бесплатно рефераты
 

Областное государственное учреждение "Государственный архив Саратовской области"

постановляющей, распорядительной части с последовательной нумерацией пунктов арабскими цифрами даются конкретные указания исполнителям о характере и содержании их действий, указываются реальные сроки исполнения.

Текст пунктов распорядительной части излагается в повелительной форме: обязать, поручить и т.п., написан ясно, доходчиво, с соблюдением всех грамматических правил.

Проект постановления (распоряжения), оформленный на гербовом бланке, в обязательном порядке визируется заместителем руководителя, начальником по организации работы с документами.

В бланке распоряжения (Приложение 1) и бланке решения (Приложение 2) не правильно оформлен реквизит дата документа. В соответствии с ГОСТом Р 6.30-2003 дата документа оформляется арабскими цифрами в следующей последовательности: день месяца, месяц, год. Например: 05.01.2003. Возможен словесно-цифровой способ оформления даты, например: 25 января 100г. Слово год не пишется целиком.

Характеристика информационно-справочной документации:

Для анализа можно использовать следующие документы:

- заявление;

- телефонограмма (Приложение 3);

- ответ на письмо.

Персональная ответственность сотрудников закрепляется в их должностных обязанностях.

Телефонограмма оформлена с некоторыми недочётами: в бланке нет наименования организации - автора телефонограммы, не указаны наименования должности, фамилии, имени и отчества должностных лиц, передавших и принявших телефонограмму.

Глава 2 Документооборот организации

2.1 Работа с архивными документами

Работа с архивными документами начинается с просмотра описи дел архивного фонда.

Архивный фонд -- совокупность архивных документов, исторически или логически связанных между собой и подлежащих постоянному хранению. Каждому архивному фонду присваивается свой определенный номер. Архивная опись -- основной учетный документ и одновременно справочник по содержанию документов фонда.

Опись фонда состоит из перечня заголовков дел и вспомогательного справочного аппарата к ней, который включает в себя заглавный (титульный) лист, предисловие, список сокращенных слов, указатели, переводную таблицу шифров (если опись пересоставлялась), оглавление. В зависимости от категории фонда наличие в описи вспомогательного аппарата различно.

Обязательным элементом справочного аппарата для описей фондов всех категорий является заглавный лист описи. На нем указываются следующие данные: название государственного архива, название фонда, номер фонда, номер описи, название описи, крайние даты документов, включенных в опись.

Название фонда на заглавном листе описи дается в виде официально принятого, полного и в скобках сокращенного названия фондообразователя. Если название фондообразователя менялось в течение периода, на который составлена опись, то на заглавном листе описи пишется сначала последнее название, а ниже -- все его названия в хронологической последовательности с указанием начальной и конечной дат каждого названия фондообразователя.

На заглавном листе описи документов объединенного архивного фонда (ОАФ) сначала указывается его название, а затем -- название той части объединенного фонда, на документы которой составлена опись.

Важная часть архивной описи -- предисловие. Оно содержит краткую историю фондообразователя, общие сведения о составе, содержании, происхождении и состоянии документов фонда.

Собственно опись (систематизированный перечень заголовков дел) имеет следующую схему:

№№ п/п

Индекс дела

Заголовок дела

Крайние даты

Количество листов

Примечание

1

2

3

4

5

6

Номер по порядку соответствует номеру дела (единицы хранения) фонда.

Каждая опись имеет самостоятельную валовую нумерацию. Исключение из этого правила составляют три фонда периода до октября 1917г.:

1. Саратовское губернское жандармское управление (ф. 53)

2. Саратовское охранное отделение (ф. 57)

3. Поволжское районное охранное отделение (ф. 51)

В этих фондах нет сплошной валовой нумерации по описи, дела пронумерованы в пределах годовых разделов. Поэтому в требованиях на дела этих фондов необходимо указывать не только номер единицы хранения, но и год. Например: ф. 51, оп, 1905 г., д. 24.

Описи фондов завершаются итоговой записью. В ней указываются количество и номера дел, внесенных в опись, фиксируются наличие в описи дел с литерной нумерацией, номера механически пропущенных и выбывших дел. При заполнении требования на выдачу документальных материалов пользователям необходимо сверять номера запрашиваемых дел с итоговой записью описи, чтобы не вносить в требование утраченные дела.

2.2 Приём документов в архив и их архивное хранение. Комплектование и обеспечение сохранности

ГАСО осуществляет экспертизу ценности с определением сроков хранения документов, их научно-техническую обработку, в том числе документов по личному составу, а также подготовку документов различных организаций г. Саратова к передаче на дальнейшее хранение в архивы города.

Комплектование - это систематическое пополнение архивного фонда РФ документами, имеющими научно-историческое значение, которое может быть использовано для изучения отраслей народного хозяйства региона и в целом страны.

Основная задача- это работа с ведомствами, которые бывают:

· Федеральными

· Краевыми

· Отраслевыми

· Ведомственные (архивы предприятий, организаций в которых создаваемый ими документальный фонд хранят в собственном архиве)

Документальный фонд - это совокупность документов создаваемых в процессе деятельности.

Архивный фонд - это совокупность взаимоувязанных документов, имеющих постоянный срок хранения, которые по истечению предельного срока хранения в ведомствах передаются на государственное хранение в упорядоченном виде по описям вместе с научно-справочным аппаратом к ним. Архивный фонд формируется из документационного, путём отбора необходимых документов, который осуществляет специально созданная в организации экспертная комиссия.

Документы, включенные в архивный фонд, принято называть архивными. С позиции документоведения под архивным документом понимается социальная информация, закреплённая на материальном носителе, имеющая форму сообщения или оперативного документа и включённого с помощью системы специальных реквизитов, отвечающих за этот процесс.

Отнесение документов к архивному фонду Российской Федерации осуществляется на основе принципа историзма, системности и целостности, путём приведения критериев, то есть системы научно обоснованных признаков, на основе которых определяется ценность документа.

Документ (в пер. с лат.) поучительный пример или способ доказательства.

ГОСТ 16-487 даёт определение документу, как средство закрепления на определённом материале определённым способом сведений об объективном действительности и субъективной деятельности человека.

Реквизитами, дающими документу юридическую силу, являются:

1. дата

2. номер

3. подпись

4. печать

Постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 г. N 477 "Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти"

Вводится единый порядок делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти. Новый порядок не распространяется на работу с документами, содержащими гостайну.

Документы оформляются на бланках, стандартных листах бумаги формата А4 или А5 либо в виде электронных документов. Допускаются бланки с угловым или продольным вариантом расположения реквизитов. Приведен перечень реквизитов документов. Состав реквизитов определяется видом и назначением документа.

Доставка и отправка документов осуществляются посредством почтовой связи, фельдъегерской связи и электросвязи. Документооборот должен быть разделен на три потока: входящая, исходящая и внутренняя документация. Поступившая и создаваемая в органе документация подлежит регистрации.

Каждый орган формирует собственный документальный фонд из образующихся в процессе его деятельности документов. Номенклатура дел органа согласовывается с экспертно-проверочной комиссией соответствующего федерального государственного архива. Дела постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения передаются в архив. Дела со сроком хранения до 10 лет уничтожаются.

Регламентирован порядок работы с электронными документами.

На основании данного порядка в федеральных органах исполнительной власти по согласованию с Росархивом утверждаются инструкции по делопроизводству.

Источник комплектования - это учреждения, организации и предприятия, в деятельности которых создаются документы значимые для данного региона или отрасли.

В первую очередь в источник комплектования входят органы законодательной исполнительной государственной власти, государственные учреждения и организации, а также организации и предприятия, отражающие весь спектр экономики, народного хозяйства, образования, науки, здравоохранения, культуры и т.д., которые функционируют в данное время в данном регионе.

Отбор организаций в списки источников комплектования производится в соответствии с нормативными документами после подробного изучения каждой организации, её функций, целей и задач, и масштаба деятельности в регионе.

В Саратовской области 12 тысяч организаций, из них в г. Саратове 212 организаций, только 4 тысячи организаций являются источниками комплектования.

Помещение для архивного хранения документов должно быть

Документы, создающиеся в процессе деятельности учреждений, организаций, предприятий, фирм содержат информацию, ценность которых различна.

Значительная часть документов имеет сведения разового применения, после использования, к которым больше не возвращаются. Другие документы содержат информацию, которая может потребоваться в течении ряда лет. И, наконец, совсем небольшая группа документов содержит информацию ценную для науки и практики. Такие документы должны храниться вечно.

Экспертиза ценностей документов - это отбор документов для дальнейшего хранения, если данные дела имеют длительный срок хранения или отбор к уничтожению документов с истекшими сроками хранения, которые утратили практическую ценность.

Экспертиза производится на основании перечней с указанием сроков хранения и номенклатур дел. Экспертиза ценностей документов проводится в несколько этапов, начинается в текущем делопроизводстве и заканчивается в Государственном архиве.

1 этап - это определение ценностей документов. Можно считать составление номенклатур дел, когда как бы предопределяются сроки хранения создаваемых документов.

2 этап - уже самих документов проводится через 2 года, когда документы вышли из оперативной работы при подготовке документов к длительному хранению или сдачи в архив организации.

3 этап - снова уточняют ценность документов, но уже при передаче их на постоянное хранение из архива организации в Государственный архив.

Экспертиза ценностей документов в учреждениях проводится под руководством экспертной комиссии действующей постоянно. В крупных учреждениях со сложной структурой управления действует центральная экспертная комиссия, которая объединяет и координирует работу экспертных комиссий структурных подразделений.

Результатом экспертизы является разделение документов на 4 категории:

· Документ постоянного хранения, который подлежит полной технической обработке (подшивка в твёрдую обложку, нумерация листов графитным карандашом, составление заверителей и оформление обложек). Данная категория документов и дел включается в опись дел постоянного хранения, которые после определённого времени документы и дела передаются на государственное хранение.

· Документы по личному составу (долговременные - свыше 10 лет хранения) - также подвергаются полной технической обработке и включаются в опись дел по личному составу. Дела по данной описи хранятся в организации до истечения срока (75 лет). В случае реорганизации документы передаются правопреемнику. Если произошла ликвидация без правопреемника, то документы передаются в государственный архив.

· Документы до 10 лет - могут не подвергаться технической обработке и хранятся в архиве организации до истечения срока.

· Документы с истекшими сроками хранения, утратившие или не имеющие научно-историческую и практическую значимость, включаются в акт об уничтожении и подлежат обязательному уничтожению.

Списки источников комплектования - это перечень организаций, учреждений и предприятий, которые определены в качестве источников комплектования ГАСО.

Источники в списке распределяются по отраслевому принципу в соответствии с российским кодификатором.

В первый раздел включены органы представительной и исполнительной власти, а далее:

1. финансы и кредиты

2. налогообложение

3. министерство обороны

4. система внутренних дел

5. система судебной власти

6. тяжёлая промышленность

7. строительство

8. лёгкая промышленность

9. образование

10. здравоохранение

11. социальное обеспечение

Общественные организации относятся к профилю деятельности ГАНИСО (государственный архив новейшей истории саратовской области).

Организации и источники комплектования распределяются по форме приёма документов. Таких форм три:

1. полный приём документов постоянного хранения

2. выборочный приём

3 видовой приём документов

Кроме того, в списках источников комплектования указывается наличие документов на других основах (фотодокументы, фонодокументы, аудиодокументы, спецдокументы, а именно НТД - научно-техническая документация).

Положения, в которых рассматриваются все аспекты деятельности, права и обязанности, ответственность, цели и задачи.

Ведомственные архивы, равно как и государственные строят свою деятельность в соответствии с законами РФ и законами регионов в области архивного дела и работают на основании нормативно-методических пособий, разработанных Росархивом и ВНИИДАД (всероссийский научно- исследовательский институт документоведения и архивного дела), а также руководствуются распорядительными документами уполномоченного органа в области архивного дела субъектов федерации.

Номенклатура дел - это систематизированный перечень документов, образующийся в делопроизводстве с указанием сроков хранения и статей по перечню.

Номенклатура является классификатором документов и используется при регистрации документов, при формировании документов в дела, при оформлении обложек, при экспертизе ценностей.

Существует три вида номенклатур:

· Типовые

· Примерные

· Конкретные

Типовые - разрабатываются, как правило, в вышестоящей организации для учреждений однотипных с одинаковыми функциями, штатами, целями и задачами. Они обязательны для исполнения.

Примерные - разрабатываются, как правило, в вышестоящей организации для учреждений одной системы с похожими функциями и задачами. Она носит рекомендационный характер и используется при составлении индивидуальной номенклатуры дел.

Конкретные - разрабатывается каждой организацией в 4-ом квартале предшествующего года, согласовывается с уполномоченным органом в области архивного дела (ЭПК), утверждается руководителем и вводится в действие с 1 января.

При этом если номенклатура внедряется впервые, то она вводится в действие приказом руководителя.

Номенклатура пересоставляется раз в 5 лет, если в структуре организации, в её функциях и задачах не было изменений.

Если изменения были, то номенклатура дорабатывается, пересоставляется и вновь представляется на согласование в уполномоченный орган.

Фонд личного происхождения - это фонд, который человек может набирать и систематически пополнять в период своей жизни, который может иметь научно-историческую или практическую ценность и который хранится вечно.

Заключение

Областное государственное учреждение «Государственный архив Саратовской области» является предведомственным управлению по делам архивов Правительства Саратовской области государственным архивным учреждением, входящим в систему архивных учреждений Саратовской области.

Областное государственное учреждение «Государственный архив Саратовской области», далее именуемое «Архив», создан в соответствии с распоряжением Правительства Саратовской области от 15 июля 2005 года №205-Пр «О создании областного государственного учреждения». Полное наименование «Архива» - Областное государственное учреждение «Государственный архив Саратовской области». Сокращённое - ОГУГАСО.

Учредителем «Архива» является управление по делам архивов Правительства Саратовской области.

Архив является юридическим лицом, имеет смету расходов, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации для выполнения государственных функций и оказания услуг, соответствующие штампы и бланки, право открытий счетов.

Архив в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом и законами Саратовской области, правовыми актами Губернатора области, органов государственной власти Саратовской области, приказами и указаниями Федерального архивного агентства, управления по делам архивов Саратовской области, а также Уставом ОГУ «ГАСО».

Архив относится к особо ценным объектам, хранящим общенациональное, историко-культурное наследие и представляет собой самостоятельную информационную систему в структуре информационных ресурсов Саратовской области, является научным и научно-методическим центром по вопросам архивного дела.

Управление, осуществляя функции учредителя Архива, обеспечивает правовые, материально-технические, транспортные и финансово-экономические условия деятельности Архива, сохранность, целостность и неотчуждаемость закреплённого за Архивом имущества.

Архив финансируется из областного бюджета через Управление, а также за счёт средств, полученных от выполнения платных работ и услуг, иных источников, не запрещённых действующим законодательством.

Устав, дополнения и изменения к нему, смета, структура, штатное расписание и фонд оплаты Архива утверждаются начальником Управления.

Архив и хранящиеся в нём документы являются собственностью Саратовской области.

Учреждение считается созданным со дня внесения учредителем соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Архив имеет в воём составе филиалы (обособленные подразделения) без права юридического лица:

1. Филиал ОГУ ГАСО в г. Балашове

2. филиал ОГУ ГАСО в г. Вольске

3. филиал ОГУ ГАСО в г. Пугачёве

Архив создан в целях обеспечения сохранности, комплектования, учёта и использования документов Архивного фонда Саратовской области, осуществления научно-исследовательской, методической, культурно-просветительной деятельности дл удовлетворения потребностей граждан, общества и государства в ретроспективной информации.

В целом Нормативные, организационно-распорядительные, и иные документы имеют необходимые реквизиты и оформлены в соответствии с действующими государственными и национальными стандартами по оформлению организационно-распорядительных документов и Инструкцией по работе с документами в ОГУ «ГАСО».

Подготовка и оформление служебных документов осуществляется в соответствии с Государственным стандартом Российской Федерации Р 6.30-2003 «Унифицированная система организационно-распорядительной документации».

У Областного государственного учреждения «Государственный архив Саратовской области» есть свой официальный сайт, в котором можно найти полную информацию о структуре и порядке работы ОГУ «ГАСО».

В целях устранения выявленных мною недостатков в данной организации, а также для оперативной работы с документами, помимо используемых программ «Архивный фонд» и «Источники комплектования», предлагаю внедрить программу «Дело», которая обеспечивает оперативную рассылку документов всем соисполнителям, контроль исполнения документа и его поиск.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.