бесплатно рефераты
 

Реферат: Современный этап развития инженерной деятельности и проектирования

компонентов (четвертый шаг). Наконец, возникает вопрос о физической

реализации, который при проектировании подсистем и компонентов был относительно

второстепенным. Необходимо решить, каковы должны быть форма, материал и набор

инструкций (например, способы обработки материала) для производства частей. Все

это фиксируется в детальных чертежах и в спецификациях к ним. Предварительный

план компонента должен быть заменен теперь точным и окончательным сборочным

чертежом. Далее должны быть вычерчены соответствующие сборочные чертежи для

подсистем и, наконец, для системы в целом. Этот процесс, составляющий

содержание пятого шага, является итерационным. При подготовке

сборочных чертежей происходит корректировка чертежей подсистем, компонентов

и частей. Имея полные сборочные чертежи, экспериментальная мастерская может

построить первые материализованные прототипы - экспериментальную

конструкцию системы (шестой шаг). (Иногда первый прототип и является

конечным продуктом). На седьмом шаге, после того, как экспериментальная

конструкция изготовлена, составляется программа проверки продукта.

Центральным становится вопрос, хорошо ли работает система с точки зрения

потребителя. На основе анализа проверочных данных (восьмой шаг)

производится обнаружение дефектов, которые служат основой для

перепроектирования и усовершенствования системы (девятый шаг) до тех пор,

пока окончательное инженерное описание проекта не будет выполнено.

Фаза детального проектирования системы заканчивается, но ею не завершается

системотехнический цикл. Он включает в себя еще планирование производства,

распределения потребления и снятия с эксплуатации. Однако нас в данном случае

интересует только пример описания системотехнической деятельности в виде фаз,

шагов и задач, поэтому ограничимся уже рассмотренными фазами. Каждый шаг

системотехнической деятельности представлен автором как процесс, состоящий из

последовательности задач. Эта последовательность является специализированным

процессом решения проблемы, включающим в себя анализ проблемной ситуации,

синтез решений, оценку и выбор из альтернатив, оптимизацию, пересмотр и

осуществление. На каждом шаге проектирования от анализа потребностей фазы

изучения осуществимости до перепроектирования (фаза детального

проектирования) иногда полностью, иногда частично, решается одна и та же

последовательность задач.

Кооперация работ и специалистов в системотехнике

Системотехническая деятельность представляет собой комплексный вид

деятельности, включающий большое число исполнителей и функций. Целью ее

является создание больших технических систем и в связи с этим - организация

всех работ и специалистов, привлеченных к этой разработке. Можно выделить

"горизонтальную" и "вертикальную" структуры системотехнической деятельности.

Эти структуры отражают существующую в системотехнике связь работ и

специалистов: первая соответствует типам компонентов и аспектов системы

(создание машинных блоков, проектирование "плоскости соприкосновения" человека

и машины, разработка экономических, организационных и социальных аспектов

системы и т.п.), вторая соответствует общей последовательности работ

системотехнической деятельности (инженерное исследование, изобретательство,

проектирование, конструирование, изготовление и внедрение, эксплуатация). В

качестве важнейших компонентов системотехнической деятельности выделяются также

методическая деятельность и научно-техническая координация.

Возможно описание системотехнической деятельности с точки зрения связи работ и

специалистов; пример такого описания можно найти в книге Г. Х. Гуда и Р. Э.

Макола "Системотехника". Каждую научную дисциплину, участвующую в создании

сложной технической системы, фактически представляет тот или иной специалист.

Например, исследователь операций рассматривается именно как член бригады

проектировщиков, что накладывает на него некоторые обязательства (знакомство с

аппаратурой и помощь в принятии решений по проекту). Каждая фаза также

связывается с определенным составом бригады системотехников. Большинство или

все члены такой бригады должны быть "учеными-универсалистами". Кроме того,

каждый член бригады должен быть еще и специалистом в какой-нибудь узкой области

(электронике, математике, той области, к которой относится решаемая задача и

т.п.). Система, конечно, не может быть продуктом одних "универсалистов". Задача

инженера-системотехника состоит в организации различных специалистов при

проектировании системы. Авторы рассматривают соотношение между исследованием и

разработкой, возможность и необходимость дублирования работ над проектом, а

также способы организации работы по проектированию системы. Системотехническая

группа может быть организована: (1) как штабная группа при руководителе

проекта (обеспечивает планы и ведение пограммы); (2) как линейная группа

во главе с начальником проекта, который является ее непосредственным

руководителем (функционирует по всем частям проектной организации); (3) как

расчлененная группа, состоящая из руководителей групп оборудования, которые

встречаются для выполнения задач проектирования системы в целом; (4) как

отдельная линейная организация на равных правах с группами оборудования,

быстро переключающаяся с одного оборудования на другое; (5) как отдельное

проектное бюро. При небольшом количестве крупных проектов наилучшей

является организация (1), при большом количестве - организация (4). Авторы

представляют также подробное описание научных средств и дисциплин, используемых

в системотехнической деятельности, из которого видно, что их арсенал не

ограничивается лишь естественными, техническими науками и математикой, но

включает в себя также инженерно-экономические исследования, индустриальную

социологию и инженерную психологию, необходимую, например, для проектирования

деятельности человека-оператора в сложной технической системе.

Таким образом, сегодня проектирование уже не может опираться только на

технические науки. Выход инженерной деятельности в сферу социально-

технических и социально-экономических разработок привел к обособлению

проектирования в самостоятельную область деятельности и трансформации его в

системное проектирование, направленное на проектирование (реорганизацию)

человеческой (например, управленческой) деятельности, а не только на

разработку машинных компонентов. Это приводит к тому, что инженерная

деятельность и проектирование меняются местами. Если традиционное инженерное

проектирование входит составной частью в инженерную деятельность, то

системное проектирование, напротив, может включать (если речь идет о создании

новых машинных компонентов) или не включать в себя инженерную деятельность.

Сфера приложения системного проектирования расширяется, оно включает в себя

все сферы социальной практики (обслуживание, потребление, обучение,

управление и т.д.), а не только промышленное производство. Формируется

социотехническое проектирование, задачей которого становится целенаправленное

изменение социально-организационных структур.

Социотехническое проектирование

Техническое изделие в социальном контексте

"Расслоение" инженерной деятельности приводит к тому, что отдельный инженер,

во-первых, концентрирует свое внимание лишь на части сложной технической

системы, а не на целом и, во-вторых, все более и более удаляется от

непосредственного потребителя его изделия, конструируя артефакт (техническую

систему) отделенным от конкретного человека, служить которому прежде всего и

призван инженер. Непосредственная связь изготовителя и потребителя,

характерная для ремесленной технической деятельности, нарушается. Создается

иллюзия, что задача инженера - это лишь конструирование артефакта, а его

внедрение в жизненную канву общества и функционирование в социальном

контексте должно реализовываться автоматически.

Однако сегодня создание автомобиля - это не просто техническая разработка

машины, но и создание эффективной системы обслуживания, развитие сети

автомобильных дорог, скажем, скоростных трасс с особым покрытием,

производство запасных частей и т.д. и т.п. Строительство электростанций,

химических заводов и подобных технических систем требует не просто учета

"внешней" экологической обстановки, а формулировки экологических требований

как исходных для проектирования. Все это выдвигает новые требования как к

инженеру и проектировщику, так и к представителям технической науки. Их

влияние на природу и общество столь велико, что социальная ответственность их

перед обществом неизмеримо возрастает, особенно в последнее время.

Современный инженер - это не просто технический специалист, решающий узкие

профессиональные задачи. Его деятельность связана с природной средой, основой

жизни общества, и самим человеком. Поэтому ориентация современного инженера

только на естествознание, технические науки и математику, которая изначально

формируется еще в вузе, не отвечает его подлинному месту в научно-техническом

развитии современного общества. Решая свои, казалось бы, узко

профессиональные задачи, инженер активно влияет на общество, человека,

природу и не всегда наилучшим образом. Это очень хорошо понимал еще в начале

ХХ столетия русский инженер-механик и философ-техники П. К. Энгельмейер:

"Прошло то время, когда вся деятельность инженера протекала внутри мастерских

и требовала от него одних только чистых технических познаний. Начать с того,

что уже сами предприятия, расширяясь, требуют от руководителя и организатора,

чтобы он был не только техником, но и юристом, и экономистом, и социологом".

Эта социально-экономическая направленность работы инженера становится

совершенно очевидной в рамках рыночной экономики - когда инженер вынужден

приспосабливать свои изделия к рынку и потребителю.

Задача современного инженерного корпуса - это не просто создание технического

устройства, механизма, машины и т.п. В его функции входит и обеспечение их

нормального функционирования в обществе (не только в техническом смысле),

удобство обслуживания, бережное отношение к окружающей среде, наконец,

благоприятное эстетическое воздействие и т.п. Мало создать техническую

систему, необходимо организовать социальные условия ее внедрения и

функционирования с максимальными удобствами и пользой для человека.

Отрицательный опыт разработки автоматизированных систем управления (АСУ),

например, очень хорошо показывает недостаточность узкотехнического подхода к

созданию сложных человеко-машинных систем. В эту сферу, по сути дела,

социотехнических разработок первоначально пришли специалисты из самых разных

областей науки и техники и вполне естественно привнесли с собой соответствующее

видение объекта исследования и проектирования. Скажем, специалисты в области

теории автоматического регулирования видели в АСУ лишь совокупность

передаточных функций и определенных структурных блоков, которые надо связать.

Тот факт, что АСУ - это прежде всего социально-экономическая система, в

которую внедряются средства вычислительной техники, осознавался очень и очень

долго. В сознании инженера витала идея о том, что хотя бы в предельном случае

автоматизированная система управления должна стать автоматической. Иными

словами, она должна стать полностью автоматизированной, технической системой,

исключающей человека. С этим фактом, как нам кажется, связаны многие неудачи в

истории разработки и внедрения АСУ. В соответствии с этой программой, все

отрасли, объединения, предприятия кинулись срочно закупать вычислительную

технику, еще точно не зная, как ее использовать. При этом не учитывалось, что

социальный организм, в который встраивается данная техника, должен быть

перестроен, иначе АСУ, вместо сокращения управленческого персонала, ради чего

они и внедрялись, приводят к его увеличению. Для внедрения АСУ была необходима

перестройка всей хозяйственной деятельности цеха, предприятия, отрасли, а не

автоматизация рутинных процедур человеческой деятельности путем замены человека

машинными компонентами. Машинные компоненты выступают в этом случае уже как

подчиненные более общей и глобальной социально-экономической задаче.

Новые виды и новые проблемы проектирования

Таким образом, новое состояние в системном проектировании представляет собой

проектирование систем деятельности. Здесь речь идет о социотехническом

(в противовес системотехническому) проектировании, где главное внимание должно

уделяться не машинным компонентам, а человеческой деятельности, ее социальным и

психологическим аспектам. Однако проектировщики пользуются зачастую старыми

средствами и неадекватными модельными представлениями. В чем же заключается

специфика современного социотехнического проектирования и что все же позволяет

называть его проектированием?

Прежде всего социотехническое проектирование характеризуется

гуманитаризацией. Проектирование само становится источником формирования

проектной тематики и вступает тем самым в сферу культурно-исторической

деятельности. Кроме того, в качестве объекта проектирования выступает и сама

сфера проектной деятельности ("проектирование проектирования"). Поэтому в нем

формируется особый методический слой, направленный на выработку норм и

предписаний для проектных процедур, и теоретический слой, обеспечивающий

методистов знаниями об этих процедурах.

Социотехническое проектирование - это проектирование без прототипов, и

поэтому оно ориентировано на реализацию идеалов, формирующихся в теоретической

или методологической сферах или в культуре в целом. Его можно охарактеризовать

как особое проектное движение, в которое вовлечены различные типы деятельности:

производственная, социального функционирования, эксплуатационная, традиционного

проектирования и т.п. В роли проектировщиков стали выступать и ученые

(кибернетики, психологи, социологи). Проектирование тесно переплетается с

планированием, управлением, программированием, прогнозированием и

организационной деятельностью. Вовлеченные в проектное движение, они не только

трансформируются сами, но и существенно модифицируют проектирование вообще. Что

же в таком случае позволяет называть все это проектированием? Сфера

проектирования, хотя и включает в себя в настоящее время деятельность многих

видов, оставляет на первом плане конструктивные задачи, подчиняя им все

остальные.

Рассмотрим основные проблемы социотехнического проектирования на примере

градостроительного, эргономического проектирования, дизайна систем

(художественного конструирования) и оргпроектирования.

В градостроительном проектировании особенно остро стоит задача

внедрения, с которой тесно связана разработка идей "перманентного

проектирования", когда отдельные стадии реализации проектов уточняются на

основе опыта функционирования уже выполненных на предыдущих стадиях блоков

проектируемой системы. В связи с этим возникает сложная проблема организации и

реорганизации самой проектной деятельности, процесса (точнее, цикла)

проектирования. Данную функцию выполняет методология проектирования (поскольку

социотехническая деятельность вынуждена ориентироваться на целый комплекс наук,

а не на какую-либо одну социальную и тем более техническую дисциплину).

Методология проектирования практически обеспечивает связь проектирования с

другими сферами (например, производством и потреблением), учитывая динамику

каждой из этих сфер. Проникновение конкретно-методологических рекомендаций в

канву проектировочной деятельности вообще характерно для всех видов

социотехнического проектирования. Продукт социотехнической деятельности -

сложную систему - нельзя пощупать как объект исследования классической

технической науки или как штучное изделие, бывшее продуктом традиционной

инженерной деятельности. В градостроительном проектировании жизненное

пространство района или квартала, людские потоки и размещение элементов

бытового обслуживания остаются вне поля зрения заказчика в момент сдачи объекта

в эксплуатацию. Перед ним предстает лишь совокупность зданий, асфальтированных

дорог и зеленых насаждений, и весь этот комплекс должен отвечать более или

менее четким техническим и эстетическим требованиям. Однако это не означает,

что последние требования существуют в реальности, а первые - нет. Напротив,

недочеты авторов проекта самым непосредственным образом ощущаются жителями,

влияют на их работоспособность и самочувствие. Но здесь вступают в силу

социальные и психологические реалии, не регистрируемые с точки зрения

традиционной инженерной позиции, которая была основана лишь на

естественнонаучных знаниях и представлениях. Именно поэтому представители

современных научно-технических дисциплин ищут опору в общей методологии, прежде

всего в системном подходе, из которого они черпают основные понятия и

представления. Однако чаще всего инженерно-технические специалисты не находят

готовых интеллектуальных средств в достаточно разработанном (для решения

стоящих перед ним конкретных научно-технических задач) виде и сами вынуждены

становиться методологами определенного (конкретно-научного) уровня, достраивая

недостающие теоретические схемы своей дисциплины.

В настоящее время в так называемом художественном конструировании

определилось четкое противопоставление "штучного дизайна" (проектирования

единичных промышленных изделий) и дизайна систем. Дизайн не должен лишь

дополнять инженерное конструирование. Он является более развитой формой

проектирования. Особенностью дизайна систем является четкое осознание его связи

с предшествующей художественной культурой. Дизайнер часто обращается за поиском

образов, нужных образцов, концептуальных схем к культурному наследию

человечества. Например, в контексте дизайна систем исследуется генезис

типологических форм культурной программы, переосмысление классицизма и

романтизма не столько как исторических явлений, сколько как фундаментальных

типов и моделей художественного сознания, которые программируют подходы и

творческие методы в дизайне систем. Дизайн, сам являясь органической частью

современной культуры, особенно рельефно подчеркивает ее проектность, которая

проявляется прежде всего в том, что наличие нереализованных проектов не менее

важно для социума, чем уже реализованных.

Дизайнер выполняет сразу несколько профессиональных ролей. Он, во-первых,

выступает как исследователь и тогда действует в соответствии с нормами

научно-теоретической деятельности. Во-вторых, ему приходится выполнять

функции инженера-проектировщика и методиста, рассматривать продукт своей

деятельности как особого рода проект. В-третьих, он - художник, наследующий и

эстетически преобразующий все достижения предшествующей художественной

культуры в целях создания нового произведения искусства. Однако он вынужден

также, не отождествляя себя полностью со всеми перечисленными ролями,

осознать себя как дизайнера в рамках вполне определенного профессионального

сообщества. Он должен представлять объект и процесс собственной деятельности

как единое целое - единую систему и целостную деятельность, как дизайн

систем. Эта многоликость, и в то же время единство, профессиональных ролей

приучает его мышление к внутренней диалогичности и рефлексии, к необходимости

постоянно мысленно заимствовать у участников кооперации их позиции и

восстанавливать их логику, разрушает традиционную для классической

естественной и технической науки монологичность и монотеоретичность, стирает

грани между исследованием и проектированием, собственно получением знаний и

их использованием, между знанием и деятельностью. В одних случаях дизайнер

выполняет лишь вспомогательные функции оформителя в группе проектировщиков, в

других он играет ведущую роль, контролируя все параметры проектируемой вещи,

но нередко он выполняет нечто среднее между этими двумя типами деятельности,

координируя специалистов-проектировщиков. Кроме того, в сферу проектирования

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.