бесплатно рефераты
 

Финансовая отчетность в условиях рыночной экономики

p align="left">Развитие рыночных отношений привело к расширению числа заинтересованных пользователей финансовой отчетности, в том числе иностранных и отечественных инвесторов, а так же показало необходимость владения полной систематизированной информации самими организациями для успешного ведения бизнеса. Исходя из этого в России при разработке Концепций бухгалтерского учета в рыночной экономике, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве Финансов РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров в 1997 г., было признано целесообразным создание национальной системы учета, базирующееся на традициях российской практики, максимально приближенной к требованиям международных стандартов финансовой отчетности.

При переводе международных стандартов на русский язык возник вопрос, что же рассматривается объектом стандартизации - финансовая отчетность или бухгалтерский учет в целом? Различая во мнениях российских специалистов по данному вопросу объясняется разным пониманием термина «бухгалтерский учет» в России и на Западе. В первом случае бухгалтерский учет рассматривается более широко, включая документацию, план счетов, учетные записи, учетные регистры и итоговое обобщение - отчетность. Для англоговорящих специалистов бухгалтерский учет в значительной степени связан с формированием отчетности, а его процедурные аспекты определяются термином «счетоводство». Поскольку международные стандарты регулируют вопросы признания (раскрытия) в отчетности объектов бухгалтерского наблюдения, а порядок сбора и группировки информации ни как в них не отражен, в переводе предпочли использовать международные стандарты финансовой отчетности.

В 1998 г. Правительством РФ подтверждена программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с требованиями МСФО, предусматривающая план мероприятий по реконструкции учета, действия которой было пролонгировано до 2005 г. В рамках реформирования законодательного обеспечения и нормативного регулирования выделяются два важных направления. Первое связано закреплением в должностных инструкциях требования по аттестации профессиональных бухгалтеров, второе предполагает введение нормы обязательности составления консолидированной бухгалтерской отчетности по группе взаимозависимых организаций. Одна из проблем, снижающих информативность российской финансовой отчетности - отсутствие законодательного требования о представлении консолидированной отчетности взаимозависимых организаций, позволяющей оценивать перспективы развития бизнеса каждой компании с учетом связей между ними. С 1.01.2004г. российские предприятия должны составлять консолидируемую отчетность по правилам МСФО. (11, стр. 20)

Выполнение второго направления реформы связано с формированием положений по бухгалтерскому учету. В настоящее время разработаны и действуют 20 стандартов (ПБУ). Первые российские стандарты - положения по бухгалтерскому учету появились в 1994 г. Это ПБУ 1/94 «Учетная политика предприятия» (с 1998 г-1/98 «Учетная политика организации») и ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство». Оба стандарта разработаны в рамках государственной программы перехода РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики, отвечающую требованиям рыночной экономики, и введение в действие с 1 января 1995г. В последующем изданы положения по бухгалтерскому учету «Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте» - ПБУ 3/95 (пересмотренное в 2000 г.), а также «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/96 (пересмотренное в 1999 г.). Новый этап в стандартизации российского учета связан с подготовкой и принятием Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. В этом период появляются ПБУ 5/98 «Учет материального - производственных запасов» (пересмотренное в 2001 г.) и ПБУ 6/97 «Учет основных средств» (пересмотренное в 2001 г.). ПБУ 7/98 «События после отчетной даты» и ПБУ 8/98 «Условные факты хозяйственной деятельности» (пересмотренное в 2001 г.), введены новые понятия в систему нормативно-правого регулирования бухгалтерского и раскрыта возможность посредством бухгалтерского учета отражать их последствия в бухгалтерской финансовой отчетности. Важным моментом в стандартизации российского учета представляются разработка и введение с 1 января 2000 г. в действие ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации», которые определили структуру результата деятельности организации и содержание отчета о прибылях и убытках. ПБУ 11/2000 «Информация об аффинированных лицах». Выпуск ПБУ 12/2000»Информация по сегментам», ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» свидетельствует о дальнейшем развитии стандартизации учета согласно Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО. (10) Позднее вступили в силу ПБУ 15/01 «Учет займов, кредитов и затрат по их обслуживанию», ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности», ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы», ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» и ПБУ 20/03 « Информация об участии в совместной деятельности».

В направлении реформирования методического обеспечения утверждены инструкции и методические указания по отдельным вопросам бухгалтерского учета в разрезе ранее принятых стандартов, в том числе по основным средствам, материально-производственным запасам, План счетов и инструкция по его применению. В части совершенствования кадрового обеспечения и формирования бухгалтерской профессии осуществляется инициативная аттестация профессиональных бухгалтеров, разработаны нормы профессиональной этики счетных работников, утвержден и вступил в силу с 2000г. новый государственный образовательный стандарт по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». В целях международного сотрудничества в июне 1998г. Организован Международный центр по реформированию бухгалтерского учета, в рамках которого ведется работа с международными профессиональными организациями. В пределах стран - членов СНГ разработаны проекты таких важных документов, как Основные принципы бухгалтерской отчетности, Общие положения по формированию бухгалтерской отчетности коммерческих организаций.

В 2001г. Новые ориентиры дальнейших преобразований были определены Министерством Финансов РФ. Мероприятия по дальнейшему регулированию учета и отчетности предполагают:

· Завершение стандартизации, введение новых ПБУ

· Обеспечение дифференциации отчетности для малых предприятий, для средних и крупных предприятий, для альтернативных структур, для организаций, составляющих консолидированную отчетность на основе МСФО

· Формирование системы взаимодействия учета и отчетности с целями налогового законодательства и прочее.

Работа по совершенствованию законодательной базы российского учета проводится на качественно новом уровне при участии в этом процессе профессиональных работников учета и аудита. Одной из основных задач ИПБ признано участие в разработке нормативных актов по бухгалтерскому учету. Поскольку ИПБ по определению считается некоммерческим партнерством, он не может, в силу своего статуса, осуществлять прямое регулирование бухгалтерского учета и отчетности, однако подобное влияние должно стать доминирующим в будущем и сыграть определяющую роль в переориентации процессов регулирования учета и отчетности на демократические формы.

3. Цель и задачи финансовой отчетности в условиях развитого рынка

Бухгалтерский учет и отчетность в условиях развитого рынка рассматриваются как информационная система, формируемая исходя из потребностей рыночной инфраструктуры и выступающая основой при принятии решений как в рамках экономического субъекта, так и за его пределами. Бухгалтерская информационная система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, характеризующих средства и методы получения и преобразования информации о финансово-хозяйственном положении организации и результатах ее деятельности, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений в области формирования, распределения и использования ресурсов экономического субъекта. Она включает данные, обобщаемые в рамках финансового учета и предоставляемые внешним пользователям, а также сведения управленческого учета, закрытые для внешних пользователей и представляющие коммерческую тайну. Таким образом, финансовая отчетность признается разновидностью бухгалтерской отчетности, которая, в свою очередь, включает также внутрихозяйственную информацию, предназначенную для выполнения менеджментом компании своих функций.

Процедуры формирования информации управленческого учета регулируется в рамках предприятия, поскольку и составители, и потребители данных совпадают. Внешние пользователи, опирающиеся в своих решениях на финансовую информацию, не имеют возможности повлиять на ее формирование, поэтому к внешней финансовой отчетности предъявляются определенные требования, реализуемые через регулирование при помощи законов, стандартов и прочих источников.

Финансовая отчетность в максимальной степени должна удовлетворять интересы ее пользователей. Для этого необходимо четкое формулирование ее основной идеи, концепции. Преимуществом наличия концептуальной основы выступают последовательность и согласованность принимаемых стандартов благодаря общепринятой системе целей и терминологии. Применительно к финансовой отчетности концепция рассматривается с точки зрения взаимосвязи цели учета с информационными потребностями пользователей, которые, в свою очередь, определяют требования к качеству информации, общие принципы и подходы к формированию данных (методологию) и технические приемы обработки и представления отчетной информации (методику учета). Взаимосвязь элементов концепции финансовой отчетности представлена ниже.

Выделение целей и задач финансовой отчетности

Определение основных показателей и их потребностей

Представление финансовой информации

Качественные Общие Технические

характеристики принципы приемы

Практическая реализация целей,

Достижение поставленных задач

Обобщение опыта МСФО, американской и европейской практики учета, позволяет выделить следующие задачи формирования финансовой отчетности в условиях развитого рынка:

ь Формирование системы, способной получать и оценивать информацию об экономической эффективности предприятий и тем самым создать информационную основу для перераспределения производительных сил между эффективными и убыточными отраслями народного хозяйства через рынок ценных бумаг (информационная функция учета);

ь Обеспечение контроля за сохранностью имущественного комплекса, принадлежащего собственнику предприятия (контрольная функция учета);

ь Оценка хозяйственной успешности деятельности предприятия и принятие управленческих решений, направленных на повышение эффективности использования капитала и устранение негативных последствий принимаемых решений (аналитическая функция). (11, стр. 26)

Все указанные задачи традиционны для бухгалтерского учета, тем не менее, первая выступает основой в условиях рыночного ведения хозяйства.

Решение любой из названных задач предполагает раскрытие информации, а важнейшим элементом концепции выступает определение круга пользователей и изучение их экономических потребностей. В МСФО представлены основные группы пользователей, обладающие равными правами в отношении отчетной информации: инвесторы, служащие, кредиторы, поставщики, покупатели, правительство, общественность. Европейские директивы, регулирующие учет и отчетность, не рассматривают направленность составления отчетности и не определяют приоритеты в первоочередности удовлетворения информационных потребностей пользователей. В отношении практики США можно сделать вывод, что основными пользователями отчетности выступают акционеры и инвесторы. На вопрос, кому предназначается финансовая отчетность, американские стандарты отвечают: акционерам, кредиторам и другим инвесторам, а также прочим пользователям. Под прочими пользователями понимаются работники и клиенты фирмы, правительственные органы и общественность в целом, но все они рассматриваются как второстепенные. Такие приоритеты расставляет Положение о концепциях финансового учета «Цель финансовой отчетности коммерческих предприятий», разработанное Советом по стандартам финансового учета. В некоторой степени это объясняется недостатком информации для принятия решений. Решения, которые принимают основные пользователи, очевидны: для инвесторов они связаны с покупкой или продажей ценных бумаг, для кредиторов - с условиями кредитования фирмы. Акционеры могут принимать решения о найме, увольнении и заработке управленческого персонала, об одобрении или неодобрении важных изменений в политике фирмы. Поэтому в США принято считать, что сведения, полезные инвесторам и кредиторам, будут полезны и другим.

Основными задачами учета и отчетности в РФ согласно Закону определены:

Ш Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности;

Ш Обеспечение сведениями, необходимыми внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами и системами;

Ш Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости. (7)

В отечественной нормативной базе существовали противоречия по определению основного пользователя отчетности. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности отдает предпочтение в этом вопросе, прежде всего инвесторам, находясь, очевидно, под влиянием американской практики. Закон о бухгалтерском учете и ПБУ 4/99 называют пользователями всех юридических и физических лиц, заинтересованных в информации об организации. Направленность отчетности на удовлетворение интересов одной группы не отвечает требованию нейтрального представления и, ущемляя интересы прочих групп, может привести к снижению ее достоверности. (8)

Среди перечисленных причин формирования финансовой отчетности задача информирования пользователей выступает первоочередной, следовательно, информационные запросы потребителей учетных данных играют определяющую роль в признании элементов отчетностей. Такое признание основывается на трех базисных составляющих:

Качественные характеристики информации. Сводятся к определению требований к качеству формируемых данных и выступают своеобразным гарантом защиты интересов пользователей в принятии решений.

Общие принципы. Составляют основу методологии учета и ориентированы на определение, признании и оценку элементов финансовой отчетности.

Технические примеры. Представляют методический аппарат учета, основанный на общих принципах и позволяющих посредством специального инструментария свести регистрируемые в первичных документах данные в информационную систему, характеризующую финансовое положение фирмы эффективность ее деятельности.

Таким образом, цель финансовой отчетности находится во главе концепции учета и отчетности и предопределяет методологию и методику формирования данных, поэтому совершенствование любого из элементов методического аппарата бухгалтерского учета должно осуществляться через призму интересов пользователей отчетности.

Заключение

Одним из важнейших источников информации является бухгалтерская (финансовая) отчетность, составляемая организацией для публичного пользования. Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на определенную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период. Отчетность является своего рода связующим звеном организаций и других субъектов рынка.

Составление отчетности является заключительным этапом и одновременно итогом бухгалтерского учета хозяйственных процессов на предприятии за определенный промежуток времени: квартал, полугодие, девять месяцев, год. Показатели финансовой отчетности позволяют не только оценить текущее состояние дел на предприятии, но и выяснить, насколько оно улучшилось или, наоборот, стало хуже по сравнению с прошлым отчетным периодом.

В условиях развитой рыночной экономики роль бухгалтерского учета заключается в формировании максимально достоверной информации о финансовом состоянии и финансовых результатах деятельности организации, а отчетность выступает средством коммуникации в рамках национальных и международных рынков. В связи с этим во многих странах усилилось внимание к проблеме унификации бухгалтерского учета, поскольку развитие экономической интеграции бизнеса требует единых подходов в понимании показателей, формируемых в системе бухгалтерского учета и отражаемых в финансовой отчетности. Потребность в гармонизации национальных систем учет. Учетные системы разных стран отличаются многообразием, однако имеют и общие черты, позволяющие их классифицировать и объединять в группы по определенным признакам.

Классификация систем бухгалтерского учета способствует определению их сходства и различия в разных странах и позволяет выбрать систему, в наибольшей степени учитывающую национальные особенности. Кроме того, классификация как инструмент познания предоставляет возможность использовать знания о национальных систем развитых стран, опыт ошибок и проблем, с которыми они сталкивались ранее, а актуальна в масштабах всей мировой экономики.

Российский бухгалтерский учет в течение длительного периода времени существовал вне процессов международной гармонизации, особенно в советский период, поскольку созданный и функционирующий в годы советской власти отечественный учет отвечал требованиям централизованно планируемой экономики, когда подавляющая часть национального имущества находилась в распоряжении государства и контролировалась государственными органами управления.

Развитие рыночных отношений привело к расширению числа заинтересованных пользователей финансовой отчетности, в том числе иностранных и отечественных инвесторов, а так же показало необходимость владения полной систематизированной информации самими организациями для успешного ведения бизнеса. Исходя из этого, в России при разработке Концепций бухгалтерского учета в рыночной экономике, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве Финансов РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров в 1997 г., было признано целесообразным создание национальной системы учета, базирующееся на традициях российской практики, максимально приближенной к требованиям международных стандартов финансовой отчетности.

Бухгалтерский учет и отчетность в условиях развитого рынка рассматриваются как информационная система, формируемая исходя из потребностей рыночной инфраструктуры и выступающая основой при принятии решений как в рамках экономического субъекта, так и за его пределами. бухгалтерская информационная система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, характеризующих средства и методы получения и преобразования информации о финансово-хозяйственном положении организации и результатах ее деятельности, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений в области формирования, распределения и использования ресурсов экономического субъекта.

Среди перечисленных причин формирования финансовой отчетности задача информирования пользователей выступает первоочередной, следовательно, информационные запросы потребителей учетных данных играют определяющую роль в признании элементов отчетностей.

Таким образом, цель финансовой отчетности находится во главе концепции учета и отчетности и предопределяет методологию и методику формирования данных, поэтому совершенствование любого из элементов методического аппарата бухгалтерского учета должно осуществляться через призму интересов пользователей отчетности.

Список литературы

1. Бойко Е.А. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учебное пособие, Ростов на/Д., Феникс 2007г., стр. 3

2. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2007 г. № 94н.

3. В.В. Чеборюкова Бухгалтерский учет: Практическое пособие/ Москва «Проспект», 2007 г.

4. Безруких П.С., Кондраков Н.П., Палий В.Ф. и др. Бухгалтерский учёт: Учебник. / Под ред. П.С. Безруких. - Москва: Бухгалтерский учёт,2006.

5. Муравицкая Н.К., Лукьяненко Г.И. Бухгалтерский учет: учебное пособие / Москва «Консультант плюс», 2007.

6. Букина О.А. Азбука бухгалтера: самоучитель, издание 10 / Ростов-на-Дону «Феникс», 2007.

7. «О бухгалтерском учете» ФЗ №129- ФЗ от 21.01.96 г. (ред. От 30.06.2003 г.)

8. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ: приказ Минфина РФ №34н от 29.07.98 г. (ред. от 24.03.2000 г.)

9. Современный экономический словарь, Айсберг Л.Ш., Лозовский- Москва, 1996 г., стр. 97

10. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО. Постановления правительства РФ №283 от 06.03.1998 г.

11. Кутер Бухгалтерский (финансовый) отчет: учебное пособие Москва 2006 г., стр. 5-30.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.