бесплатно рефераты
 

Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства

p align="left">Принцип допущения имущественной обособленности организации приведен в п. 2 ст. 8 Закона РФ «О бухгалтерском учете» и разделе 2 ПБУ 1/98, его суть заключается в том, что имущество и обязательства предприятия существуют обособленно от имущества и обязательств собственников этого предприятия и других юридических лиц.

Принцип последовательности применения выбранных приоритетов указан в п. 6 ПБУ 1/98 и заключается в том, что выбранные приоритеты (стандарты) соблюдаются предприятием неизменно от одного отчетного периода к другому. Их изменение в течение отчетного периода может произойти только в связи с изменением действующих нормативных актов.

Принцип осмотрительности определяет тактику поведения предприятия по отношению к возможным рискам, указан в п. 7 ПБУ 1/98 и предусматривает учет всех факторов, которые могут оказать влияние на имущественное и финансовое положение предприятий. Основой осуществления этого принципа является допущение о том, что предприятие имеет большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов.

Одной из проблем бухгалтерского учета затрат является возможность применения принципа соответствия, т. к. в настоящее время принят российский стандарт в этой сфере. Универсальным является определение Нидлза Б.: принцип соответствия заключается в том, что расходы должны быть отнесены к отчетному периоду возникновения затрат (а не выплаты денег), связанных с получением доходов, которые в свою очередь должны быть отнесены к отчетному периоду продажи товаров и оказания услуг (а не получение денег). Он предусматривает, что расходы относятся к тому отчетному периоду, в котором были получены доходы, ставшие возможными благодаря этим расходам.

Перечисленные экономические принципы являются основополагающими при решении вопроса о включении в себестоимость затрат на производство.

Учет любых показателей, выступающих в качестве объектов бухгалтерского учета, осуществляется с использованием счетов бухгалтерского учета, предусмотренных «Планом счетов бухгалтерского учета». На муниципальных предприятиях жилищно-коммунального хозяйства по способу включения в себестоимость выделяют прямые затраты, которые ежемесячно суммируют по статьям калькуляции в дебете сч. 20 «Основное производство» с кредита счетов в зависимости от характера производственных расходов, и косвенные затраты, необходимые для обслуживания производства и управления предприятием, которые ежемесячно учитываются на сч. 26 «Общехозяйственные расходы» и списываются в дебет сч. 20 «Основное производство».

Поскольку на большинстве муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства действует бесцеховая структура управления, это приводит к тому, что цеховые расходы учитываются в целом по предприятию вместе с общехозяйственными расходами. В силу этого сч. 25 «Общепроизводственные расходы» на большинстве предприятий ЖКХ не применяется. Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий установлено, что остаток по дебету сч. 20 «Основное производство» на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства. Остальные счета учета затрат (23, 25, 26) ежемесячно закрываются (т.е. сальдо на конец месяца по ним быть не может). Однако на большинстве муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства, как правило, остатка по сч. 20 «Основное производство» на конец месяца не бывает, поскольку все затраты на производство услуг в конце месяца списывают в дебет сч. 90 «Продажи».

В соответствии с действующими нормативными документами на счетах учета затрат может формироваться либо полная фактическая себестоимость продукции, либо фактическая производственная себестоимость. При формировании на счетах затрат полной фактической себестоимости учитываемые на сч. 26 «Общехозяйственные расходы» списывают в дебет сч. 20 «Основное производство». Причем для исчисления фактической себестоимости изготовленной продукции, выполненных работ и услуг на муниципальных предприятиях жилищно-коммунального хозяйства определяется непосредственно размер затрат, относящихся к выполненным услугам в отчетном периоде и подлежащих списанию с кредита сч. 20 «Основное производство» в дебет сч. 90 «Продажи».

Таким образом, на муниципальных предприятиях учет по фактическим затратам считается наиболее достоверным методом учета себестоимости оказываемых услуг. Однако рассматривая состав затрат на муниципальных предприятиях городов Ростовской области, необходимо отметить различный подход к формированию фактической себестоимости жилищно-коммунальных услуг. В частности, на рассматриваемых муниципальных предприятиях, оказывающих услуги по техническому обслуживанию и ремонту жилья, затраты группируются по различным статьям затрат. Так, затраты по оказанию услуг по техническому обслуживанию и ремонту жилья представлены следующими статьями: содержание и организация работ обслуживающего персонала, содержание домохозяйства, амортизация основных фондов, содержание аппарата управления и прочие расходы.

На предприятиях г. Шахты себестоимость таких же услуг состоит из затрат по оплате труда работников, отчислений от оплаты труда на социальное страхование, содержание домохозяйства, прочие расходы. Кроме того, рассматривая удельный вес затрат в себестоимости услуг по техническому обслуживанию и ремонту жилья, необходимо отметить, что затраты по оплате труда работников в ЖКХ г. Красный Сулин составляет 43,27%, в г. Новочеркасск - 16,2%, в г. Сальск - 10,7%. Помимо обслуживания жилья, эти предприятия оказывают ряд других услуг (вывоз и свалка мусора, капитальный ремонт жилых домов, обслуживание антенн и др.).

Особенность хозяйственно-финансовой деятельности предприятий ЖКХ и существующий порядок организации и ведения бухгалтерского учета предусматривает раздельный учет в случае осуществления различных видов деятельности, получения льготы по налогу на добавленную стоимость.

Организации теплоснабжения должны вести раздельный учет теплоэнергии, отпущенной на нужды теплоснабжения и горячего водоснабжения (это относится как к натуральным показателям, так и к себестоимости услуг). Необходимость ведения такого учета обусловлена неравномерностью потребления этих услуг в течение года: центральное отопление - отопительный сезон; горячее водоснабжение - круглогодично. Ведение раздельного учета, а соответственно взимание платы за каждую из этих услуг в период, когда она оказывается (за центральное отопление - ежемесячно в течение отопительного сезона, а за горячее водоснабжение - ежемесячно в течение года), создает объективные условия для нормальных финансовых взаимоотношений с потребителями, особенно в условиях установки приборов учета и регулирования тепла.

Кроме того, рекомендуется включение в себестоимость услуг по горячему водоснабжению статьи затрат «покупная вода», на которой должны быть отражены затраты на общий объем воды, переданной теплоснабжающей организации организацией водопроводного хозяйства. Необходимость такого учета обусловлена тем, что значительное сверхнормативное потребление воды образуется именно в системах горячего водоснабжения в результате технологических и организационных нарушений. Введение такого учета позволит повысить ответственность теплоснабжающих организаций за рациональное расходование воды.

Решение о введении раздельного учета воды на холодное и горячее водоснабжение должно быть принято органами местного самоуправления. При этом увеличение тарифа на горячее водоснабжение за счет включения в себестоимость затрат на «покупную воду» должно сопровождаться адекватным снижением тарифа на холодную воду за счет исключения из норматива потребления воды расхода воды на нужды горячего водоснабжения. Норматив потребления воды должен в этом случае утверждаться раздельно на холодное и горячее водоснабжение. Раздельного бухгалтерского учета по каждому виду услуг на вышеназванных предприятиях нет, хотя система бухгалтерского учета на предприятии призвана обеспечить реальную информацию для расчета фактической себестоимости каждого вида услуг. При разделении учета возникают проблемы с изменением организации документооборота, ведением синтетического учета затрат.

Так как законодательная база не содержит конкретных рекомендаций по разделению учета, а только констатирует необходимость его ведения, мы полагаем, что для организации такого учета необходимо первоначально разделить документооборот, а именно: разделить первичные документы, которыми оформляется движение затрат на всех стадиях производства услуг, к синтетическому сч. 20 «Основное производство» открыть субсчета по видам услуг. Таким образом, ведение раздельного учета на коммунальных предприятиях будет способствовать не только приведению бухгалтерского учета в соответствие с законодательными и нормативными актами, но и более достоверному определению тарифа на услуги.

2.4 Методы калькулирования себестоимости жилищно-коммунальных услуг

Рассматривая состав затрат муниципальных предприятий, оказывающих услуги по водоснабжению и водоотведению, отметим, что по этим предприятиям идет более полное обоснование и расчет статей затрат. Так, перед составлением отчетной калькуляции составляются сметы общехозяйственных и внеэксплуатационных расходов. Следующим этапом расчета фактической себестоимости является обоснование каждой статьи затрат. В соответствии с учетной политикой предприятия МУП «Водоканал» себестоимость услуг рассчитывается с применением следующих норм: расход хлора для обеззараживания воды и сточных вод определяется путем взвешивания баллонов с жидким хлором при норме расхода не менее 2 мг. на 1 л. обеззараженной воды согласно ГОСТа (вода питьевая не менее 5 мг. на 1 л. сточных вод после неполной биологической очистки).

Учет затрат электроэнергии на подъем, очистку, транспортировку воды, пропуск и очистку сточных вод определяется по фактическому расходу согласно показаниям электросчетчиков и предъявленным счетам поставщиков. Расчет нормативной численности работников водопроводно-канализационного хозяйства производится согласно нормативам по труду и приказу Комитета РФ по муниципальному хозяйству с разбивкой по участкам в соответствии с приказом руководителя предприятия. Для административно-управленческого персонала, инженерно-технических работников и служащих на основании единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС) при расчете фонда зарплаты применяется 18-разрядная тарифная сетка.

С точки зрения сопоставимости показателей формирования текущих затрат целесообразна полная унификация статей затрат по предприятиям одной отрасли. Специфическая особенность ЖКХ в том, что его нормальное функционирование - важнейшее социальное условие существования цивилизованного общества. Поэтому ЖКХ, составляющее базовую инфраструктуру общества, должно быть предметом внимания со стороны государства и органов местного самоуправления.

Жилищно-коммунальные услуги оказываются по регулируемым государством тарифам, что служит в ряде случаев основанием для идеи жестокого государственного регулирования себестоимости с целью определения цены, существующей в нашей стране с начала 30-х годов. Существуют две основные точки зрения на исчисление себестоимости: одна исходит из того, что государство должно четко регламентировать расчет себестоимости продукции. Другая основывается на положении о том, что хозяйствующим субъектам должно быть дано право самостоятельно определять состав себестоимости.

В научной литературе достаточно распространено мнение, что затратный метод учета себестоимости жилищно-коммунальных услуг должен базироваться на использовании типовых норм и нормативов материальных, трудовых, финансовых и энергетических ресурсов, учитывающих законодательные и инструктивно-нормативные документы, утвержденные и согласованные на федеральном и региональном уровне. Как отмечается в методических указаниях по планированию, учету и калькулированию себестоимости жилищно-коммунальных услуг, формирование экономически обоснованных тарифов основано на применении установленных отраслевых и региональных норм и нормативов на виды затрат.

Для управления затратами учет по нормативной себестоимости обладает рядом существенных преимуществ по сравнению с учетом по фактической себестоимости, ибо создает возможность прогнозирования затрат на будущие периоды; контроля над затратами центров ответственности путем разработки бюджетов; контроля путем сопоставления фактических значений с нормативными; упрощения процедуры оценки запасов благодаря использованию нормативных затрат; анализа причин отклонений фактических затрат от нормативных (по цене или количеству использованных ресурсов); ускорения и упрощения процесса расчета затрат; возможность быстрой оценки эффективности деятельности предприятия; расчета нормативных затрат в любой момент времени, а не только в конце отчетного периода. Отсутствует необходимость калькулировать себестоимость по каждой партии продукции отдельно, сглаживаются колебания себестоимости за счет возможностей резервирования.

При всех преимуществах учета по нормативной себестоимости у него есть и ряд недостатков, касающихся прежде всего метода установления нормативов на основании средних прошлых периодов: нормирование «от достигнутого» далеко не всегда соответствует требованиям сегодняшнего дня и не учитывает долгосрочные тенденции изменения затрат; при нормативном учете отсутствует обоснование корректировок средних значений, что снижает точность планирования и мешает эффективному контролю. Существующая методология, основанная на нормативном принципе формирования затрат коммунальных предприятий, устарела.

Действительно, формирование тарифов на новый отчетный период осуществляется на основе сложившихся затрат, включающих непроизводительные расходы и рассчитанные на основе старой, дореформенной нормативной базы, не учитывающей применение современных материалов, машин, оборудования, техники и технологии. Используются старые нормативы численности, которые разрабатывались по затратным принципам (штатная численность формировалась таким образом, чтобы потом набрать совместителей и т.д.).

Таким образом, изучение структуры себестоимости продукции и услуг жилищно-коммунальных предприятий позволяет говорить о характерных типовых группировочных чертах. Поэтому при определении себестоимости коммунальных услуг необходимо применять методы стандартизации затрат. На практике применяются два основных типа стандартов: идеальные (теоретические) и прогнозные (текущие). Идеальные (теоретические) стандарты показывают, каким должны быть предприятия в оптимальных условиях (т.е. при отсутствии убытков, брака и т.п.). Прогнозные (текущие) стандарты устанавливаются с учетом реальных условий функционирования предприятия: качества применяемых ресурсов, процента брака и т.д. Такие стандарты позволяют более реально оценить будущие затраты предприятия.

Стандарты затрат устанавливаются на относительно длительный период на все виды затрат: переменные и постоянные, прямые и косвенные. Стандарты устанавливаются на цены и количество используемых ресурсов. Это потребует разработки нормативных затрат материальных, трудовых, финансовых, энергетических ресурсов на осуществление типовых работ с использованием базовых характеристик при обосновании тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Основой для оценки обоснованности затрат должна стать нормативная база, разработанная с учетом местных условий (технологических, климатических, исторических и т.д.). Эти нормативы должны быть известны не только работникам ЖКХ и мэрии города, но и потребителям коммунальных услуг, общественности. В основу расчета нормативов затрат можно положить пропорции между отдельными издержками в составе экономически обоснованного тарифа (ЭОТ), разработанного Правительством РФ.

Все изложенное позволит использовать нормативный метод учета затрат при расчете себестоимости жилищно-коммунальных услуг. Введение в структуру оплаты жилищных услуг населением накоплений на капитальный ремонт, введение платы за наем муниципального жилья позволяет дифференцировать оплату жилья в зависимости от его потребительских свойств. Включение затрат по страхованию жилья в оплату жилищных услуг и ликвидация перекрестного субсидирования коммунальных услуг промышленными предприятиями приблизит структуру расходов населения к реальной структуре затрат на жилищно-коммунальное обслуживание, а также снизит неоправданно завышенные тарифы для промышленных потребителей.

Изложенный существующий порядок учета затрат на производство показал, что в настоящее время в этой области имеется ряд нерешенных вопросов, которые приводят к искажению фактической себестоимости коммунальных услуг для расчета тарифа.

3. Организация контроля за обоснованностью тарифа

3.1 Виды и направления контроля за оказанием услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве

Важным шагом для организации работы по реформированию ЖКХ должно стать создание системы реального контроля за оказанием услуг. Сочетание различных форм собственности в системе ЖКХ, включая государственную, предполагает государственный контроль и регулирование качества жилищно-коммунального обслуживания. Особый контроль необходим за использованием жилищного фонда, являющегося дорогой, долговечной и неоднородной по своим техническим характеристикам недвижимостью. Величина тарифа на производимые жилищные услуги должна регулироваться в зависимости от изменений в кредитно-денежной, земельной и налоговой сферах.

Главная задача контроля в жилищно-коммунальной сфере заключается в том, чтобы величина устанавливаемых тарифов обеспечивала соответствие спроса и предложения жилья в конкретный период времени, учитывала изменение качества жилищных услуг в связи с динамикой уровня текущих затрат и степени комфортности жилищ. На наш взгляд, контроль за затратами и уровнем рентабельности - это способ регулирования тарифов на услуги, производимые предприятиями - естественными монополистами. Таким образом, создание системы действенного контроля за процессами формирования затрат, тарифов и финансовыми результатами деятельности предприятий ЖКХ приобретает в современных условиях важное значение.

Для понимания сущности контроля заметим, что он является составной частью управления. Это неотъемлемый элемент надстройки общества, который претерпевает серьезные изменения в процессе развития его политической системы, органов государственного и хозяйственного управления, законодательной и исполнительной власти. Основная цель контроля состоит в том, чтобы объективно изучить фактическое положение дел в различных областях общественной и государственной жизни, выявить те факторы и условия, которые отрицательно сказываются на выполнении принятых решений и достижении поставленных целей.

Развитие рыночных отношений в России, изменение институциональной структуры экономики потребовали коренной реорганизации системы контроля. Однако, несмотря на принятие многочисленных правовых актов, до сих пор отсутствует стратегия реформирования органов контроля, а непоследовательность действий законодателя не позволила создать эффективно функционирующую в условиях перехода к рынку государственную систему контроля. Появилась настоятельная необходимость в развитии внутреннего и независимого внешнего, альтернативного государственному, контроля и аудита как одного из неотъемлемых элементов инфраструктуры рыночной экономики.

В новых условиях положение радикально изменяется: представление об единой форме собственности сменяется понятием хозяйственной многоукладности. Обособляются функции и интересы разных укладов. Возникают расхождения, а во многих случаях и противоречия между групповыми и государственными интересами, между управляющими и управляемыми, между коллективом и отдельными личностями. Изменения в системе хозяйственного управления обусловило необходимость радикальных преобразований в организации и методике контроля. Непосредственными факторами этих перемен являются: признание права на существование разных хозяйственных укладов и необходимости использования разных направлений контроля, установление системы свободного предпринимательства.

Таким образом, контроль, являясь функцией управления, подчинен решению задач управляющей системы. Именно поэтому назначение контроля соответствует целям управления, которые определяются закономерностями развития экономической и политической системы. Новой политико-экономической структуре общества современной России, с разнообразными формами собственности и постепенным становлением и укреплением рыночного механизма, должна соответствовать и адекватная система контроля.

Для понимания сущности и организации контрольной деятельности осуществляющих ее органов очень важна их классификация. Общеизвестны признаки, положенные в основу этой классификации, в соответствии с которыми различаются:

- внутренний и внешний контроль предприятий;

- полные и частичные контрольные проверки предприятий;

- сплошная и выборочная проверка документов;

- формы контрольных мероприятий - ревизия, обследования, тематические и сквозные проверки;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.