бесплатно рефераты
 

Учет расчетов с бюджетом

p align="left">14. Суммы налога на добавленную стоимость, перечисленные в бюджет, отражаются по дебету счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость" в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств.

15. Если предприятие приобретает материалы, которые будут использоваться для проведения ремонта здания непроизводственного назначения, финансируемого за счет собственных источников предприятия (фонд развития производства), то стоимость этих материалов на издержки производства и обращения не относится. Поэтому, учитывая положения п. 19 Инструкции N 39, суммы НДС по указанным материалам возмещению из бюджета не подлежат, отсюда следует, что материалы, используемые для ремонта, следует рассматривать как материалы, отпущенные на непроизводственные нужды предприятия. В этом случае, суммы НДС по указанным материалам подлежат отнесению за счет фонда развития производства (источника финансирования). В бухгалтерском учете предприятия это отражается следующим образом:

1) Д-т счета 10 - К-т счета 60 - оприходованы материалы, закупленные для проведения ремонта;

2) Д-т счета 19 - К-т счета 60 - НДС по закупленным материалам;

3) Д-т счета 88 - К-т счета 19 - НДС отнесен за счет собственных источников (фонда развития производства) (см. п. 2 письма Минфина РФ от 12.11.96 N 96 "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость и акцизами").

Если НДС по материалам, которые используются на непроизводственные нужды, ранее был предъявлен к возмещению из бюджета, то предприятию необходимо сделать в том отчетном периоде, в котором производится отпуск материалов на непроизводственные нужды (в данном случае - на ремонт помещений), следующие проводки:

4) Д-т счета 68 - К-т счета 19 - "красное сторно" восстановлен НДС по материалам, которые используются на проведение ремонта;

5) Д-т счета 88 - К-т счета 19 - НДС отнесен за счет собственных источников.

Если предприятие вместо отнесения на издержки производства и обращения суммы НДС, уплаченной по товарам, имеющим льготы, поставило соответствующую сумму к возмещению из бюджета.

Подобное нарушение налогоплательщика влечет следующие последствия, влияющие на дальнейший ход налогообложения:

Фактически внесенная в бюджет сумма налога оказывается меньше суммы, которая должна была бы быть исчислена и отражена в бухгалтерских, учетных и налоговых расчетных документах.

У предприятия оказывается искаженной себестоимость продукции (работ, услуг), вследствие чего в бюджет поступает сумма налога на прибыль в большем, чем имеет место в действительности, размере.

Относительно первого последствия нужно сказать, что единственная санкция, которая может быть применена к предприятию за допущенное нарушение, состоит во взыскании с него пени в размере 0,3% неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки, согласно подп. "в" п. 1 ст. 13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Бухгалтерский учет налогоплательщика в этом случае будет строиться следующим образом:

1) Д-т счета 19 - К-т счета 60 (76) - выделен НДС по приобретенным товарам;

2) Д-т счета 68 - К-т счета 19 - НДС представлен к возмещению;

Исправительные проводки:

3) Д-т счета 81 - К-т счета 68 - начислены финансовые санкции (пени);

4) Д-т счета 68 - К-т счета 19 - красным сторно проводки 2;

5) Д-т счета 44 - К-т счета 19 - НДС отнесен на издержки производства.

Тем налогоплательщикам, которые допустили аналогичные нарушения, но самостоятельно выявили их, с целью избежания применения финансовых санкций как в виде штрафов, так и в виде пеней, необходимо предпринять следующие меры:

- внести исправления в бухгалтерский учет и отчетность, сделав соответствующие исправительные проводки:

1) Д-т счета 19 - К-т счета 60 (76) - выделен НДС по приобретенным товарам;

2) Д-т счета 68 - К-т счета 19 - НДС представлен к возмещению;

3) Д-т счета 19 - К-т счета 68 - обратная запись проводки 2;

4) Д-т счета 44 - К-т счета 19 - НДС отнесен на издержки производства;

- составить и представить в налоговые органы исправительные налоговые расчеты (п. 63 Инструкции N 39). При этом в них указывается только сумма выявленной разницы по сравнению с ранее представленными расчетами;

- перечислить причитающиеся суммы налогов в бюджет.

16. Часто на предприятиях возникает ситуация, когда предприятия оказав услуги сторонней организации, получает в оплату товар, который идет на выплату заработной платы. Ниже показывается как же при этом учитывается НДС.

Необходимыми условиями принятия НДС в зачет являются:

1) приобретение и оприходование материальных ресурсов (выполненных работ, оказанных услуг);

2) оплата поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги);

3) оформление первичных и расчетных документов надлежащим образом;

4) наличие правильно оформленного счета-фактуры типовой формы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.07.96 N 914 (начиная с 1 января 1997 г.)

При этом следует учитывать, что данные условия, на основании которых НДС взят к зачету, будут приняты в том случае, если стоимость приобретенных материальных ресурсов ( работ, услуг) будет в дальнейшем списана на издержки производства и обращения. В противном случае, т. е. в том случае когда эти материальные ресурсы (работы, услуги) использованы на непроизводственные нужды, имеющие специальные источники финансирования, предприятие на основании п. 50 Инструкции N 39 должно сделать восстановительную бухгалтерскую проводку: Д-т счета 81 (88, 96) - К-т счета 68.

Исходя из вышеизложенных условий, применительно к рассматриваемой ситуации следует сказать следующее.

Так как предприятием был получен и оприходован товар в оплату за реализованную услугу, то были выполнены 1-е и 2-е условия, на основании которых предприятие имело право принять НДС в зачет.

В дальнейшем, поскольку товар был направлен на выплату заработной платы работникам, т. е. произошла его фактическая реализация и он не был использован на непроизводственные нужды, можно сказать, что было выполнено и третье из указанных условий. Таким образом, у предприятия имелись все основания для принятия НДС в зачет.

В бухгалтерском учете эта операция будет отражена следующим образом:

1) Д-т счета 60 - К-т счета 46 - оказана услуга сторонней организации;

2) Д-т счета 46 - К-т счета 68 - начислен НДС на оказанную услугу, подлежащий уплате в бюджет.

При учетной политике предприятия по оплате для целей налогообложения вместо 2-й проводки делается 3-я проводка:

3) Д-т счета 46 - К-т счета 76 - отражена сумма неоплаченного НДС (при учетной политике для целей налогообложения по оплате - п. 1 письма Минфина РФ N 96);

4) Д-т счета 41 - К-т счета 60 оплата за оказанные услуги;

5) Д-т счета 19 - К-т счета 60 - НДС за оказанные услуги;

6) Д-т счета 76 - К-т счета 68 - отражена сумма НДС по оплаченным услугам (при учетной политике для целей налогообложения по оплате);

7) Д-т счета 68 - К-т счета 19 - НДС списан в зачет;

8) Д-т счета 20 - К-т счета 70 - начислена заработная плата;

9) Д-т счета 70 - К-т счета 46 - выдана натуральная оплата труда;

10) Д-т счета 70 - К-т счета 68 - начислен подоходный налог (исходя из рыночных цен - п. 6 инструкции Госналогслужбы РФ от 29.06.95 N 35 "По применению Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц"";

11) Д-т счета 46 - К-т счета 68 - начислен НДС (при реализации по цене не выше фактической себестоимости для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичную продукцию - п. 9 Инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.95 N 39);

12) Д-т счета 46 - К-т счета 41 - списана себестоимость реализованного товара.

1.1.2. Особенности организации аналитического учета НДС

Учет НДС, подлежащего уплате в бюджет

Составляя рабочий план счетов, приказ об учетной политике, положение о документо-обороте в организации, необходимо помнить, что информация должна быть достоверной, ее полу-чение должно занимать минимум времени, а бухгалтерский учет надо вести так, чтобы при незначительных трудовых затратах можно было бы трансформировать его данные в информацию для управленческого учета и налоговых расчетов.

Рассмотрим один из возможных вариантов организации учета расчетов с бюджетом по НДС.

Допустим, что НДС, подлежащий уплате в бюджет, формируется на субсчете 68-5 "Расчеты с бюджетом по НДС". Попробуем определить, учет каких аналитических данных нужно вести на этом субсчете.

Для сверки расчетов с бюджетом, анализа уплаченных налогов, штрафных санкций по на-логам, пени надо знать не только общую сумму задолженности бюджету, но и ее расшифровку по налогу (подсубсчет 001), штрафам (002) и пени (003). Аналитический учет в таком разрезе можно вести с помощью современных систем автоматизации бухгалтерского учета.

Для аналитического учета некоторых данных нет необходимости вводить отдельные субсчета или подсубсчета к счету 68. Их можно получить, зная обороты в корреспонденции с определенны-ми счетами. Например, нас интересует не просто сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, а сколько составляет сумма НДС со ставкой 10 % и со ставкой 20 %. Так как учет реализации товаров с различными ставками НДС необходимо вести раздельно, можно открыть субсчета к счету 46 “Реализация продукции (работ, услуг)" с различ-ными ставками НДС. Оборот по дебету счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", субсчет "Со ставкой НДС 10 %" и кредиту счета 68, субсчет 5, подсубсчет 001 показывает реализацию со ставкой НДС 10 %. Оборот по дебету счета 46, субсчет "Со ставкой 20 %" и кредиту счета 68, субсчет 5, подсубсчет 001 определяет сумму реализации со ставкой НДС 20 %.

Налогооблагаемой базой для НДС является стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), отражаемая по кредиту счетов 46, 47, 48. Поэтому проанализируем, как можно организовать аналитический учет на сче-те 46, чтобы по его дебетовым оборотам и кредитовым оборотам по счету 68 получать не-обходимую информацию.

Счет 46 предназначен для обобщения инфор-мации о реализации готовой продукции, товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а также для определения финансовых результатов от их реализации как на экспорт, так и внутри страны (первый уровень аналитических данных). Второй уровень -- это реализация внутри страны в разрезе ставок НДС (16,67, 9,09, 20, 10 %). Учет можно вести по видам продукции (третий уро-вень аналитических данных), договорам поставок (четвертый уровень), местам реализации (пятый уровень) и т. п. Некоторые экономисты считают, что на каждый уровень аналитических данных можно завести свой субсчет к счету 46 и получать необходимую информацию. По мнению других, пользоваться субсчетом с номером в пять и более знаков неудобно, кроме того, иногда надо получить информацию, вытекающую из другой. Например, для управленческого учета, в первую очередь, важно знать, как проходит реализация в каждом подразделении, чтобы проанализировать, какое подразделение (отдел) организовало сбыт продукции лучше, и только потом управленческий учет будет интересовать, сколько продукции подразделение реализовало со ставкой НДС 10 и 20 %. Для учета налогов прежде всего важно знать, сколько продукции реализовано со ставкой НДС 10 % и сколько со ставкой 20 %, а только потом -- какое подраз-деление и сколько реализовало продукции. Да, и не все системы автоматизированного бухгал-терского учета позволяют иметь код субсчета более трех (двух) знаков. Поэтому, продумывая план счетов предприятия, надо четко представ-лять, какая информация будет аккумулироваться на субсчетах какого-либо счета, а какая будет собираться как аналитические данные опреде-ленного субсчета, сколько знаков будет исполь-зовано для кодирования номера субсчета. Напри-мер, субсчет будет иметь код из трех цифр, первая из которых будет обозначать, что про-дукция реализована на экспорт (1), внутри страны (2) или в пределах СНГ (3). Вторая цифра субсчета покажет, с какой процентной ставкой НДС реализована та или иная продукция. Третья цифра может означать место реализации, а аналитические данные на таком субсчете можно группировать в разрезе видов продукции, дого-воров поставок, паспортов сделок и т. п.

Если первая цифра показывает, что реализация совершена внутри страны, то по второй цифре субсчета можно определили с какой ставкой НДС. Зная сумму реализации (кредитовый оборот данного субсчета) и ставку налога, мож-но проверить правильность определения оборота по НДС.

Для уменьшения штрафных санкций необхо-димо также организовать учет и контроль за начислением НДС по материальным ресурсам, списанным на непроизводственные нужды и реа-лизованным на сторону; при безвозмездной пере-даче имущества другим предприятиям; на средства, полученные от других организаций и предприятий (за исключением средств, зачисляемых в уставные капиталы организаций (предприятий) их учреди-телями в порядке, установленном законодательст-вом Российской федерации; средств на целевое бюджетное финансирование, а также на осущест-вление совместной деятельности); доходу, полу-ченные от передачи во временное пользование финансовых ресурсов (финансовой помощи) при отсутствии лицензий на осуществление банков-ской деятельности, а также средства от взимания штрафов, пени, выплаты неустоек, полученные за нарушение обязательств, предусмотренных дого-ворами поставки товаров (выполнения работ, ока-зания услуг); начислением НДС при реализации продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости, так как для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичную продукцию (работы, услуги), сложив-шаяся на момент реализации, но не ниже факти-ческой себестоимости; по авансам и предоплатам полученным; НДС исчисленного с авансов и предоплат в предыдущем периоде, засчитываемых при реализации.

Учет НДС, подлежащего возмещению из бюджета

Рассмотрим, какие аналитические данные нужно получать на дебете счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет 5 "По НДС". Все проводки по дебету этого субсчета можно разделить на два типа.

Первый -- это оплата налога, пени и штрафов непосредственно с расчетного счета предприятия или за счет переплаты по другим налогам. Эти проводки не вызывают трудностей у бухгалтеров, поскольку перечисления делают-ся в разрезе трех подсубсчетов: налог (001), штраф (002), пеня (003), таких же, как и в кредитовом обороте. Поэтому аналитический учет можно вести в разрезе этих подсубсчетов. Правда, необходимы дополнительные аналитиче-ские данные для дебетового оборота, в частности за какой период перечисляется налог: авансовый платеж за текущий квартал или оплата налога по расчету за предыдущий квартал. Эта инфор-мация приводится в платежном поручении. Прав-да, эти данные касаются только дебетового оборота по счету 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет 5 "По НДС". Поэтому нецелесообразно вводить отдельный подсубсчет для учета таких данных, а можно обойтись их аналитическим учетом, причем они могут быть закодированы или описаны текстом.

Второй тип -- это проводки по учету НДС, предъявляемого бюджету к зачету, т. е. учиты-вающие суммы НДС, уплаченные предприятием его поставщикам и подрядчикам, возмещаемые бюджетом. Чаще всего при таких проводках используются данные кредита счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет 5 "По НДС", подсуб-счет 001 "Налог" и дебета счета 19. Также необ-ходимо иметь аналитические данные для запол-нения "Расчета (налоговой декларации) по налогу на добавленную стоимость". Так, для заполнения п. 1а расчета нужно знать сумму НДС по оприходованным оплаченным ценностям, в том числе по: материальным ресурсам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам, работам, услугам производственного характера, нематери-альным активам, основным средствам, а также сумму НДС, уплаченного таможенным органам предприятиями и организациями, формирующи-ми цены на импортные товары (продукцию). Перечисленные аналитические данные можно учитывать на счете 68, субсчет 5, но они отра-жают обороты только по дебету этого счета. Поэтому целесообразнее получать их, исходя из конкретной корреспонденции счетов. Например, дебет субсчета 68-5/001 и кредит определенного субсчета счета 19 "НДС по приобретенным цен-ностям". Для этого при составлении рабочего плана счетов нужно определить, какие субсчета будут открыты к счету 19 и в разрезе каких аналитических данных нужно будет вести учет.

Предъявлять НДС к зачету следует только после оплаты материалов поставщику и оприхо-дования их на склад. Значит, необходимо вести учет НДС приходящегося на оприходованные, но неоплаченные материальные ценности, а также на оприходованные и оплаченные материальные ценности. Поэтому можно одну цифру номера субсчета к счету 19 отвести для оплачен-ных или неоплаченных материальных ценностей, что облегчит контроль главному бухгалтеру и внутренним аудиторам, так как проводки с кредита счета 19 в дебет субсчета 68-5/001 могут быть только с кредита субсчета к счету 19, имеющего признак "оплачено". Однако не-обходимы данные не только в разрезе оплачен-ных или неоплаченных оприходованных матери-альных ценностей, но и по группам материаль-ных ценностей, на которые приходится та или иная сумма НДС, в частности, на: приобретенные материальные ресурсы, МБП, работы, услуги) производственного характера, нематериальные активы, основные средства.

В зависимости от возможностей программы автоматизации бухгалтерского учета предпри-ятие само решает, будет оно выделять отдельный субсчет для сбора аналитических данных по выше перечисленным группам или будет соби-рать эту информацию в аналитическом разрезе.

Учет на счете 19 "НДС по приобретенным ценностям" можно организовать следующим образом.

Первая цифра номера субсчета будет обозна-чать, оплачены (2) или не оплачены (1) оприхо-дованные материальные ценности; НДС, уплаченный на таможне (3).

Вторая цифра будет показывать группу ма-териальных ценностей, к которой относится НДС: 1. НДС по материальным ресурсам, учи-тываемым на счете 10 "Материалы". 2. НДС по материальным ресурсам, учитываемым на сче-те 41 "Товары". 3. НДС по МБП. 4. НДС по работам (услугам) производственного харак-тера. 5. НДС по нематериальным активам. 6. НДС при осуществлении капитальных вложений. Та-ким образом, счет 19 "НДС по приобретенным ценностям" будет иметь следующие субсчета: 19-11 "НДС по неоплаченным, но оприходован-ным материалам", 19-12 "НДС по неоплачен-ным, но оприходованным товарам", 19-13 "НДС по неоплаченным, но оприходованным МБП", 19-14 "НДС по работам (услугам производствен-ного характера) принятым, но неоплаченным", 19-15 "НДС по приобретенным, но неоплаченным нематериальным активам", 19-16 "НДС по при-обретенным, но неоплаченным капиталовложе-ниям", 19-21 "НДС по оплаченным и оприходо-ванным материалам", 19-22 "НДС по оплаченным товарам", 19-23 "НДС, оплаченный за МБП", 19-24 "НДС, оплаченный за работы (услуги) производственного характера", 19-25 "НДС, оплачен-ный по нематериальным активам", 19-26 "НДС, оплаченный при осуществлении капиталовложе-ний", 19-30 "НДС, уплаченный на таможне". Внутри каждого субсчета можно вести аналити-ческий учет по видам материалов, договорам, счетам, поставщикам и т.п.

Наличие таких аналитических данных позво-лит, по оборотам дебета счета, 68 "Расчеты с бюджетом", субсчёт 5 "По НДС", подсубсчет "Налог" и кредита соответствующего субсчета к счету 19 заполнять "Расчет (налоговую деклара-цию) по налогу на добавленную стоимость" и делать необходимые выборки для анализа дея-тельности организации.

НДС, уплаченный на таможне, подлежит возмещению после его уплаты и оприходования материальных ценностей на склад, независимо от того, были они оплачены или нет. На осно-вании таможенной декларации на получение материальных ценностей нужно дебетовать суб-счет 19-30 "НДС, уплаченный на таможне" и кредитовать, субсчет 68-9 "Расчеты с бюдже-том по таможне .(импортная пошлина, НДС)", а на основании приемного акта -- дебетовать субсчет 68-5 "Расчеты с бюджетом по НДС", подсубсчет 001 "Налог" и кредитовать субсчет 19-30 "НДС, уплаченный на таможне". Выполнять такие проводки можно на компьютерах с при-менением различных пакетов бухгалтерских про-грамм, которые позволяют делать сразу несколь-ко бухгалтерских проводок.

При такой постановке учета финансовая служба и руководители организации будут иметь всю информацию, необходимую для анализа; упростится подготовка данных для составления "Расчета (налоговой декларации) по налогу на добавленную стоимость", ф. 2 приложения к балансу при составлении квартальной отчетно-сти; легче контролировать правильность предъ-явления бюджету уплаченного НДС за материальные ресурсы, что будет способствовать уменьшению штрафных санкций при .проведении налоговых проверок.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.