящена государственной экологической экспертизе, конкретизирует объекты ГЭЭ федерального уровня (ст.11) и уровня субъектов федерации (ст.12), дает юридическое определение понятия "специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы"(ст.13), закрепляет самый общий порядок проведения ГЭЭ (ст.14), определяет статус и обязанности экспертной комиссии (ст.15), её эксперта (ст.16) и председателя (ст.17), а также юридическую силу заключений экспертной комиссии и государственной экологической экспертизы (ст.18). Более подробно, хотя не с должной степенью глубины, глава IV данного закона регламентирует общественную ЭЭ (ст.20), её объекты (ст.21), порядок (ст.22) и условия (ст.23) проведения, правила регистрации ОЭЭ (ст.24), статус заключения (ст.25) и права граждан, а также общественных организаций в этой области (ст.19). В специальной главе (гл.V) закреплены права (ст.26) и обязанности (ст.27) заказчиков документации, подлежащей ЭЭ. В общих чертах главой VI определен порядок финансирования ГЭЭ (ст.28) и ОЭЭ (ст.29). Важнейшую роль в механизме реализации данного закона играет глава VII, закрепившая соответствующие виды нарушений (ст.30) и виды ответственности за нарушения законодательства РФ об экологической экспертизе: уголовную (ст.31), административную (ст.32), материальную (ст.33) и гражданско- правовую (ст.34). В общем виде описывается порядок разрешения споров в области ЭЭ (ст.35). Закрепляется принцип верховности международного законодательства в области ЭЭ над российским национальным (ст.36), а также содержатся нормы (ст.38) о приведении в соответствии с данным законом всех правовых актов Президента, Правительства, ведомств и субъектов федерации, а также органов местного самоуправления по вопросам ЭЭ и реализации объектов, подлежащих ей. Выше указанные фадеральные законы формируют "Основы законодательства в области ЭЭ", но практически, не являясь законами прямого действия, они требуют наличия конкретизирующих и дополняющих их подзаконных правовых актов Правительства РФ, ведомств, субъектов федерации и органов местного самоуправления. К данной нормативно-правовой документации в области ЭЭ и ОВОС (имеющей общефедеральную юридическую силу) относятся следующие подзаконные нормативно-правовые акты, в числе действующих среди которых, отмечаются: постановления Правительства РФ - "Об утверждении Положения о порядке проведения ГЭЭ", "Об утверждении норм оплаты труда членов экспертных советов (комиссий) и внешних экспертов", "Об оплате труда внештатных экспертов ГЭЭ", "О государственной экспертизе градостро-ительной и проектно- сметной документации и утверждении проектов строительства", "Об утвер- ждении Положения о государственной экологической экспертизе" (п.п.14 и 15), "Об утверждении Временного положения о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории РФ", "Об утверждении Положения о порядке подготовки, рассмотрения и проведения государ-ственной экспертизы технико-экономических и коммерческих предложений и обоснований целесо- образности, эффективности и возможности участия российских организаций в строительстве объектов за границей на основе межправительственных соглашений об экономическом и техническом сотрудничестве", "Об органах, осуществляющих государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о представляемых в пользование участках недр", “О порядке разработки, согласования, государственной экологической экспертизы, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных ресурсов” и др.; в числе указов Президента РФ не отмечается напрямую регулирующих область ЭЭ и ОВОС, одноко все же заслуживают внимание два указа - "О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" и "О концепции перехода РФ к устойчивому развитию" . Первый документ в числе основных стратегических направлений деятельности по обеспечению экологически безопасного устойчивого развития приоритетным называет "экологически обоснованное размещение производительных сил" (что подразумевает проведение ОВОС и экологической экспертизы). В Концепции также содержатся косвенные указания на необходимость развития ЭЭ и ОВОС: "оценка хозяйственной емкости экосистем и определение допустимого на них антропогенного воздействия" относится к основным направлениям перехода России к устойчивому развитию; государственное управдение процессом перехода страны к устойчивому развитию предполагает "разработку системы программных и прогнозных документов" (являющихся по сути вариантами ОВОС, подлежащих ГЭЭ); "... механизмы разработки и принятия решений должны ... учитывать последствия реализации этих решений в экономической, социальной, экологической сферах..." (для чего и предназначено проведение ОВОС); нормативные документы специально уполномоченных государственных органов в области ЭЭ - Госкомэкологии (Минприроды) РФ и его территориальных органов - приказы: "Об утверждении Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности”. "Об утверждении Положения об оценке воздействия на окружающую среду в РФ", "О комплексной системе оценки и нормирования качества окружающей среды", "Об утверждении формы заключения ГЭЭ", "Об утверждении Руководства по проведению ОВОС при разработке обоснований инвестиций в строительство, технико-экономических обоснований (ТЭО) и/или проектов строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации или ликвидации хозяйственных и/или иных объектов и комплексов", "Об утверждении Требований к материалам, предъявляемым на ГЭЭ для отнесения отдельных участков РФ к зонам чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия", "Об утверждении Регламента проведения ГЭЭ", "Об утверждении Перечня нормативных документов, рекомендуемых к использованию при проведении ГЭЭ, а также при составлении экологического обоснования хозяйственной и иной деятельности"; письма и разъяснения: "О государственной экологической экспертизе", "О ГЭЭ предприятий с иностранными инвестициями", "Об обязанности использования процедуры и результатов ОВОС при разработке предплановой, предпроектной и проектной документации"; другие документы: "Об учете экологического фактора при приватизации государственных и муниципальных предприятий, организаций", Руководство по экологической экспертизе предпроектной и проектной документации; нормативные документы и материалов других ведомств, имеющих отношение к ЭЭ: документы строительных ведомств - "Об утверждении Инструкции о порядке разработки, согласования, утверждения и состав обоснования инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений", Инструкция о порядке проведения экспертизы проектов строительства (реконструкции) зданий и сооружений, "О порядке проведения государственной экспертизы градостроительной документации и проектов строительства в российской Федерации", Методика оценки воздействия промышленных предприятий на окружающую средц по техногенны факторам, Руководство по составлению раздела "Охрана природы и улучшение окружающей среды градостроительными средствами в проектах планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов", Природоохранные нормы и правила проектирования; документы Минздрава - Санитарные правила проектирования, строительства и эксплуатации полигонов захоронения неутилизируемых промышленных отходов. Методические рекомендации. Гигиеническая оценка утилизации твердых и концентрированных жидких отходов химических производств на предприятиях других отраслей промышленности; документы Госгидромета - Рекомендации по составлению сводного тома "Охрана атмосферы и предельно допустимые выбросы (ПДВ)" города (населенного пункта) и его макет, Инструкция о порядке рассмотрения, согласования и экспертизы воздухоохранных мероприятий и выдачи разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу по проектным решениям. ОНД 1-84, Сборник законодательных, нормативных и методических документов для экспертизы воздухоохранных мероприятий, Методика обоснования экологических нормативов выбросов от стационарных источников, Типовая инструкция по организации системы контроля промышленных выбросов в атмосферу в отраслях промышленности; документы Госатомнадзора - Основные положения подготовки, рассмотрения и принятия решений по изменениям проектной, конструкторской, технологической и эксплуатационной документации, влияющим на обеспечение ядерной и радиационной безопасности, Положение по организации и проведению экспертизы проектных и других материалов и документации, обосновывающих безопасность ядерно- и радиационноопасных объектов и производств; документы Госгортехнадзора и др. ведомств - Положение о порядке выдачи специ-альных разрешений на виды деятельности, связанные с повышенной опасно-стью промышленных производств (объектов) и работ, а также с обеспечением безопасности при пользовании недрами, Инструкция о порядке переоформления лицензий на пользование недрами; нормативные документы и материалы субъектов федерации в области ЭЭ: региональные правовые акты только формируются в соответствии с федеральным законодательством. В большинстве субъектов федерации специально уполномоченные государственные органы в области ЭЭ имеют, готовят и утверждают на территориальном и ведомственном уровнях соответствующие Положения об организации и проведении ГЭЭ, реже - Регламенты ГЭЭ, ещё реже - документы по ОВОС. В числе "передовых" в этом деле субъектов федерации можно назвать Республику Татарстан, имеющую полный наиболее полный сборник документов и г. Москву, подготовившую аналогичный пакет документов и материалов. Что касается Москомприроды, то специалисты данного комитета по ряду вопросов находятся впереди, в частности, первыми разработав предложения о введении Государственной экологической классификации намерений и деятельности и соответствующее Положение; Международные документы. Отдельную группу документов и материалов, не всегда входящих в число, относящихся к российскому законодательству в области экологической экспертизы и ОВОС, но являющихся его источниками, являются нормативные акты международных организаций (ЕЭК, ЮНЭП ИКАО, МАГАТЭ, МОТ и др.), а также международные договора (конвенции), ратифицированные или подписанные Россией. Существуют и рекомендательные материалы, которые в России не применяются, но берутся в качестве прототипов при подготовке национальных документов в области ЭЭ и ОВОС. Одним из важнейших международных документов в изучаемой области является Международная конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Конвенция, которую в 1991 году учредил ещё СССР, а Россия подтвердила своё участие в ней, хотя пока так и не ратифицировала её. В Конвенции впервые определяются на международном уровне обязанности официальных лиц и права общественности в тех ситуациях, когда на территории одной страны планируется осуществление деятельности, которая может оказать неблагоприятное воздействие на среду обитания и население другой страны. Вторым, не менее важным для России, претендующей на вступление в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), международным документом в области ЭЭ и ОВОС, является Директива ЕЭС № 337/85 об оценке воздействия некоторых государственных и частных проектов на окружающую среду. Директива закрепила основные принципы ЭЭ и ОВОС, необходимость информирования общественности и активного её участие на всех стадиях проведения ЭЭ, обязательность проведения консультаций между заинтересованными ведомствами, публикации результатов экспертизы. Определенный интерес при изучении ОВОС представляет трехтомный Технический документ Всемирного Банка - Международного банка реконструкции и развития (МБРР) "Справочное пособие по экологической оценке", описывающий процесс экологической экспертизы, рассматриваемые при этом глобальные, отраслевые и социально-культурные проблемы, применение при экологическом анализе метода "затраты-выгоды", способы стимулирования природоохранных институтов, участие общественности, а также конкретные инструкции к различным видам хозяйственной деятельности. Технические документы. Последней группой документов и материалов, также не входящих в число правлвых, но учитываемых при проведении ЭЭ и ОВОС, являются Государственные стандарты, нормы, правила и порядки, перечни и классификаторы (ГОСТы, ОСТы, СНиПы, СП, СанПиНы, СН, ОСП, ОНТП, НРБ, ПБТРВ, НВН и др.), а также руководства, методики, методические и др. рекомендации, справочные и иные пособия (РД, РДС, ОНД, МУ, МР и т.д.). Это нормативно- технические документы, содержащие конкретные количественные нормативы, показатели и др. критерии для проверки предлагаемых решений на соответствие этим экологическим требованиям. Их число огромно, поэтому более подробно они разбираются в отдельной теме. Тема № 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОВОС Теория экологической экспертизы и проведения ОВОС находится в стадии разработки, однако её основы в любом случае должны составлять: цели, задачи (основные функции), принципы , типизация объектов и субъектов, вносящая различия в процедуру при её организации и проведении. Главным моментом является комплексность и разносторонность в рассмотрении данного явления, включающего в себя различные стадии, в том числе ОВОС, государственную и общественную экологическую экспертизу намерений и проектных решений, экоаудит действующих объектов, задачи которого во многом перекрываются с функциями экологического контроля (мониторинга). Понимание этих вопросов важно для формирования основы знаний эколога-эксперта широкого профиля. Как было указано выше (см. введение), в традиционном (узком) смысле, в соответствии с российским законодательством и юридической литературой, экологическая экспертиза (ЭЭ) определяется как установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта ЭЭ в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на ОС, а также связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Её принято рассматривать как предварительную проверку соответствия хозяйственных проектов, предпроектной документации, программ, изделий, материалов, сырья, продукции, стандартов, нормативов, и иных объектов, веществ, материалов, решений и т.д. требованиям экологической безопасности и охраны ОС. На самом деле это более широкое понятие, охватывающее область социально-экологической, информационно-управленческой практики, включающей в себя: оценку (исследование и прогноз) комплексного воздействия на окружающую среду, а также последствий намерений, планируемой или уже реализованной деятельности, контрольную проверку обоснованности материалов и документов, её характеризующих, на соответствие экологическим требованиям, с учетом результатов оценки экологической ситуации и мнения общественности. Тем самым, экологическая экспертиза (ЭЭ), являющаяся эффективной организационно-правовой формой предупредительного контроля и самостоятельным видом управленческой деятельности, фактически сегодня включает в себя три неравнозначных компонента: оценку воздействия на Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|