бесплатно рефераты
 

Совершенствование учетной политики организации со смешанным бюджетом

p align="left">B этой связи для стран разрабатывающих свою концепцию взаимосвязи систем бухгалтерского учета и налогообложения на первый план выходит проблема оптимизации соотношения интересов пользователей финансовой отчетности и фискальных интересов государства, реализуемых посредством налогового учета.

В советской практике вопрос взаимодействия систем бухгалтерского учета и налогообложения не возникал, что объяснялось особенностями командно-административной системы, при которой налоговый аспект учета уходил не то чтобы на второй план, а просто терял свой смысл как источника информации о формирования доходов бюджета. Государство и так являлось посредником предприятий и, соответственно, результатов их деятельности. Система налогообложения подменялась системой распределении прибавочного продукта, исходящая из идеи всеобщей государственной собственности. B условиях всеобщей государственной собственности целью бухгалтерского учета было удовлетворение требований, предъявляемых к системе учета государством. Никакого несоответствия, тем более противоречия между системами бухгалтерского и налогового учета быть не могло [5].

В России, сегодня существует две модели учета, которые наиболее часто обсуждаются среди отечественных специалистов в области бухгалтерского учета и налогообложения:

1) параллельное существование систем бухгалтерского и налогового учета как двух самостоятельных, независимых видов деятельности по учету (рис. 2 [4]);

2) единая системы бухгалтерского учета, в рамках которой собирается, группируется и обобщается информация, необходимая для корректного определения величины налоговых обязательств, в том числе по налогу на прибыль (рис. 3 [4]). Такая система бухгалтерского учета может предусматривать дополнительные учетные процедуры в рамках ведения аналитического учета хозяйственных операций для достоверного определения налоговой базы.

Вторая модель отвечает требованиям целостности учетной системы: налоговый учет не предусматривает применения методов учета. Как показывает практика, бухгалтеры используют вторую модель учета.

Мнения о разделении бухгалтерского и налогового учета на две самостоятельные системы высказывались еще в 1996 г., при разработке части первой НК РФ. Так, С.Д. Шаталов утверждал: «В России пришло время разделить два вида учета (бухгалтерский и налоговый учет)». Со временем, эта позиция несколько смягчилась: «Независимо от того, сколько потребуется времени на создание и внедрение в России национальных стандартом бухгалтерского учета, максимально приближенных к международным стандартам, финансовой отчетности, потребности налогового законодательства и налогового администрирования диктуют необходимость детального описания правил налогового учета. В силу объективных причин правила бухгалтерского и налогового учета не могут быть тождественными, но нельзя допустить и того чтобы бухгалтерский и налоговый учет стали абсолютно независимыми друг от друга, а налогоплательщики-организации вынуждены были значительно увеличить штаты сотрудников для того, чтобы обеспечить ведение сразу двух видов учета» [5].

Рис. 2 - Формирование налогооблагаемой базы в рамках налогового учета

Рис. 3 - Формирование налогооблагаемой базы на основе данных бухгалтерского учета

Сторонники разделения учета на две параллельные системы обосновывают необходимость этого следующим образом:

- для исчисления налоговых обязательств рассчитываются специальные показатели, которые используются в налоговых целях, например понятие «валовая прибыль» (содержание этого термина с развитием методологии бухгалтерского учета и налогообложения неоднократно изменялось). Используются особые, отличные от правил методологии бухгалтерского учета методики для исчисления таких показателей;

- для корректировки финансовых результатов никаких дополнительных учетных записей на счетах бухгалтерского учета не производится. Так, стоимостные корректировки выручки от реализации продукции (работ, услуг), увеличивающие налогооблагаемую прибыль, в бухгалтерском учете не отражаются. Отрицательный результат от реализации (безвозмездной передачи) основных средств и иного имущества, отраженный на счетах бухгалтерского учета, для целей налогообложения не принимается и увеличивает налоговую базу. Таким образом, данные бухгалтерского учета отражают реальное финансовое состояние предприятия, а вышеуказанные корректировки обусловлены исключительно фискальной направленностью правил налогового законодательства;

- для правильного исчисления налоговой базы используются специальные регистры (специальные расчеты, бухгалтерские справки), которые заполняются на основании аналитических данных о хозяйственных операциях. Для отражения результатов исчисления налоговой базы, суммы налогового оклада и прочих элементов налога предусмотрена особая система отчетности - налоговая отчетность (налоговые расчеты, декларации, дополнительные справки к расчетам).

Вторая модель учета построена на принципе единой системы бухгалтерского учета как целостного образования, включающего в себя совокупность учетных процедур и расчетных операций для целей налогообложения как одного из элементов этой системы. Сторонники применения такой модели утверждают, что на счетах бухгалтерского учета, используя данные аналитического учета можно сформировать необходимую информацию для корректного исчисления налога на прибыль [6].

Ситуация такова, что расхождения между бухгалтерскими и налоговыми данными будут всегда иметь место. Ведь бухгалтерский учет призван обеспечивать пользователей информацией, необходимой для принятия управленческих решений и потому должен быть нацелен на отражение объективной реальности хозяйственной жизни предприятия, его реального финансового положения. Налоговое администрирование преследует, прежде всего, фискальные интересы, и, поскольку хозяйствующие субъекты всегда будут стремиться к минимизации налоговых издержек, государство в лице налоговых органов будет ограничивать и контролировать этот процесс.

Таким образом, с принятие второй части налогового кодекса РФ перед предприятием встала необходимость разработки и принятия учетной политики для целей налогообложения.

Учетная политика предприятий представляют собой совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета. Понятие "учетная политика" установлено и закреплено как законодательными документами в области бухгалтерского учета, так и законодательными документами в области налогообложения, соответственно учетная политика должна нести в себе два этих направления.

При разработке учетной политики предстоит решить следующие задачи:

1) сделать бухгалтерский учет прозрачным и доступным в понимании, позволяющим осуществить анализ хозяйственной деятельности предприятия;

2) создать оптимальную систему налогового учета;

З) предусмотреть определенные направления минимизации налогов, не противоречащие действующему законодательству РФ;

4) создать систему организации бухгалтерской службы, которая способствовала 6ы своевременному и четкому документообороту и учету информации.

Учетная политика, отвечающая на все вышеперечисленные задачи, может стать реальным источником необходимой информации, который сможет оказать настоящую помощь организации, а не тем формальным документом, который организация, во избежание проблем, должна представить по требованию налогового органа.

2. Методы формирования учетной политики для организаций со смешанным бюджетом

2.1 Особенности формирования учетной политики

Учетная политика формируется на основе совокупности основополагающих принципов и правил. Наличие таких принципов и правил объясняется самим предназначением бухгалтерского и налогового учета в условиях рыночной экономики, который призван формировать полные и достоверные данные об имущественном и финансовом положении предприятия, выступать способом общения деловых людей, быть составляющей общегосударственной системы формирования макроэкономических показателей. Все это становится возможным лишь на основе единых подходов и правил ведения учета.

Принципы и правила - это не стопроцентная унификация учетного процесса. Эти правила устанавливают рамки в построении системы учета на предприятии, которые необходимо соблюдать при выборе учетных процедур и разработке учетного процесса [1].

При их реализации в учетной политике конкретного предприятия целесообразно исходить из допущений:

1) об имущественной обособленности
активов и обязательств предприятия от активов и обязательств собственников этого предприятия и других организаций;

2) непрерывности деятельности предприятия в обозримом будущем, отсутствии намерения и необходимости ликвидации или существенного сокращения деятельности;

3) последовательном применении учетной политики от одного отчетного периода к другому;

4) последовательность применения норм и правил от одного налогового периода к другому;

5) временной определенности фактов хозяйственной деятельности к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами;

6) непрерывность отражения объектов учета в хронологическом порядке.

Учетная политика предполагает выбор оптимального для конкретной организации варианта ведения бухгалтерского и налогового учета из возможных вариантов, предлагаемых законодательными и нормативными актами, определяющими порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. При отсутствии готовых вариантов по какому-либо вопросу налогового учета, организация сама может предложить его, опираясь на методологию Минфина РФ [3].

На выбор варианта учетной политики оказывают влияние многочисленные факторы и условия работы организации, такие, как:

- вид деятельности;

- форма собственности (государственная, муниципальная и частная);

- юридический статус (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и т.д.);

- уровень концентрации производства (мелкие, средние, крупные);

- уровень специализации организации;

- обеспеченность финансовыми ресурсами;

- законы, нормативные акты;

- взаимоотношения с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками, дебиторами и кредиторами, банками и т.д.;

- отраслевая принадлежность организации;

- структура управления в организации;

- порядок формирования цен;

- инвестиционная политика;

- уровень квалификации работников бухгалтерии и руководства организации и т.д. [1].

Такой системный подход лежит в основе оптимальной учетной политики. От нее зависит полнота учета хозяйственных операций и процессов в организации, показатели отчетности. Поэтому учетная политика организации всегда находится в центре внимания всех заинтересованных сторон, внешних (налоговых органов, кредиторов, поставщиков, акционеров и других партнеров по бизнесу) и внутренних (руководителей организации всех уровней) пользователей.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером организации и утверждается приказом (распоряжением и т.п.) руководителя организации. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организаций. Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения. Принятая организацией учетная политика применяется с первого января года, следующего за утверждением ее соответствующим приказом. Вновь созданная организация оформляет избранную учетную до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации) [7].

Изменения в учетную политику вносятся в случаях:

1) изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

2) разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета в связи с отсутствием соответствующих нормативных актов, руководствуясь общеметодологическими подходами для более достоверного представления фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшей трудоемкости учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

3) существенного изменения условий деятельности в связи с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п.

Изменения в учетную политику для целей налогообложения вносятся в случае изменения законодательства и применяемых методов налогового учета в установленные законодательством сроки. Все изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года. При этом разработка способов учета той деятельности, которой организация занялась впервые, изменением учетной политики не считается. Изменение учетной политики оформляется приказом, который утверждает руководитель организации. При разработке учетной политики главному бухгалтеру необходимо не только выбрать способ ведения учета, но и обосновать свой выбор законодательно установленными нормами [2].

Все нормы действующего законодательства по бухгалтерскому учету можно разделить на две группы: одновариантные и многовариантные. В одновариантных нормах установлен единственный способ учета конкретных операций, который обязателен для всех. Эти способы учета в учетную политику не включаются. Если законодательством допускается несколько способов ведения бухучета, то выбирается один из них, который и закрепляется в учетной политике [3].

По некоторым хозяйственным операциям способ учета вообще не регламентирован. В этом случае главный бухгалтер разрабатывает собственный вариант учета таких операций и прописывает его в учетной политике. Если в нормативных актах по бухгалтерскому учету не учтена специфика деятельности организации, и они не позволяют достоверно отразить ту или иную операцию, пункт 4 статьи 13 Закона № 129-ФЗ разрешает не применять правила учета, установленные действующим законодательством. При этом раскрыть и обосновать факты отступления от правил надо в учетной политике организации, а также в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности[8].

2.2 Нормативная база для формирования и регулирования учетной политики

B соотвeтствии c Законом РФ «O бyxгaлтерском yчeте» общее методологическое рyководство бyxгaлтерским и налоговым yчетом в РФ осуществляeтся Правительством РФ, Министерством финансов РФ, Банк России (Центрaльный банк РФ), Госкомстатом РФ, Госyдарственным таможенным комитeтoм РФ и т.д.

Органы, кoторым федерaльными законами предоставлено право осyществлять нoрмативное регулирование бyxгалтерскогo yчета, руководствуясь законодательством РФ, рaзрабатывают и yтверждают в пределах своей компeтенции докyменты, обязательные для исполнения всеми организациями на территории РФ.

Нормативные акты и мeтодические yкaзания по бyxгaлтерскому учету не должны противоречить нормативным актам и методическим укaзаниям Минфина РФ.

Организации, руководствуясь законодательством РФ o бухгалтерском yчете, нормативными актами органов, регулирyющих бухгалтерский yчет, самостоятельно устанавливают свою yчeтнyю политикy, исходя из своей стpyктypы, отpасли и дрyгих особенностей деятельнoсти. Таким обрaзом, бyxгaлтерский yчет в организациях ведeтся в соотвeтствии c действyющей системой нормативных докyментов. Их совокупность обрaзует 4 ypовня законодательного и нормативногo регулирования бухгалтерского и налогового yчета в России. (рис. 4 [7]). Kaждый из них основан на соотвeтствyющих нормативных докyментах, пpинимаемых рaзными органами.

Рис. 4 - Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского и налогового yчета в России

На 1-м ypовне основными законодательными актами являются:

- Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ (в ред. от 30.12.2008);

- Нaлоговый кодекс, ч. 1 от 31.07.1998 №146-ФЗ (в ред. от 26.11.2008) и ч. 2 от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 30.12.2008);

- Федерaльный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бyxгалтерском yчете» (в ред. от 03.11.2006 г.);

- Гражданский кодекс РФ ч.1 от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 30.12.2008) и ч. 2 от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. 30.12.2008), ч.3 от 26.11.01 №146-ФЗ (в ред. от 30.06.08), ч.4 от 18.12.06 № 230-ФЗ (в ред. 08.11.08)

- Федеральный закон от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»;

- Федеральный закон от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 25.12.2008);

Докyменты 2-го ypовня состоят из отечественных положений (стандаpтов) по бyxгaлтерскомy yчeтy и бyxгaлтерской отчeтности.

Прежде всего, к ним oтносят:

- План счетов бyxгaлтерского yчета финансово-хозяйственное деятельности организаций и инструкции по его применению;

- Положение по ведению бyxгалтерского yчета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. Приказом МФ РФ от 29.07.1998 № 34н, (в ред. 26.03.07)

- Положение o порядке проведения инвентаризации имуществв налогоплательщиков при нaлоговой проверке, утв. Прикaзом МФ РФ МНС РФ от 10.03.1999 № 20н/ ГБ-3-04/39;

- ПБУ 1/98. Положение по ведению бyxгaлтерского yчета и бухгaлтерской oтчeтности в РФ. Прикaз МФ РФ oт 09.12.1998 № 60н (в ред. от 30.12.99);

- ПБУ 4/99. Бухгалтерская отчетность организации. Прикaз МФ РФ от 06.07.1999 N 43н, (в ред. 18.09.06);

- ПБУ 5/01. Учет материально-производственных запасов. Прикaз МФ РФ от 09.06.2001 N 44н, (в ред. 26.03.07);

- ПБУ 6/01. Учет основных средств. Прикaз МФ РФ от 30.03.2001 N 26н, (в ред. 27.11.06);

- ПБУ 7/98. События после отчетной даты. Приказ МФ РФ от 25.11.1998 N 56н, (в ред. 20.12.07);

- ПБУ 10/99. Расходы организации. Прикaз МФ РФ от 06.05.1999 Г N ЗЗн, (в ред. 27.11.06);

- ПБУ 14/2000. Учeт нематериальных активов. Приказ МФ РФ от 27.12.2007 N 153н;

- Приказ Минфина России от 30.12.2007 № 148н «об утверждении Инструкции по бюджетному учету»;

- Приказ Минфина России от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательствах»;

- Приказ Минфина России от 23.09.2005 № 123н «Об утверждении форм регистров бюджетного учета».

Документы 3-го уровня позволяют глyбже раскpыть cyщность ПБУ Минфина РФ. Среди них можно выделить cледyющие докyменты:

-Методические yкaзания по бyxгaлтерскому yчетy материально-производственных запасов.Утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001.N 119н, (в ред. 26.03.07);;

- Oб yтверждении в бyxгaлтерском учете операций по договору лизинга. Приказ Минфина РФ от 17.02.1997 N 15, (в ред. 23.01.01);

- Глава 25 НК РФ. ФЗ от 06.08.2001 N 110-ФЗ

Четвертый ypовень связан, как правило, c формирoванием учетнoй политики в организации. Он основан на ПБУ 1/98 «Учетнaя политика организации».

2.3 Элементы учетной политики

2.3.1 Организационно-технический раздел учетной политики

1
. Организация учетной работы

В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете", в зависимости от объема учетной работы бухгалтерский учет в организации может осуществляться:

- бухгалтерией как самостоятельным структурным подразделением;

- бухгалтером, принятым на работу по трудовому договору и состоящим в штате организации;

- специальной профессиональной организацией (централизованной бухгалтерией) или бухгалтером-специалистом на договорных началах;

- руководителем лично.

К учетной политике могут прилагаться положение о бухгалтерской службе, должностные инструкции работников бухгалтерии, форма договора (контракта) с организацией или бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учет, иные аналогичные документы.

Положение о бухгалтерской службе и должностные инструкции работников бухгалтерии обычно включают в себя шесть разделов:

- общие положения;

- функции; права и обязанности;

- ответственность;

- взаимоотношения (служебные связи);

- организация работы.

2. Учет в филиалах (обособленных подразделениях)

При наличии у организации филиалов (иных обособленных подразделений) следует иметь в виду, что учетная политика утверждается по организации в целом. Филиалы (обособленные подразделения) не могут применять учетную политику, отличную от учетной политики головной организации, так как это нарушает пункт 10 ПБУ 1/98.

Организация должна встать на учет в налоговой инспекции по месту своего нахождения и по местонахождению каждого своего филиала (как выделенного на отдельный баланс, так и невыделенного), где ей присваивается КПП код причины постановки на учет в налоговом органе. Кроме того, необходимо определить уровень централизации учетных работ: при централизованной форме весь учет ведется центральной бухгалтерией, при децентрализованной форме на местах функционируют свои учетные подразделения.

Если организация производит распределение расходов между головной организацией и филиалами, то в учетной политике следует оговорить порядок документального подтверждения такого перераспределения.

3. Система и План счетов бухгалтерского учета

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.