бесплатно рефераты
 

Проверка состояния финансовых и капитальных вложений

p align="left">Проверяя законность отнесения заработной платы на основное производство, проверяющий должен проверить и такой вопрос как правильность распределения зарплаты по счетам затрат. Одновременно необходимо проверить и правильность распределения зарплаты по направлениям расходов с целью включения их в издержки
производства.

Проверка обоснованности расходования средств на приобретение материальных ценностей

Проверка обоснованности расходования средств на командировки и служебные разъезды

Проверка обоснованности расходования средств на оплату транспортных услуг, услуг связи, коммунальных услуг

При проверке указанных вопросов должны быть охвачены следующие вопросы:

1. Правильность составления и исполнения сметы.

Проверить наличие утвержденной в установленном порядке сметы расходов и расчетов к ним, правомерность изменений, внесенных в смету (на основании какого документа, когда и кем они утверждены).

Указать сумму сметных назначений.

Проанализировать составление и исполнение сметы расходов по статьям. Все изменения в распределение сметных назначений по элементам расходов, подстатьям и предметным статьям в пределах группы расходов экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации вносятся с разрешения Минфина России по представлению руководителей федеральных органов исполнительной власти и организаций -получателей средств федерального бюджета.

2. Правильность расходования средств на приобретение предметов снабжения и расходных материалов.

Проверке подлежат:

правильность планирования ассигнований на канцелярские и хозяйственные расходы;

целесообразность использования средств на канцелярские и хозяйственные расходы;

правильность расходования средств на приобретение оборудования и инвентаря (в том числе мягкого);

соответствие произведенных расходов выделенным ассигнованиям, полнота оприходования и правильность списания оборудования и инвентаря;

обеспечение сохранности оборудования и инвентаря;

правильность расходования средств на питание больных в лечебно-санаторных учреждениях, детей в детских домах, садах, яслях, учащихся школ.

3. Расходование средств на командировки.

Проверка проводится в соответствии с нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации о служебных командировках.

4. Оплата транспортных услуг.

Проверяется соответствие фактических расходов топлива и смазки Нормам расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте Р-3112194-0366-03, утвержденным Минтрансом России 29 апреля 2003 г., приказам руководителя организации.

При проверке следует обратить особое внимание на правильность:

списания горюче-смазочных материалов по путевым листам, выданным водителям для работы в выходные и праздничные дни;

содержания за счет данного учреждения транспорта, принадлежащего вышестоящей организации;

замены одних запасных частей на другие при их поломке, завершении срока службы или по другим причинам;

выплаты компенсации за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок.

5. Оплата услуг связи и коммунальных услуг.

Проверяется правильность оплаты за все виды услуг связи, за аренду помещений, отопление, освещение, водоснабжение, канализацию, за текущее содержание зданий и сооружений, состоящих на балансе, при наличии договоров на оказание этих услуг и правильно оформленных документов, подтверждающих произведенные расходы. Суммы заключенных договоров не должны быть меньше суммы сметных назначений.

Оплата за коммунальные услуги, вносимая арендаторами помещений, сдаваемых бюджетными учреждениями в аренду, должна поступить на бюджетный счет для восстановления кассовых расходов по данной статье, а не на текущий счет сумм по поручениям.

6. Прочие текущие расходы.

Здесь нужно проверить использование бюджетных ассигнований, выделенных на прочие расходы. На статью 111040 должны быть отнесены расходы, предусмотренные классификацией доходов и расходов бюджета в Российской Федерации. Следует помнить, что представительские расходы, относящиеся на статью 111040, предусмотрены только для обслуживания иностранных делегаций (постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 222).

В настоящее время основным документов, дающем определение нецелевого использования бюджетных средств является Бюджетный кодекс Российской Федерации. Согласно статье 289 кодекса нецелевое использование бюджетных средств, выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

В более широком смысле под использованием не по целевому назначению (нецелевым использованием) средств, выделенных из федерального бюджета, следует понимать такое их использование, которое не приводит к результатам, предусмотренным при их предоставлении, или приводит к этим результатам, но сопровождается неправомерными действиями или событиями, неправомерность которых закрепляется в правовых актах, в заключаемых договорах или в решениях полномочных органов, определяющих целевой характер выделяемых из федерального бюджета средств.

Если при выделении средств из федерального бюджета формулируются две (промежуточная и конечная) или несколько целей, для признания использования средств целевым необходимо достижение каждой из них.

Если одна или несколько из поставленных целей не достигнуты, то использование средств, выделенных из федерального бюджета, следует признать нецелевым.

При финансировании, кредитовании, передаче средств в управление видами нецелевого использования средств, выделенных из федерального бюджета, сопровождающегося неправомерными действиями, являются:

а) направление этих средств на банковские депозиты, приобретение различных активов (валюты, ценных бумаг, иного имущества) с целью их последующей продажи;

б) осуществление взносов в уставный капитал другого юридического лица, оказание финансовой поддержки;

в) расходование средств при отсутствии оправдательных документов, неоформление или неправильное оформление первичных документов (первичных документов на приобретение товарно-материальных ценностей, документов на расходование средств, отсутствие авансовых отчетов и т. д.);

г) недостача материальных ценностей, приобретенных за счет средств, выделенных из федерального бюджета;

д) расходование средств, выделенных из федерального бюджета, сверх норм, установленных Министерством финансов Российской Федерации (нормы возмещения командировочных расходов, нормы на расходование бензина и т. д.). Суммой нецелевого использования является в этом случае сумма перерасхода.

В учреждениях, на предприятиях, в организациях, основная деятельность которых финансируется за счет средств федерального бюджета, нецелевым использованием являются:

а) использование средств на цели, не предусмотренные сметой расходов;

б) расходование средств не по коду экономической классификации, по которому было произведено финансирование (перераспределение средств с одного кода экономической классификации на другой).

При определении нецелевого использования средств на предприятиях, в учреждениях, организациях, чья деятельность финансируется за счет средств федерального бюджета, финансовым органам, проводящим проверки, необходимо определить у нижестоящих распорядителей бюджетных ассигнований наличие правомочия по перераспределению средств по кодам бюджетной классификации или прав по самостоятельному выбору направлений расходования в пределах полученных из федерального бюджета сумм финансирования. Данные права предоставлены законами Российской Федерации (федеральными законами), указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, письмами Министерства финансов Российской Федерации.

На предприятиях, в учреждениях, организациях, которым предоставлено право самостоятельно определять направления расходования выделяемых из федерального бюджета средств, производить перегруппировку средств в пределах полученного финансирования по кодам экономической классификации, данные действия должны оформляться надлежаще оформленными распорядительными документами руководителя предприятия (учреждения, организации) нижестоящего распорядителя бюджетных ассигнований.

Проверка обоснованности расходования средств на капитальное строительство и капитальный ремонт

Особенности организации и экономики строительного производства, обусловленные характером строительной продукции, оказывают существенное влияние на порядок ведения бухгалтерского учета в строительстве, а следовательно, на проведение проверок в организациях, осуществляющих капитальное строительство. К наиболее значимым из них можно отнести территориальную обособленность объектов строительства, во многом индивидуальный (даже при серийном строительстве) характер строительного производства, длительность проектирования и строительства объекта, многообразие видов строительно-монтажных работ при строительстве каждого объекта, зависимость сроков и качества строительства от месторасположения объекта, природных условий и даже времени года. Перечисленные и многие другие особенности обусловливают порядок ценообразования в строительстве и учета себестоимости строительных работ, а также достаточно сложную, обычно многоступенчатую систему расчетов между участниками строительного процесса. Проверка расходов на капитальное строительство является весьма эффективным инструментом для проверки точности калькулирования себестоимости строительного производства, стоимостной оценки готовых строительных объектов и, как следствие, эффективности деятельности организации, осуществляющей капитальное строительство.

При проведении проверки расходов на капитальное строительство выделяется несколько подходов к ее проведению. Расходы на осуществление капитального строительства можно рассматривать с точки зрения юриста, менеджера, бухгалтера, строителя-технолога. В идеале проверяющий, занимающийся проведением проверки строительной организации, должен сочетать знания и умения всех перечисленных специалистов. Однако, как показывает практика, лишь немногие из проверяющих владеют в должной мере необходимыми знаниями для проведения подобной проверки.

Целью проверки расходов на проведение капитального строительства или ремонта являются подтверждение соответствия представленной отчетности по строительству (ремонту) объекта нормативным документам, применяемым в данной отрасли, проверка правильности группировки расходов на строительство по статьям калькуляции, оценка состояния внутреннего контроля на строительных предприятиях и качества проведения технического контроля (надзора) строительства (ремонта).

При проведении проверки проверяющий, руководствуясь отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции, устанавливает правильность группировки расходов по статьям калькуляции, распределения их по конкретным объектам, между отчетными периодами, а также между готовыми объектами и остатками незавершенного строительства. Следует отметить, что к настоящему времени ряд нормативно-правовых актов по калькулированию себестоимости строительства были отменены, а новые акты не приняты, что создает правовой вакуум и дополнительные трудности в работе бухгалтеров и проверяющих.

К документам, регулирующим учет расходов организации на осуществление капитального строительства, относятся:

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Налоговый кодекс Российской Федерации;

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (приказ Минфина России от 31.10.2000 г. N 94н);

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (приказ Минфина России от 29.07.98 г. N 34н);

положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ N 5/01 (утверждено приказом Минфина России от 9.06.01 г. N 44н);

положение по бухгалтерскому учету "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство" ПБУ 2/94 (утверждено приказом Минфина России от 20.12.94 г. N 167);

положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 от 6.05.99 г. N 33н (в ред. от 30.03.01 г.) (утверждено приказом Минфина России от 6.05.99 г. N 32н (в ред. от 30.03.01 г.);

Указания по составлению сводной текущей отчетности по строительной и инвестиционной деятельности в 2003 г. (утверждены Госкомстатом России 22.01.03 г. N МС-10-24/202);

постановление Госстроя России от 7.08.02 г. N 102 "Об утверждении общих указаний по применению справочников базовых цен на проектные работы для строительства".

В зависимости от темы проверки выбираются основные направления и участки проверки, способ проведения (сплошной или выборочный), объем проверки.

При проведении проверки расходов на капитальное строительство (ремонт) проверяющим могут быть выявлены существенные нарушения, которые целесообразно, на наш взгляд, классифицировать следующим образом:

нарушения, связанные с неправильным оформлением договорных отношений;

нарушения правил взаимных расчетов между участниками строительства;

нарушения, выявляемые при проведении инвентаризации строительных объектов;

нарушения из-за отклонений от норм при производстве строительно-монтажных работ;

нарушения, вызванные ненадлежащим исполнением участниками капитального строительства присущих им функций;

нарушения, связанные с неправильным ведением бухгалтерского учета и неправильной трактовкой налогового законодательства.

Нарушения, связанные с неправильным оформлением договорных отношений.

Необходимость в проведении проверки существенно снижается, если грамотно с юридической точки зрения оформлены все договорные отношения между субъектами инвестиционно-строительной сферы. Правовую основу деятельности, охватываемой понятием "строительство", определяет ГК РФ, часть вторая, глава 37 "Подряд", а также специальный параграф "Строительный подряд". ГК РФ дает сторонам возможность предусмотреть в договоре подряда любые нюансы возникающих взаимоотношений. При этом четко оговаривается, как будут решаться те или иные спорные вопросы. Стороны свободны в определении формы и содержания договора строительного подряда, однако при этом обязаны учитывать следующие обстоятельства.

Ранее действовал порядок, по которому в соответствии с п.3 ст.95 Основ гражданского законодательства при разрушении или повреждении объекта строительства вследствие непреодолимой силы до истечения установленного договором срока сдачи объекта заказчик был обязан оплатить стоимость выполненных работ. В настоящее время действует правило, по которому риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства до приемки этого объекта несет подрядчик.

Согласно п.2 ст.743 ГК РФ в договор строительного подряда должно быть включено условие о составе и содержании технической документации на строительство и о том, какая из сторон и в какой срок обязана предоставить соответствующую документацию.

В ГК РФ более детально, чем раньше, оговорен порядок внесения изменений в договор строительного подряда, вызванных различными обстоятельствами.

Одной из обязанностей заказчика теперь является предоставление земельного участка для строительства, а значит, и урегулирование всех вопросов земельных правоотношений при строительстве, включая отвод земельного участка, оформление прав землепользования и внесение платежей за землю (ст.747 ГК РФ). Ранее же речь шла только об обязанности предоставить строительную площадку. Такое изменение обусловлено развитием земельных отношений и необходимостью четкого распределения прав и обязанностей сторон по урегулированию всех вопросов, возникающих при пользовании земельными участками в процессе строительства.

В ГК РФ большое внимание уделено урегулированию вопросов контроля и надзора в строительстве, причем именно контролю со стороны заказчика отведено теперь место в одном ряду с государственными контролирующими органами, а не в качестве лишь дополнительного контролирующего органа, как раньше.

Важным моментом является обязанность заказчика немедленно заявить об обнаруженных им отступлениях от условий договора, которые могут повлечь за собой ухудшение качества работ или иные недостатки (ст.748 ГК РФ). Такое заявление во избежание в дальнейшем проблем при доказывании этого обстоятельства необходимо делать в письменной форме, лучше всего в виде записи в журнале производства работ. Необходимо иметь в виду, что заказчик, не сделавший такого заявления, лишается права в дальнейшем ссылаться на обнаруженные недостатки.

Заказчик не обязан осуществлять надзор за строительством самостоятельно, он вправе самостоятельно без согласования подрядчика заключить договор с инженером или инженерной организацией, которая будет представлять интересы заказчика при контроле и надзоре за ходом строительства (ст.749 ГК РФ). При этом в договоре строительного подряда должны быть обязательно отражены функции инженера (инженерной организации).

Немалое значение имеет и то, в каком порядке и на какие сроки предоставляются гарантии качества и сроки обнаружения скрытых недостатков в построенных объектах. Гарантийный срок в соответствии с ГК РФ устанавливается соглашением сторон. Но этот срок не может быть меньше гарантийного срока, определяемого на основании законодательства. Например, гарантийный срок, установленный Основными положениями порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации, равен 12 месяцам, в других случаях могут быть установлены и иные сроки.

На договор строительного подряда распространено действие ст.724 ГК РФ, определяющей сроки обнаружения ненадлежащего качества работы. По общему правилу требования по устранению недостатков могут быть предъявлены в течение гарантийного срока. Если гарантийный срок не установлен, то эти требования могут быть предъявлены в "разумный" срок, но в течение не более двух лет со дня сдачи работ. Предельный срок для устранения недостатков составляет 5 лет (ст.756 ГК РФ).

Кроме перечисленных особенностей при составлении договора строительного подряда необходимо обращать внимание на пункты, касающиеся порядка сдачи-приемки работ, ответственности сторон, условий освобождения от ответственности, которые несколько отличаются от того, как эти вопросы решались до принятия нового ГК РФ.

Нарушения правил взаимных расчетов между участниками строительства.

Данный вид нарушений, по сути, является одним из подвидов нарушений, связанных с неправильным оформлением договорных отношений в строительстве, но обилие ошибок в данной области позволяет выделить его в отдельный вид.

Договоры между участниками строительства, осуществляемого в форме долевого участия, могут иметь разнообразные формы и содержание, что влечет за собой для их участников значительные различия в порядке ведения бухгалтерского учета и налогообложении.

Чаще других встречается комбинация из двух договоров, когда заказчик-застройщик, заключая с подрядчиками договоры о выполнении строительно-монтажных работ на объекте строительства, предусматривает в них отсрочку расчетов до завершения строительства объекта и полную или частичную оплату выполненных работ построенными квартирами, нежилыми помещениями или производственными мощностями путем зачета взаимных требований. Поскольку взаимозачетные операции предполагают обязательное наличие встречного однородного требования, с подрядчиками заключаются отдельные договоры долевого участия в строительстве. Ввиду того, что такие комплексные сделки изначально предусматривают предоставление в собственность части объекта недвижимости взамен выполнения подрядных работ, по существу они являются бартерными.

При данном порядке расчетов возникает оборот по реализации, подлежащий налогообложению (ст.39 НК РФ) и, кроме того, подпадающий под дополнительный контроль налоговых органов в части ценообразования (ст.40 НК РФ). Ситуация часто усложняется в связи с тем, что названными договорами предусмотрен зачет выполненных подрядных работ в счет финансирования долевого строительства по мере их выполнения. В этом случае подрядчик обязан списывать задолженность заказчика в счет взносов в долевое строительство по мере выполнения работ с одновременной уплатой всех налогов, уплачиваемых при получении выручки по оплате, задолго до фактического завершения расчетов и при фактическом отсутствии денежных средств. Эта задача решается заключением сделок об уступке права требования с инвесторами, готовыми расплачиваться денежными средствами или иным имуществом, необходимым подрядчику для осуществления его деятельности.

Заказчик-застройщик может строить свои отношения с каждой из подрядных организаций, участвующих в строительстве объекта, на основе прямых договоров. В этом случае расчеты между ними осуществляются в общеустановленном порядке. Но в большинстве случаев застройщики предпочитают нанимать одну организацию-генподрядчика для выполнения всех работ на объекте строительства и предоставляют ей право выполнять работы собственными силами или с привлечением субподрядчиков. Если иное не оговорено в договоре между заказчиком и генподрядчиком, расчеты с субподрядными организациями осуществляет генеральный подрядчик по мере получения средств от заказчика.

Нарушения, выявляемые при инвентаризации строительных объектов.

При инвентаризации проверяющий совместно с комиссией выезжает на объект и присутствует при обмерах постройки. В результате может обнаружиться несоответствие реальных объемов строительства данным учета. Подобные расхождения приводят к искажению себестоимости строительства, а также инвентарной стоимости объекта.

При проверке необходимо изучит следующие документы:

журнал учета выполненных работ (форма N КС-6), который ведется по каждому объекту строительства;

отчет (форма N М-19) материально ответственного лица, т.е. производителя работ, начальника строительного участка;

ежемесячный отчет о расходе основных материалов в строительстве в сопоставлении с расходом, определенным по производственным нормам (форма N М-29);

формы N КС-2 и N КС-3;

регистры бухгалтерского учета материалов по счету 10.

Нарушения, выявленные с помощью данного анализа, можно разделить на следующие типы.

1. Завышение объемов строительства. Данный тип нарушений влечет за собой такие последствия, как завышение размера списания материальных ресурсов на строительство объекта, неправильный расчет трудозатрат в результате завышения объемов строительства и др. Согласно п.3.1.2 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций при выявлении завышения стоимости строительных и монтажных работ по оплаченным или принятым к оплате счетам подрядных организаций заказчик уменьшает на сумму завышения принятые от них затраты с соответствующим возмещением (за счет полученных подрядчиками сумм) использованных источников финансирования или уменьшения задолженности по принятому к оплате счету от подрядной организации за выполненные работы.

В бухгалтерском учете у заказчика данная сумма отражается по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" и кредиту счета 60 (сторно красным); у генподрядчика - по дебету счета 20 "Основное производство" и кредиту счета 62 (сторно красным); использование в данном случае счета 90 "Продажи" неправомерно, так как приведет к искажению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Если завышение произошло по объемам, выполненным субподрядчиком, то производятся записи по дебету счета 20 и кредиту счета 60 (сторно красным) - на сумму фактического завышения стоимости работ; по дебету счета 26 и кредиту счета 60 (сторно красным) - на сумму разницы между уменьшением, произведенным заказчиком, и фактическим завышением стоимости работ (разница возникает вследствие разницы в коэффициентах); у субподрядчика делаются записи по дебету счета 20 и кредиту счета 62 (сторно красным).

2. Неправильное применение строительных материалов (как правило, происходит замена дорогостоящего материала более дешевым) и/или расценок по ним.

3. Невыполнение отдельных скрытых работ, утвержденных проектно-сметной документацией. Следует отметить, что выявление подобных нарушений возможно только при участии эксперта-строителя.

Нарушения из-за отклонений от норм при производстве строительно-монтажных работ.

Данный тип нарушений следует дифференцировать в зависимости от вида расходов. Проверкой выявляются отклонения от норм по выполнению строительно-монтажных работ, а также анализируются дополнительные работы, не учтенные в проектно-сметной документации. По результатам анализа составляется ведомость на дополнительные расходы, понесенные строительной организацией, с указанием причин и ответственных за отклонения от норм.

Нарушения, вызванные ненадлежащим исполнением участниками капитального строительства присущих им функций.

Нарушения данного вида следует дифференцировать по участникам капитального строительства (инвестор, заказчик, подрядчик).

Основной функцией инвестора является финансирование капитального строительства. При этом может применяться целый ряд схем финансирования (авансирование или оплата работ по факту их выполнения). Какая бы схема ни была выбрана, в любом случае невыполнение инвестором своих функций или ненадлежащее их выполнение чревато для строительного процесса тяжелыми последствиями. Лишь немногие строительные предприятия обладают достаточными оборотными средствами для продолжения строительства за счет собственных средств при неплатежеспособности инвестора.

Основной функцией предприятия-заказчика является обеспечение общего контроля (технического и финансового) за строительным процессом. Заказчиком подтверждаются все объемы выполнения строительно-монтажных работ. От качества выполнения заказчиком своих функций зависят как технические характеристики готового строительного объекта, так и объем затраченных на строительство средств.

Анализ практики проведения проверок показывает, что значительных размеров могут достигать хищения, если заказчик вступает в сговор с подрядчиком. Особенно увеличивает риск хищений то обстоятельство, что заказчик и подрядчик являются связанными сторонами. Для выявления данных нарушений необходимо выяснить, не являются ли ответственные работники предприятия-заказчика и предприятия-подрядчика родственниками; не являются ли предприятие-заказчик и предприятие-подрядчик взаимными кредиторами и т.д.

Функция предприятий-подрядчиков сводится к непосредственному осуществлению строительно-монтажных работ, а также предоставлению всей надлежащей документации по их выполнению предприятию - заказчику капитального строительства.

Нарушения, связанные с неправильным ведением бухгалтерского учета.

Это наиболее массовый вид нарушений. Факторами, способствующими возникновению подобных нарушений, являются несовершенство законодательства, некомпетентность персонала и др. Классификация нарушений данных типов является крайне трудоемким процессом, нуждающимся в отдельном рассмотрении. Подобные нарушения могут носить как умышленный, так и неумышленный характер.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.