бесплатно рефераты
 

Организация внутреннего аудита на предприятии

p align="left">В небольших предприятиях может и не быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего аудита может быть поручено аудиторской организации на договорных началах. Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются владельцем и руководством предприятия в зависимости от состава, специфики и масштабов деятельности, системы управления, состояния внутреннего контроля и т.п.

Процессу организации системы внутреннего аудита в Украине должен предшествовать ряд процедур, среди которых изучение:

- разных типов организационных структур предприятий, их преимуществ, недостатков;

- целесообразности внедрения системы внутреннего аудита;

- организационных структур западных компаний, успешно внедривших систему внутреннего аудита;

- возможностей адаптации структур западных компаний на отечественных предприятиях.

При выборе формы организации системы внутреннего аудита зарубежные практики в зависимости от потребностей руководства и других факторов рекомендуют использовать следующие варианты:

- создание отдела внутреннего аудита как неотъемлемого элемента организационной структуры предприятия (in-house internal audit service) - внутренние аудиторы являются сотрудниками компании, предприятие нанимает руководителя службы внутреннего аудита и опытных специалистов (их количество зависит от задач и направлений деятельности службы внутреннего аудита), способных обеспечить эффективное выполнение работы, однако во многих случаях эти специалисты не владеют навыками и знаниями, необходимыми для предоставления услуг внутреннего аудита;

- заключение соглашения на осуществление услуг по внутреннему аудиту с независимыми компаниями (outsourcing) - предприятие получает услуги высокого уровня, поскольку нанимает высококвалифицированных специалистов для выполнения определенных задач, и обеспечивается гибкость относительно количества специалистов, необходимых для выполнения специфических задач (например, оценка информационных систем), при этом могут привлекаться специалисты на короткий срок.

- стратегическое партнерство (strategic partnering) - организация функции внутреннего аудита в соответствии с этим подходом предусматривает подбор наемных работников «со стороны» (они сотрудничают с внутренними аудиторами предприятия) для выполнения задач, которые внутренняя служба не может выполнить, например, из-за отсутствия специалистов узкого профиля. Такая форма организации работы внутренних аудиторов обеспечивает большую выгоду для предприятия, нежели аутсорсинг. Тесное сотрудничество аудиторов дает возможность «штатным» аудиторам получать от них дополнительные знания.

Каждая из указанных форм организации деятельности внутренних аудиторов имеет как преимущества, так и недостатки.

При создании службы внутреннего аудита руководство предприятия, прежде всего, должно определить тип структуры (табл. 2.1) и форму ее организации.

Таблица 2.1. - Типы структур аппарата внутреннего аудита

Тип структуры

Характеристика структуры

Линейное административное подчинение

Работники внутреннего аудита прямо подчиняются руководителю предприятия. Такой подход имеет место на малых и средних предприятиях.

Линейно-штабное подчинение

Служба внутреннего аудита разделяется на секторы, а руководитель этого органа дает распоряжение руководителям секторов. Такой подход оправдан лишь на больших предприятиях со сложной организационной структурой.

Комбинированная структура

Предусматривает, передачу отдельным службам управления части прав и функциональных обязанностей внутренних аудиторов.

При создании службы внутреннего аудита руководство предприятия необходимо определить форму ее организации. На отечественных предприятиях возможны два варианта организации отдела внутреннего аудита в зависимости от типа общей организационной структуры корпорации:

- дивизиональная организационная структура, предусматривающая формирование в каждом дивизионе (это отдельные предприятия, сформированные в объединения в зависимости от сферы деятельности) отдела внутреннего аудита дивизиона. Возглавляет и координирует работу всех служб внутреннего аудита главный внутренний аудитор. Такая структура целесообразна на крупных предприятиях, когда в состав дивизионов входит несколько предприятий, объединенных по определенным однородным признакам;

- командная организационная структура, которая целесообразна, когда организационная структура не такая сложная. При этом в состав службы внутреннего аудита входят специалисты разных направлений, которые подчиняются главному внутреннему аудитору (руководителю службы), который, в свою очередь, подотчетный вице-президенту по финансам или финансово-экономической службе.

Для координации работы, а также предоставления отчетов соответствующим органам высшего руководства правление назначает руководителя службы внутреннего аудита, который должен отчитываться перед менеджером соответствующего уровня организации, на него возложены обязанности эффективно управлять функцией «внутренний аудит», чтобы обеспечить максимальную его полезность для организации.

Управление функцией «внутренний аудит» охватывает такие аспекты:

- установление целей службы внутреннего аудита;

- определение структуры службы внутреннего аудита;

- организация работы службы внутреннего аудита;

- управление персоналом;

- планирование и оценка рисков;

- внешние коммуникации.

В Стандартах внутреннего аудита, разработанных Институтом внутренних аудиторов в 2001, определены основные полномочия и обязанности руководителя службы. Однако каждая организация в зависимости от собственных потребностей может устанавливать дополнительные права, обязанности, полномочия.

Права, обязанности и ответственность внутренних аудиторов определены Кодексом законов о труде, Положением об организации внутреннего аудита, контрактами, должностными инструкциями (при постоянной работе) или соглашениями гражданско-правового характера (при работе по найму).

Полномочия и обязанности персонала службы (исполнителей) определяются их должностными инструкциями, за разработку которых несет ответственность руководитель службы внутреннего аудита.

При организации работы службы внутреннего аудита руководство предприятия должно определить и довести до сведения руководителя и сотрудников-специалистов службы об их подчиненности и подотчетности. Все указанные аспекты должны быть отражены в Положении об отделе внутреннего аудита.

Служба внутреннего аудита должна быть структурирована таким образом, чтобы содействовать организации в реализации ее задач. Это в первую очередь означает обеспечение рекомендаций по повышению эффективности бизнес-процессов. Служба внутреннего аудита может быть использована руководством для проведения независимой оценки таких составляющих бизнеса, как качество корпоративного управления, управление рисками и степень прозрачности бизнеса. Финансовый контроль на предприятии предназначен для того, чтобы как можно раньше обнаружить отклонения от принятых корпоративных стандартов, нарушения принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов.

Структура службы может быть создана в зависимости от специалистов, которые входят в ее состав (финансы, производство, налогообложение, развитие, компьютерные технологии и др.), или может быть ориентирована на структуру предприятия (главный офис, дочернее предприятие, филиал, представительство и т.д.). В службе должно быть достигнуто правильное соотношение общего опыта, знаний в конкретной области, профессиональной аудиторской компетентности и технических навыков, необходимых для выполнения планов аудита.

Следует отметить, что каждое предприятие может корректировать структуру службы внутреннего аудита в соответствии со своими потребностями.

Состав персонала отдела внутреннего аудита, их количество, уровень квалификации, теоретические и практические знания и опыт зависят от структуры предприятия, технологического процесса, задач, которые ставит руководство предприятия перед службой внутреннего аудита.

Состав аудиторской группы должен определяться исходя из характера и сложности каждой аудиторской задачи, временных ограничений и наличия ресурсов.

Кроме того, при для контроля за уровнем организации системы внутреннего аудита руководству предприятия необходимо проводить анализ работы внутренних аудиторов:

- установить организационный статус службы внутреннего аудита. В идеальном варианте служба внутреннего аудита должна быть подотчетна только высшему руководству;

- определить функции службы внутреннего аудита. Рекомендации внутренних аудиторов должны выполняться руководством предприятия, что должно иметь подтверждения;

- обратить внимание на техническую компетентность внутренних аудиторов, т.е. обладают ли лица, принимаемые на должность внутреннего аудитора, необходимыми техническими навыками и профессионализмом, или необходимо проводить повышение квалификации внутренних аудиторов;

- осуществлять контроль за профессиональной тщательностью внутренних аудиторов. Необходимо контролировать, должным ли образом планируется и документируется внутренние аудиторские проверки.

Внедрение системы внутреннего аудита целесообразно во всех отраслях экономики, на каждом предприятии с тем, чтобы за эту работу отвечало конкретное лицо или специальный отдел. Средства на содержание аудиторской службы следует формировать за счет выявленных внутренним аудитом резервов повышения эффективности работы предприятия, снижения себестоимости и увеличения прибыли.

Таким образом, при решении вопроса создания службы внутреннего аудита на предприятии основными направлениями деятельности руководства являются:

- выбор формы организации системы внутреннего аудита;

- выбор организационной формы службы внутреннего аудита;

- выбор структуры службы внутреннего аудита;

- организация и координация внутренней работы службы внутреннего аудита.

3. Документальное оформление аудиторской проверки

3.1 Рабочие документы и ведение аудиторского досье

Финалом внутренней проверки является суммирование выявленных нарушений и несоответствий, составление итогового отчета.

Рассматривая вопрос аудиторского отчета как итогового документа по результатам аудита, под понятием «аудиторский отчет» целесообразно понимать любые официальные документы по результатам аудита, которые передаются руководству предприятия и содержат информацию о результатах проведенной проверки.

Отчетный документ может иметь разные документальные формы - аудиторская справка, аудиторское заключение, справка об экспертизе, докладная записка, отчет о проверке и другие. Сама форма этого документа определяется в приказе о назначении аудиторской проверки.

Отчет должен быть составлен на основе письменной информации внутреннего аудита, в которой должны содержаться сведения обо всех выявленных недостатках и нарушениях в учете и отчетности, а также выделяться те ошибки и исправления которые могут оказать существенное влияние на достоверность отчетности со ссылками на законодательные и нормативные документы. Письменная информация заполняется в двух экземплярах, один из которых передается главному бухгалтеру и руководителю для ознакомления выявления возможных разногласий и урегулирования спорных положений, а другой используется для написания отчета внутреннего аудита, после чего он передается в архив службы внутреннего аудита. В письменной информации должны содержаться:

- состав группы внутреннего аудита;

- реквизиты проверяемого подразделения;

- перечень должностных лиц, ответственных за ведение бухгалтерского учета и составление отчетности;

- период времени, к которому относится аудируемая документация;

- сведения о методике проверки (направления бухгалтерского учета подлежавшие проверке, бухгалтерская документация, проверенная сплошным методом и выборочным, принципы проведения проверки);

- сведения обо всех выявленных недостатках и нарушениях;

- сведения о наиболее существенных нарушениях в учете значительно искажающих отчетность;

- рекомендации по улучшению деятельности с целью ее оптимизации.

При последующих проверках должны быть даны анализ и оценка выполнения или исправления замечаний по фактам предыдущих проверок. Письменная информация подписывается всеми аудиторами, кто проводил проверку. На основании письменной информации составляется отчет, который по структуре в основном повторяет письменную информацию.

Обобщение результатов внутреннего аудита вмещает ряд методических приемов группировки и систематизации его результатов, необходимых для принятия решений по устранению обнаруженных недостатков в деятельности предприятия и профилактики правонарушений. Однородные недостатки обобщают в таблицах, схемах, ведомостях, в актах аудиторского контроля. Такие мероприятия помогают внутреннему аудитору глубже вникнуть в причины недостатков и порекомендовать руководству предприятия принять более обоснованные решения по результатам аудита.

При обобщении результатов внутреннего аудита и составлении аудиторского отчета по вопросам, связанным с подтверждением финансовых прогнозов и проектов, важное значение имеет понятие существенности. Основная проблема толкования существенности заключается в определении той границы, которая должна разделять существенные и несущественные ошибки (случаи мошенничества). Определение величины существенности зависит от вида того или иного отклонения, обнаруженного аудиторами. Применяются количественные (абсолютные и относительные) и качественные (нормативные и экспертные) оценки.

Отчет дает возможность внутреннему аудитору обратить внимание руководства на соответствующую проблему. Чтобы достичь намеченных целей, отчет не стоит наполнять и перегружать лишними подробностями. Он должен быть четким, точным, понятным и своевременным. Стандартной формы для отчетов внутренних аудиторов нет из-за многогранности объектов проверки, отличий в способностях аудиторов и интересах руководителей.

Принцип составления отчета не отличается от других видов аудита:

- ссылка только на четко выявленные изъяны в работе аудируемой стороны с указанием характера противоречий с нормативными актами, рекомендательными документами, принципами политики компании;

- все факты должны фигурировать в промежуточных отчетах и быть озвучены аудируемой стороне еще в ходе проверки;

- итоговый отчет должен содержать предложения аудиторской команды по устранению и профилактике выявленных ими нарушений или несоответствий.

Аудиторский отчет содержит ряд разделов, которые раскрывают необходимую информацию и предоставляют рекомендации руководству предприятия. Аудиторский отчет должен состоять из вводной, аналитической и итоговой частей.

Вводная часть аудиторского заключения содержит:

- название документа в целом;

- дата и место составления;

- основание проведения проверки (приказ руководителя предприятия, протокол решения учредителей);

- фамилии, имена и отчества лиц, принимавших участие в проверке, и должностных лиц, ответственных за деятельность подразделения;

- период проверки;

- вопросы, которые были подвергнуты документальной и фактической проверке.

Аналитическая часть отчета адресуется должностному лицу, назначившему проверку и должна включать:

- наименование подразделения;

- объекты аудита;

- изложение результатов проверки;

- общую оценку соблюдения законодательства и установленного порядка ведения бухгалтерского учета, оценку оформления хозяйственных операций и их отражение в бухгалтерском и оперативном учете;

- существенные нарушения конкретных нормативно-правовых актов;

- арифметические, логические, документальные и вещественные доказательства установленных нарушений;

- фамилии, имена, отчества и должности лиц, допустивших нарушения, денежное и количественное выражение негативных последствий нарушений.

Итоговая часть аудиторского документа содержит оценку аудитора производственно-финансовой деятельности подразделения и ведения бухгалтерского учета, а также предложения по устранению выявленных нарушений, рекомендации подразделению по устранению недостатков до принятия решения по проверке должностным лицом, назначившим проверку, следует указать, какие рекомендации выполнены, а какие считаются неэффективными из-за избыточных расходов.

Итоговый отчет должен указывать на реальные преимущества, полученные в результате изменений, давать руководству предприятия рекомендации о том, что нужно сделать или чего следует избегать в будущем. Хороший отчет аудитора должен стать для администрации предприятия руководством для последующего развития предприятия.

При изложении своего мнения аудитор должен соблюдать строгую объективность, не допускать необоснованных утверждений, выводов и оценок деятельности отдельных лиц или проверяемого подразделения и записывать обвинительные формулировки. Замечания о недостатках и нарушениях, полученных из устных или письменных заявлений отдельных лиц, в отчет включать нельзя. Каждый отраженный в нем факт должен быть всесторонне проверен аудитором. Если руководитель подразделения или другое должностное лицо подразделения имеет возражения или замечания по материалам проведенной проверки, он должен подписать документ о проверке и одновременно приложить к нему свои письменные возражения или замечания. К заключительному документу о проверке прилагаются объяснения других должностных лиц проверяемого подразделения, непосредственно осуществляющие хозяйствующие операции, по мнению аудитора, выполненных с нарушением действующих нормативно-правовых актов.

В случаях, когда необходимо принять срочные меры к устранению выявленных нарушений, составляются промежуточные аудиторские отчетные документы, направляемые руководителю, назначившему проверку, с последующим включением этих сведений в общий документ о проверке. Промежуточные отчетные документы аудитора составляются в ходе аудиторской проверки на тех участках работы предприятия, где вскрыты наиболее значимые нарушения, требующие немедленного принятия мер, и подписываются проверяющими и должностными лицами подразделения.

Только после получения письменного отчета внутренняя аудиторская проверка считается законченной. Итоговый отчет составляется в трех экземплярах: первый передается руководителю, второй адресуется вышестоящей организации, третий направляется в архив, при этом все экземпляры являются первыми. Отчет проверяется и утверждается руководителем службы внутреннего аудита и направляется лицам, которые будут выполнять соответствующие мероприятия по объекту проверки. Отчет обсуждается с руководством предприятия, где проводится внутренний аудит.

3.2 Итоговые документы аудита

Проверка считается законченной, когда выявленные нарушения устранены, а финансово-хозяйственная деятельность проверяемого подразделения обеспечивает полный хозяйственный расчет и рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Внутренний аудитор готовит комментарии об обнаруженных недостатках и вносит предложения об их устранении и улучшении финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Оригинал этого документа хранится в отделе внутреннего аудита, а копия передается руководителю предприятия (подразделения), в котором проводился аудит.

Выявленные в ходе проверки недостатки, не требующие существенных изменений в деятельности подразделения и входящие в компетенцию руководителя подразделения, необходимо устранить по ходу проверки. Об их устранении в процессе проверки делается соответствующие записи в отчете.

Если при проверке выявлены серьезные нарушения законодательства и иных нормативно-правовых актов: недостачи, хищения денежных средств или материальных ценностей, нарушения налогового законодательства, требующие внесения изменений в бухгалтерскую отчетность предприятия и возмещения потерь, материалы проверок передаются в юридический отдел предприятия. Юрист дает правовую оценку записям по материалам проверки и готовит исковые документы для передачи в суд с целью возмещения материального ущерба. После выявления причиненного ущерба в материалах проверки меры по его возмещению должны приниматься немедленно.

При нарушениях и злоупотреблениях необходимы меры по сохранности отельных документов. Для этого их изымают как в процессе проверки, так и после ее окончания. В первую очередь, изымаются документы, имеющие следы подчисток, исправления цифр и текста, и содержащие неправильные и подложные сведения. На этих документах нельзя делать какие-либо пометки. В делах проверяемых структурных подразделенияй вместо изъятых документов отставляют их копии с указанием на обороте кем и когда они изъяты. Возмещение материального ущерба осуществляется также по всем уплаченным подразделением штрафам, неустойкам, иным санкциям. При этом администрация должна возложить имущественную ответственность в соответствии с законодательством на конкретно виновных лиц.

По результатам проверки отдельных хозяйственных операций (например, кассы и кассовых операций) проводится беседа с должностными лицами предприятия и кассиром, ответственным за хранение ценностей, обсуждаются обнаруженные недостатки и мероприятия по их устранению. После этого аудитор составляет соответствующий раздел аудиторского отчета.

Нужно также предоставить проверяемой стороне возможность вносить коррективы в отчет, если ею будут предоставлены убедительные контраргументы к выводам аудиторов. Что касается руководства компании, то, принимая решения по результатам внутреннего аудита, ему необходимо сформулировать и внедрить их таким образом, чтобы не вызвать в дальнейшем напряжения в отношениях между аудируемой и аудиторской сторонами или отдельными сотрудниками компании.

По результатам проверки финансового состояния предприятия к аудиторскому отчету прилагается обоснованный анализ эффективности финансовой деятельности в текущем периоде и степень использования ранее предоставленных аудитором предложений о повышении уровня прибыльности.

Повышению эффективности проверок способствует обсуждение их итогов с учредителями, руководителями и ответственными работниками предприятия. При необходимости вопросы сохранности собственности обсуждаются с персоналом подразделения, вносятся их предложения по организационно-техническим мероприятиям и утверждаются планы по устранению выявленных недостатков и меры по повышению эффективности работы данного подразделения. Отчетные документы по аудиторским проверкам, проект решения по проверке (приказ), приложения, другие документы по проверке и перечень принятых мер представляются на рассмотрение должностному лицу, назначившему аудиторскую проверку.

Руководство предприятия может поручить внутреннему аудитору: провести анализ и выяснить причины финансовых трудностей. Но это не означает, что внутренний аудитор должен выполнять текущую аналитическую работу, которую осуществляет соответствующее подразделение предприятия. Задача внутреннего аудитора заключается в том, чтобы помочь соответствующей службе предприятия при возникновении проблем.

Обоснованный стратегический план и действенный контроль за его выполнением со стороны функциональных подразделений и внутреннего аудита является залогом успешного и динамичного развития предприятия в будущем.

По результатам внутреннего аудита руководство предприятия при участии трудового коллектива разрабатывает мероприятия по ликвидации и предотвращению повторения недостатков в своей последующей деятельности и организует контроль за выполнением этих мер. По каждому случаю недостачи средств или материальных ценностей руководством предприятия подаются исковые требования о возмещении ущерба соответственно правоохранительным органам или в арбитраж.

Для учета и контроля за выполнением решений по аудиторским проверкам служба аудиторского контроля или аудитор ведет книгу учета аудиторских проверок и принятых по ним мер. В книге вводятся следующие графы:

- наименование подразделения, на котором проведена проверка;

- организационный метод проверки;

- дата отчетного документа по проверке;

- дата и номер приказа по результатам проверки;

- сроки представления информации о выполнении решения по отчету о проверке;

- дата фактического представления отчета о выполнении приказа;

- сумма ущерба денежных средств, материальных ценностей и ценных бумаг;

- сумма ущерба в результате налоговых нарушений;

- передано в суд;

- сумма восстановленных денежных средств, материальных ценностей и ценных бумаг;

- сумма взысканного ущерба с виновных лиц добровольно;

- сумма дополнительно начисленных и внесенных платежей в бюджет.

Таким образом, внутренний аудит активно влияет на выявление негативных явлений в деятельности предприятия, установление их причин и способствует профилактике недостатков и злоупотреблений в деятельности субъектов ведения хозяйства.

Выводы и предложения

Эффективная работа субъектов хозяйственной деятельности: в условиях рыночных отношений во многом зависит от организации системы внутрихозяйственного аудита. Методы и формы экономического аудита, свойственные командно-административной системе неспособны удовлетворить информационные потребности менеджеров и владельцев предприятий. Все это нуждается во внедрении на больших и средних предприятиях внутреннего аудита.

Система внутреннего аудита - этот термин определяет все внутренние правила и процедуры аудита, введенные руководством для достижения поставленной цели - обеспечение (в пределах возможного) стабильного и эффективного функционирования предприятия.

Такой аудит на больших предприятиях должен осуществляться повседневно специализированным отделом, кроме бухгалтерии и главного бухгалтера. В небольших фирмах обязанности внутреннего аудита возлагаются на ревизионную комиссию, которая назначается учредителями. Для проведения внутреннего аудита можно также привлекать профессиональных аудиторов со специализированных фирм.

Объектом внутреннего аудита должны быть: система бухгалтерского учета предприятия, достоверность отчетности, состояние имущества, обеспеченность собственными оборотными средствами, финансовая стойкость, платежеспособность, система управления предприятием, качество работы экономических служб, налогообложение, нормирование, организация производства, исполнительная дисциплина и тому подобное.

При организации внутреннего аудита должны быть четко определены и распределенные обязанности отдельных работников по проверке различных направлений отчетности, а также установленные границы их полномочий согласно с положенными обязанностями. Нельзя допускать, чтоб одно лицо контролировало всю операцию с начала до конца. Аудитор должен также проверить, чтоб с целью предотвращения злоупотреблениям в отношениях с сотрудниками других подразделов предприятия руководитель службы внутреннего аудита (аудита) проводил постоянную ротацию внутренних контролеров. То есть один и тот самый контролер не должен проводить проверку одного подраздела предприятия дважды подряд.

Внутренний аудит - это составная часть организационной структуры предприятия. И поэтому, независимо от уровня автономности и объективности, он не может достичь того самого уровня независимости, что и внешний аудит при высказывании независимого мнения относительно финансовой отчетности предприятия. Даже при условии нормального функционирования аудита ответственность внешнего аудитора не может не быть уменьшенной.

В отличие от роли и функций внешнего аудитора, основные функции которого заключается в формировании независимого вывода о достоверности финансовой отчетности предприятий, роли и функциях внутреннего аудита определяются руководством предприятия и целью его развития. Функции внутреннего аудита изменяются в зависимости от требований руководства предприятия. Главная цель внутреннего аудитора - определить, имеет ли финансовая отчетность предприятия существенные перекручивания.

Анализ действующей практики отечественных и зарубежных фирм дает возможность выявить определенные отличия между внутренним и внешним аудитом в организации службы аудиторского аудита. По большей части на больших предприятиях, где имеет место внутренний аудит, созданы отдельные службы внутреннего аудита.

Относительно внешнего аудита в Украине, то он, по закону «Об аудиторской деятельности в Украине», может осуществляться аудиторской фирмой или отдельным аудитором, который зарегистрирован как неюридическое лицо.

Для внутреннего аудита характерен риск бизнеса предприятия, потеря репутации в случае некачественного выполнения своих функциональных обязанностей. Внешний аудитор определяет и оценивает на стадии планирования процесса аудиторского аудита аудиторский риск. Предоставление внешним аудитором необоснованного аудиторского заключения может привести к его материальной ответственности, что является причиной риска бизнеса аудитора (аудиторской фирмы).

Внедрение системы внутреннего аудита целесообразно во всех отраслях экономики, на каждом предприятии с тем, чтобы за эту работу отвечало конкретное лицо или специальный отдел. Средства на содержание аудиторской службы следует формировать за счет выявленных внутренним аудитом резервов повышения эффективности работы предприятия, снижения себестоимости и увеличения прибыли.

При исследовании бухгалтерского учета и внутреннего аудита на предприятии было выявлено, что на предприятии отсутствует должностная инструкция главного бухгалтера, бухгалтерский учет ведется частично с использованием бухгалтерской компьютерной программы.

Рекомендовано:

1) Разработать и утвердить должностную инструкцию главного бухгалтера.

2) При ведении учета полностью использовать программный продукт 1 С.

4) При анализе внутреннего контроля на предприятии установлено что, в ДП «КРЦ «Юг-Авто» внутренний контроль ограничивается инвентаризаций, годовая инвентаризация носит формальный характер. Поэтому предприятию предложено внедрить систему текущего бухгалтерского контроля в целях предотвращения бесхозяйственного расходования средств.

Список использованных источников

1. Закон Украины «Об аудиторской деятельности» №3125-ХII от 22.04. 1993 г., с изменениями и дополнениями

2. Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» №996 XIV-ВР от 16.07.1999 г., с изменениями и дополнениями

3. Международным стандартом аудита 400 «Оценка рисков и внутренний контроль»

4. Аудит: практическое пособие (под ред. А. Кузьминского). - К.: Учетинформ, 2006. - 384 с.

5. Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. - М.: ИИД «ФИЛИНЪ», 2006. - 424 с.

6. Білуха М.Т. Курс аудиту. - К.: Товариство «Знання», КОО, 2007. - 574 с.

7. Бутинец Ф.Ф. Аудит. - Ж.: ПП «Рута», 2005. - 512 с.

8. Гончарук Я.А., Рудницький В.С. Аудит. - К.: Знання, 2007. - 443 с.

9. Майданевич П.Н., Абдул Каюм, Федосеев С.К., Майданевич Ю.П., Олейник О.А. Аудит. - Донецк: ООО «Юго-Восток ЛТД», 2005. - 395 с.

10. Стандарти аудиту та етики (Видання МФБ 2001 p.). Пер. з англ. - К.: ТОВ «Парітет-інформ», 2003. - 712 с.

11. Усач Б.Ф. Аудит: Навч. посібник. - К.: Знания - Пресс, 2002. - 223 с.

12. Усач Б.Ф., Душко З.О., Колос М.М. Організація і методологія аудиту: Підручник. - К.: Знання, 2006. - 295 с.

13. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. - К.: Инфра-М, 2001. - 352 с.

14. Шешукова Т.Г. Аудит: теория и практика применения международных стандартов. М.: Финансы и статистика, 2005.

15. Максімова В.Ф. Генезис підходів до визначення головної цілі функціонування системи внутрішнього економічного контролю / Вісник Львівської державної фінансової академії. Зб. наук. статей. Сер.: Економічні науки. - Львів: Львівська державна фінансова академія, 2005. - №7. - С. 350 - 357.

16. Максімова В.Ф. Загальний підхід до організації системи внутрішньогосподарського контролю / Бухгалтерський облік та господарський контроль (Вісник №19). - Житомир: ЖІТІ, 2002. - С. 174 - 179.

17. Максімова В.Ф. Інформаційна сутність внутрішнього корпоративного контролю з точки зору системного підходу / Науковий вісник Полтавського університету споживчої кооперації України. - Сер: Економічні науки. Вип. 6. - Полтава: ПУСП, 2004. - №4 (12). - С. 41 - 45.

18. Максімова В.Ф. Категорія ефективності в оцінці стану і функціонування системи внутрішнього контролю / Актуальні проблеми державного управління. Зб. наук. пр. Одеського регіонального інституту державного управління. Вип. №4 (20). - Одеса: ОРІДУ, 2004. - С. 303 - 319.

19. Сухарева Л. Внутрішній аудит в системі фінансового контролю. // Бухгалтерський облік і аудит. - 2003. - №3 - с. 13-17

20. Сухарева Л.О. Контроль у діяльності бухгалтера: історія досліджень, стан і перспективи / Л.О. Сухарева // Бухгалтерський облік і аудит. - №5. - 2003. - С. 15-20.

21. Сухарева Л.О. Аудит: оцінка якості системи бухгалтерського обліку: [монографія] / Л.О. Сухарева, К.О. Закалінська; Донец. нац. ун-т економіки і торгівлі ім. Туган-Барановського. - вид-во «Вебер2» (Донецька філія), 2009. - 263 с.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.