Учет, анализ и контроль расчетов по принятым бюджетным обязательствам учреждения
анный этап санкционирования расходов федерального бюджета включающий в себя процедуру проверки платежных документов, - это один из сложных и ответственных участков работы органов Федерального казначейства.Основной функцией Казначейства является осуществление платежей в рамках исполнения бюджета. Расходование бюджетных средств может осуществляться безналичным и наличным путем (платежные поручения и чеки).Рассмотрим более подробно процедуру проверки платежных поручений. Платежные поручения составляются и представляются в орган Федерального казначейства клиентом. Платежные поручения выписываются с использованием технических средств в необходимом количестве экземпляров.В случае осуществления платежей в системе межрегиональных электронных расчетов Банка России допускается представление получателем средств в орган Федерального казначейства двух экземпляров платежного поручения. Оформленные получателем средств платежные поручения принимает уполномоченный руководителем органа Федерального казначейства работник.Орган Федерального казначейства проверяет каждое платежное поручение на правильность заполнения и целевой характер платежа. Платежные документы не принимаются в следующих случаях:образцы подписей на платежном документе не соответствуют образцам подписей в карточке образцов подписей клиента;сумма платежа превышает остаток средств по указанной в платежном поручении статье экономической классификации;показатели бюджетной классификации РФ, указанные в платежном документе, не соответствуют проводимой операции;расходы осуществляются без предъявления документов, подтверждающих правомерность оплаты;сумма платежа превышает установленные нормы авансирования;платежное поручение оформлено с нарушением Положения ЦБ РФ № 257-П и Минфина России № 46н от 20.05.2004.Также орган Федерального казначейства отказывает в приеме платежных документов в случае приостановления операций на лицевых счетах по учету средств федерального бюджета.Таким образом, рассмотренные выше этапы санкционирования расходов бюджета находят отражение на счетах раздела 5 "Санкционирование расходов бюджетов" Плана счетов бюджетного учета. Далее в дипломной работе нами будут рассмотрены особенности учета санкционирования расходов бюджета на примере Министерства экономического развития и торговли КБР.
1.4 Организационно-экономическая характеристика Министерства экономического развития и торговли КБРМинистерство экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики является исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, уполномоченным осуществлять функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, международной, межрегиональной и внешнеэкономической деятельности, торговли, экономического развития Кабардино-Балкарской Республики и муниципальных образований республики, инвестиционной деятельности, формирования республиканских целевых программ, мобилизационной подготовки экономики Кабардино-Балкарской Республики, потребительского рынка, организации мероприятий по проведению административной реформы в Кабардино-Балкарской Республике.Министерство руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Конституцией Кабардино-Балкарской Республики, договорами Кабардино-Балкарской Республики, законами Кабардино-Балкарской Республики, актами Президента Кабардино-Балкарской Республики и Правительства Кабардино-Балкарской Республики, иными нормативными правовыми актами.Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организации.Министерство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:разрабатывает комплекс мер по оптимизации участия государства в регулировании экономической деятельности и осуществляет контроль за их реализацией;проводит анализ экономического положения Кабардино-Балкарской республики и определяет на его основе принципы и методы регулирования социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики;разрабатывает принципы, методы и формы реализации государственной структурной и инвестиционной политики, направленной на обеспечение устойчивого развития Кабардино-Балкарской Республики;участвует в разработке и реализации, а также осуществляет меры по обеспечению экономической и продовольственной безопасности республики, а также меры по защите экономических интересов Кабардино-Балкарской Республики;координирует в пределах своей компетенции реализацию отраслевых республиканских программ, программ социального и экономического развития муниципальных образований Кабардино-Балкарской Республики;разрабатывает и реализует государственную политику по регулированию и стимулированию развития сферы торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;обеспечивает создание благоприятных условий для развития сети потребительского рынка, увеличения видов услуг и повышения их качеств в целях максимального удовлетворения потребностей населения, а также осуществляет контроль в сфере потребительского рынка;разрабатывает в пределах своей компетенции основы государственной политики в сфере экономики и торговли и осуществляет межотраслевую координацию;участвует в подготовке предложений по общим направлениям финансовой, бюджетной, налоговой, денежно-кредитной, тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики.Министерство в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:разрабатывает и вносит предложения по государственной социально-экономической политике, приоритетным направлениям развития экономики республики;организует разработку проекта прогноза социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики, ее административно-территориальных образований (муниципальных районов и уродских округов), отраслей и секторов экономики на соответствующий период и несет ответственность за их выполнение;разрабатывает проекты программ и планов действий Правительства Кабардино-Балкарской Республики по социально-экономическому развитию республики, а также прогнозных и аналитических материалов по вопросам институциональных преобразований;формирует сводный баланс по Кабардино-Балкарской Республике на краткосрочный и среднесрочный периоды;формирует в установленном порядке проект республиканской инвестиционной программы на очередной финансовый год в соответствии с возможностями расходной части республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики;разрабатывает прогнозные показатели поступлений налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему Российской Федерации по территории Кабардино-Балкарской Республики по доходным источникам на предстоящий финансовый год и среднесрочный период;проводит анализ тенденций социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики, осуществляет подготовку годовых и ежеквартальных докладов о состоянии экономики, осуществляет выявление диспропорций в ее развитии и определяет пути их устранения;разрабатывает и вносит в установленном порядке в Правительство Кабардино-Балкарской Республики проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, а также предложения о совершенствовании законодательства Кабардино-Балкарской Республики по вопросам, отнесенным к ведению Министерства;Министерство для осуществления возложенных на него функции имеет право:запрашивать и получать в установленном порядке от исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республики, предприятий, учреждений и организации, находящихся на территории Кабардино-Балкарской Республики, экономическую, статистическую, правовую и другую информации, необходимую для выполнения задач, возложенных на Министерство;разрабатывать и внедрять методические материалы и рекомендации по вопросам, входящих в его компетенцию;принимать участие в подготовке и заключении соглашений между Правительством Кабардино-Балкарской Республики, региональным объединением работников "Союз промышленников и предпринимателей Кабардино-Балкарской Республики" Федерацией профсоюзов Кабардино-Балкарской Республики, а также отраслевых (тарифных) соглашений;представлять в установленном порядке интересы Кабардино-Балкарской Республики на федеральном уровне по вопросам, входящим в его компетенцию;проводить в установленном порядке и в пределах своей компетенции совещания с привлечением руководителей и специалистов исполнительных органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций;заключать договоры с организациями и гражданами на выполнение работ в соответствии с компетенцией Министерства;привлекать специалистов (в том числе зарубежных) и экспертные коллективы для проведения консультаций, экспертизы документов и материалов на договорной основе;взаимодействовать в пределах своей компетенции с органами государственной власти, органами местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республики и организациями, в том числе ассоциациями и союзами, должностными и частными лицами как в Российской Федерации, так и за рубежом;проводить в пределах своей компетенции проверки соблюдения законодательства в сфере торговли (выполнения работ, оказания услуг), сертификации, лицензирования на предприятиях всех форм собственности.Министерство представляет в Правительство Кабардино-БалкарскойРеспублики и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации доклады о состоянии экономики республики, проекты прогнозов социально-экономического развития республики, республиканских целевых программ, предложения по формированию государственной социально-экономической политики и механизму ее реализации, развитию экономической реформы, основным направлениям обеспечения экономической безопасности и иную информацию, связанную с деятельностью Министерства.Министерство возглавляет министр, назначенный на должность и освобождаемый от должности Президентом Кабардино-Балкарской Республики.Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.Министр имеет заместителей. Председатель Кабардино-Балкарской Республики по представлению министра и по согласованию с Президентом Кабардино-Балкарской Республики распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики назначает на должность и освобождает от должности заместителей министра. Количество заместителей министра определяет Правительство Кабардино-Балкарской Республики.Министр:осуществляет общее руководство деятельностью Министерства;распределяет обязанности между своими заместителями;назначает в установленном порядке на должность и освобождает от должности работников Министерства;решает в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Кабардино-Балкарской Республики о государственной службе вопросы, связанные с прохождением государственной гражданской службе в Министерстве;вносит в Правительство Кабардино-Балкарской Республики предложения по численности и фонду оплаты труда работников Министерства;утверждает структуру и штатное расписание Министерства в пределах установленных Правительством Кабардино-Балкарской Республики численности и фонда оплаты труда работников.В Министерстве образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), заместителей министра и начальников структурных подразделений Министерства. В состав коллегии могут включаться представители исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений, депутаты Парламента Кабардино-Балкарской Республики, ученые и специалисты. Состав коллегии и численность утверждает Правительство Кабардино-Балкарской Республики.Финансирование расходов на содержание Министерства осуществляется за счет средств, предусматриваемых в республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на соответствующий год.Министерство является юридическим лицом, имеет бланки установленного образца и печать с изображением Государственного герба Кабардино-Балкарской Республики и со своим наименованием, иные печати, штампы, счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Кабардино-Балкарской Республики в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики.В качестве учетной политики Министерство применяет Инструкцию по бюджетному учету № 148н от 30.12.2008 г. Для отражения совершаемых операций используется план счетов, приведенный в Инструкции, так как рабочий план счетов не разработан.Для ведения бюджетного учета в Министерстве отдел бухгалтерского учета и отчетности по бюджету Министерства, возглавляемый главным бухгалтером.В Министерстве используются формы первичных документов класса 03 ОКУД "Унифицированная система первичной учетной документации". Также используются формы документов класса 05 ОКУД "Унифицированная система бюджетной финансовой, учетной и отчетной документации". Организация документооборота осуществляется в соответствии с разработанным в Министерстве графиком документооборота.В связи с переходом органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, их структурных подразделений, являющихся участниками бюджетного процесса, и, прежде всего, финансовых органов на казначейское исполнение бюджетов с использованием современных информационных технологий, была разработана Автоматизированная система управления бюджетным процессом. В основе автоматизации бюджетного учета лежит единый взаимосвязанный технологический процесс обработки первичных документов и отражения совершаемых операций.
Глава 2. Учет и контроль расчетов по принятым обязательствам учреждения2.1 Организация учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в бюджетной сфереРасчеты с поставщиками и подрядчиками за работы, услуги и материальные ценности являются важным элементом в системе бюджетного учета. Данные расчеты - это наиболее распространенные виды расчетов в бюджетных учреждениях.Взаимоотношения бюджетного учреждения и его контрагентов (поставщиков и подрядчиков) делятся на два вида:1 вид - это приобретение бюджетным учреждением товаров, работ и услуг для своей основной бюджетной деятельности. В данном случае все расходы учреждения в пределах установленных в Бюджетной смете лимитов будут оплачиваться за счет бюджетного финансирования. Если расходы бюджетной организации превысили установленные лимиты, организация, либо остается должна поставщику за оказанные работы и услуги (формируется кредиторская задолженность) либо бюджетное учреждение может образовавшуюся кредиторскую задолженность покрыть за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности.2 вид - это приобретение бюджетным учреждение материальных ценностей, товаров, работ, услуг и т.д. для ведения предпринимательской деятельности. Так как данные ценности не участвуют в процессе основной (бюджетной) деятельности организации, то и оплата выставленных контрагентами счетов осуществляется только за счет средств от предпринимательской деятельности. Бюджетное финансирование не предусматривает оплату предпринимательских расходов бюджетных учреждений. [31]Часто в договорах на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг предусмотрены авансовые платежи. Размеры авансовых платежей при заключении договоров (контрактов) на поставку товаров (работ, услуг), подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета, а также за счет средств, полученных от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2007 г. № 778 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов". Учреждение вправе предусматривать авансовые платежи:в размере до 100 процентов суммы договора (контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году, - по договорам (контрактам) об оказании услуг связи, о подписке на печатные издания и об их приобретении, об обучении на курсах повышения квалификации, о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, путевок на санаторно-курортное лечение, по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;в размере до 30 процентов суммы договора (контракта), но не более 30 процентов лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году, - по остальным договорам (контрактам), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. [8]Своевременный финансовый механизм Российской Федерации, в том числе и бюджетный, невозможен без системы расчетов. Расчеты классифицируются по своему характеру на группы:1) расчеты, осуществляемые внутри организации, учреждения, - внутренние расчеты; это расчеты администрации и персонала, возникающие в процессе экономической, управленческой, научной, учебной, производственной и иной деятельности, с целью осуществления которой создавалось учреждение или организация;2) расчеты, осуществляемые между организациями и вышестоящим органом - ведомством, управлением и т.п. Такие расчеты называются внутриведомственными;3) расчеты, возникающие между организациями, учреждениями за поставки товаров, оказание услуг, выполнение работ, - межхозяйственные расчеты;4) одногородние расчеты - расчеты, осуществляемые внутри города;5) иногородние расчеты - расчеты между организациями, учреждениями и т.п., находящимися в разных городах;6) международные расчеты - производимые между плательщиком и получателем, находящимся на территориях разных государств.Порядок расчетов за поставленные материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги определяется условиями заключенного договора или контракта. В договоре (контракте) могут быть предусмотрены авансовые платежи, расчеты могут осуществляться после отгрузки поставщиками товарно-материальных ценностей, выполнения подрядчиками работ или оказания услуг либо одновременно с ними. [22]Оплата должна производиться в соответствии с кодами классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации с детализацией до кодов статей (подстатьей) классификации операций сектора государственного управления - далее КОСГУ (см. Приложение 1).Учреждение принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями либо в соответствии с законом, иным правовым актом или соглашением. [2]В отношении договоров, исполнение которых осуществляется за счет средств от приносящей доход деятельности, полученных федеральными учреждениями, статьей 6 Закона от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" предусмотрено, что заключение и оплата таких договоров производится в пределах утвержденных смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности в соответствии с генеральными разрешениями (разрешениями).Учреждения осуществляют расчеты с поставщиками и подрядчиками за поставленные материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги, которые относятся к статьям 220 "Оплата работ, услуг" и группе расходов 300 "Поступление нефинансовых активов" КОСГУ. Расходы бюджетных учреждений по указанным статьям производятся в соответствии с заключенными договорами (контрактами). Причем сами договорные отношения на поставку материальных ценностей могут быть оформлены не только договором, но и счетом, кассовым чеком и другими документами, подтверждающими факт сделки. Но только в случае, если сумма за поставленные материальные ценности не превышает предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке, установленного Центральным банком России. В настоящее время согласно Указанию Центрального банка России от 20 июня 2007 г. № 1843-У предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке составляет 100 000 руб.В остальных случаях приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются с помощью размещения государственного заказа, в результате которого заключается контракт. [43]При заключении контрактов бюджетные учреждения должны руководствоваться Законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Он устанавливает единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в этой сфере.Закон № 94-ФЗ определил следующие виды размещения заказов:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7