бесплатно рефераты
 

Реферат: Эргономика в дизайне и эргономика рабочего места

дисциплиной, так как одной из её задач является разработка методов учета

человеческих факторов при проектировании новой и модернизации старой техники

и технологии, а также существующих условий труда.

Объектом исследования эргономики является система “человек – машина –

среда” (СЧМ). Эргономика рассматривает СЧМ как сложное функционирующее целое, в

котором ведущая роль принадлежит человеку. Структурная схема СЧМ приведена на

рис.2.

Реферат: Эргономика в дизайне и эргономика рабочего места

Предмет эргономики – конкретная трудовая деятельность человека,

использующего машины.

Эргономика рассматривает технический и человеческий аспекты в неразрывной

связи. Сочетание способностей человека и возможностей машины существенно

повышает эффективность функционирования СЧМ. Поэтому решение прикладных

проблем эргономики предполагает движение одновременно в двух направлениях –

от требований человека к машине и условиям ее функционирования и, наоборот –

от требований машины и условий ее функционирования к человеку. Оптимальные

решения находятся, как правило, на пересечении этих направлений. Тем самым

эргономика решает задачи рациональной организации деятельности людей в СЧМ,

целесообразного распределения функций между человеком и машиной.

Следует особо подчеркнуть, что эргономика изучает определенные свойства СЧМ,

которые получили название человеческих факторов. Они представляют собой

интегральные характеристики связи человека и машины, проявляющиеся в

конкретных условиях их взаимодействия при функционировании системы.

Знание человеческих факторов позволяет формулировать требования к

профессиональному отбору и обучению персонала, техническим средствам

подготовки, согласованию внешних средств трудовой деятельности и способов ее

осуществления. Увеличивается роль человеческих, факторов применительно к

задачам проектирования, создания и использования технически сложных изделий

культурно-бытового назначения (радиоаппаратура, магнитофоны, телевизионная

техника и др.).

Человеческие факторы всесторонне проявляются и фиксируются в такой целостной

эргономической характеристике СЧМ, как эргономичность.

Под эргономичностью понимают свойство техники изменять эффективность

трудовой деятельности в СЧМ в зависимости от степени ее соответствия

физическим, биологическим и психическим свойствам человека. Эргономичность

формируется на базе таких свойств техники, как управляемость, обслуживаемость,

освояемость и обитаемость.

Управляемость – свойство техники изменять эффективность выполнения

человеком основной и вспомогательной работы при обеспечении необходимых

технологических операций над предметом труда.

Обслуживаемость – свойство техники изменять эффективность выполнения

человеком трудовых операций по приведению техники в состояние готовности к

функционированию и поддержанию этого состояния во времени.

Освояемость – характеризует эффективность приспособления техники к

быстрому и качественному овладению техникой техническим и управляющим

персоналом.

Обитаемость – эргономическое свойство техники, приближающее условия её

функционирования к оптимальным биологическим параметрам внешней среды, при

которых работающему человеку обеспечивается нормальное развитие, хорошее

здоровье и высокая работоспособность.

Качественными показателями эргономичности являются:

· по управляемости:

§ среднее время или коэффициент занятости человека-оператора

выполнением определенной единицы технологического процесса;

§ вероятность выполнения человеком-оператором единицы технологического

процесса с заданным качеством;

§ производительность или норма времени на единицу труда;

· по обслуживаемости:

§ среднее оперативное время занятия человека подготовкой техники к её

применению;

§ среднее оперативное время занятостью восстановлением или

профилактикой техники;

· по освояемости:

§ среднее календарное время профессиональной подготовки человека-

оператора;

§ уровень квалификации человека, необходимый для обслуживания техники.

Говоря о задачах эргономики, необходимо вести речь о комплексе задач, стоящих

перед эргономикой и решаемых ею.

Одной из важнейших задач эргономики является оптимизация условий труда, для

чего изучаются возможности и особенности различных категорий индивидов с

целью учета полученных результатов при проектировании оборудования рабочих

мест. В том числе эргономика приобретает все большее значение и в решении

комплексной проблемы реабилитации лиц, в той или иной мере утративших

работоспособность.

С этой же целью в эргономике изучаются психофизические возможности и

особенности людей пожилого возраста. Таким образом, эргономика создает

научную базу для решения важной социальной проблемы по вовлечению в

производительный труд указанной части населения.

Эргономика призвана решать ряд проблем, связанных с оценкой точности,

надежности и стабильности работы, влияния психической напряженности,

утомления, эмоциональных факторов и особенностей нервно-психической

организации оператора на эффективность его деятельности в СЧМ.

Большое значение имеет создание эргономического обеспечения научной

организации и безопасных условий труда. С этой целью должна производиться

разработка эргономических норм и требований, а также эргономической оценки

качества промышленной продукции.

Эргономика должна решать также ряд задач методологического характера. Это

связано с тем, что она как наука находится в стадии становления, активного

развертывания исследований. Разработка методологических проблем способствует

построению теории эргономики и тем самым, обогащает практику конкретных

исследований.

Выявление направлений исследований и круга решаемых задач позволяет

сформулировать общую цель или главную задачу эргономики. Главная цель

эргономики формулируется как единство трех аспектов исследования и

проектирования: 1) повышение эффективности деятельности и соответственно

функционирования человеко-машинных систем; 2) охраны здоровья людей; 3)

всестороннего развития личности людей, участвующих в трудовом процессе.

Принятие тезиса о триедином характере главной цели эргономики позволяет

избежать отрыва эргономических исследований от конкретных задач развития

производства.

Можно сформулировать и основные задачи эргономических разработок,

реализуемые при решении любой эргономической задачи.

1. Анализ и синтез деятельности оператора в СЧМ. В процессе анализа

изучается структура деятельности оператора, выявляются цели, мотивы и способы

выполнения трудовой деятельности, рассматриваются возможные режимы работы и

оценивается их влияние на результаты труда. На основании этих исследований

определяются необходимые требования к характеристикам человека – оператора.

2. Изучается комплекс эргономических свойств (характеристик) человека –

оператора. Исследуется работа органов чувств человека, его центральной

нервной системы, моторно-двигательного аппарата и т.д. Причем рассматриваются

только оптимальные значения этих характеристик, а не экстремальные.

3. Организация рабочего места оператора с учетом комплекса его

эргономических свойств, определенных ранее. Разрабатываются требования,

предъявляемые к рабочему месту в целом и к отдельным его элементам, с целью

обеспечения максимальных удобств и эффективности работы.

4. Профессиональная подготовка операторов, включающая в себя профотбор,

профобучение, тренировку и формирование коллективов.

5. Эргономическое проектирование и оценка СЧМ.

6. Определение экономического эффекта эргономического обеспечения.

Разработка методологии эргономики осуществляется соответственно трем уровням

методологического анализа, выделяемым в философии.

В эргономике можно различить три типа методологических средств:

1) методологические средства мировоззренческого характера;

2) общенаучные методологические средства;

3) специально-научные или конкретно-научные методологические средства.

Методологические средства в процессе исследовательской практики органически

слиты, включены в соответствующие эргономические представления,

конкретизированы применительно к различным сферам практической и

теоретической деятельности. В эргономике, учитывая характер ее возникновения,

широко используются методологические средства смежных дисциплин, особенно

психологии.

В эргономике используются следующие основные методологические принципы.

Принцип единства сознания и деятельности. Он означает, что

сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а

образуют единство. Сознание образует внутренний план деятельности, ее

программу. Именно в сознании образуются динамические модели и образы

действительности, позволяющие ориентироваться человеку в окружающей среде и

обеспечивать успешность достижения целей деятельности.

Принцип гуманизации труда означает, что ведущая, творческая роль в

процессе труда принадлежит человеку. При решении таких важнейших практических

вопросов, как повышение производительности, эффективности и качества труда

эргономика исходит, прежде всего, из требований, предъявляемых человеком к

технике, из его возможностей и особенностей деятельности. Противоположным ему

является принцип симпфликации (упрощения), при реализации которого стремятся к

максимальному упрощению деятельности человека, выхолащиванию из нее всех

творческих элементов, а сам человек низводится до придатка машины, оставаясь

исполнителем лишь механических действий и движений.

Принцип активного оператора. Согласно этому принципу при

определении роли человека в СЧМ очень важно, чтобы оператор осуществлял

активные действия, имел свое личное отношение к выполняемым действиям, активно

стремился к цели. Это связано с тем, что при пассивной позиции оператора его

переход к активным действиям требует значительной затраты сил, однако

эффективность его деятельности при этом может оказаться невысокой, что

наблюдается, например, в работе машиниста. При активной же позиции оператора

эффективность его деятельности достигает более высокого значения, а его

психофизиологические затраты оказываются меньшими. Поэтому необходимо уже на

стадии проектирования СЧМ определить характер будущей деятельности и уровень

активности оператора.

Принцип проектирования деятельности. Проект деятельности должен

выступать как основа решения всех остальных задач построения СЧМ. При

разработке СЧМ наряду с техническими устройствами должна проектироваться

деятельность оператора, который будет пользоваться этими устройствами. В свою

очередь, эти устройства должны разрабатываться на основе и с учетом проекта

будущей деятельности оператора. Таким образом, к техническим устройствам нужно

подходить как к средствам сознательной деятельности человека-оператора.

Принцип последовательности и непрерывности учета требований эргономики.

Учет эргономических требований должен пронизывать все этапы существования СЧМ:

проектирования, производства и эксплуатации. Реализация данного принципа на

практике означает внедрение системы эргономического обеспечения СЧМ на всех

этапах ее существования.

Принцип комплексности. Уже в самом определении эргономики как

научной дисциплины предусматривается реализация данного принципа. Он

обеспечивает комплексное изучение человека (группы людей) в конкретных условиях

его (их) деятельности, связанной с использованием машин. Это достигается

развитием междисциплинарных связей эргономики, взаимодействием её с другими

науками о человеке и технике.

Основой для практической реализации рассмотренных принципов является

применение системного подхода, который образует методологическую базу

эргономики. Идеи системного подхода определяют многие исходные установки и

теоретические положения эргономики: стремление к целостному рассмотрению

человеко-машинных систем, системно-динамический взгляд на их структуру,

включение деятельности человека в предмет научного рассмотрения, тенденция к

научному синтезу различных аспектов исследования, стремление выявить

возможные последствия деятельности человека. Применение системного подхода к

СЧМ позволяет выявить различные характеристики связи человека и машины в

конкретных условиях их взаимодействия. Сложность этого заключается в том, что

человек-оператор, будучи сам сложной специфической системой, функционирует в

более сложной системе, состоящей из ряда подсистем со сложными взаимосвязями

между ними и своими внутренними противоречиями. Таким образом, системный

подход позволяет по-новому ставить и решать многие задачи эргономики.

Методологическое значение имеет также ряд теоретических положений,

разработанных либо непосредственно в эргономике, либо в смежных с ней

дисциплинах и органично вошедших в ее состав: различие коррективной и

проективной эргономики; гипотеза иерархической организации деятельности

оператора; гипотеза оперативного образа и др.

В эргономических исследованиях широко используются методы (и конкретные

методики), сложившиеся в эргономике, а также в других, смежных с нею

дисциплинах (в социологии, психологии, физиологии и гигиене труда,

кибернетике, математике и др.).

Психофизиологическая сущность и структура трудовой деятельности

С позиций эргономики трудовая деятельность рассматривается как процесс

преобразования информации и энергии, происходящей в системе "человек - орудие

труда - предмет труда - окружающая среда". Следовательно, эргономические

исследования рекомендации должны основываться на выяснении закономерностей

психических и физиологический процессов, лежащих в основе определенных видов

трудовой деятельности, с предметом труда и окружающей физико-химической и

психологической средой.

В последние годы много новых идей возникло с связи с рассмотрением трудовой

деятельности как процесса взаимодействия человека с машиной и более сложными

системами управления. Некоторые из этих идей конструктивны в смысле перехода

от качественных к структурно-количественным представлениям в разработке

теории деятельности . Значительный вклад в понимание психофизиологического

содержания трудовой деятельности внесли исследования по физиологии труда.

Деятельность - это реализация личностных свойств человека. Эти свойства имеют

также определенную структуру, рассматриваемую в теориях личности. Окружающая

среда и сама деятельность могут приводить к изменению состояния человека.

Процесс длительности регулируется не только внутренними, но и внешними

факторами, к которым относятся взаимодействующий субъект (или коллектив) и

сам предмет труда. В качестве взаимодействующего компонента деятельности

может выступать и орудие труда, если оно относится к классу автоматических

устройств.

В более формализованном виде трудовую деятельность можно представить как

динамическую структуру, осуществляющую преобразование информации и энергии.

Работающий человек имеет трудовую цель, т.е. субъективную модель состояния

предмета труда, в которое необходимо перевести этот предмет из исходного

состояния посредством трудовых - информационных и энергетических воздействий.

Эти воздействия человек может осуществлять непосредственно на предмет труда

или через промежуточное устройство - орудие труда. При этом человек

воспринимает информацию через сигналы от предмета труда, промежуточного

устройства и среды. Цель труда у человека формируется на основе мотивов,

потребностей, установок (своих или получаемых извне).

Воспринимаемая и извлекаемая из памяти информация преобразуется по одному из

тех типов переработка информации человеком: прямого замыкания (прямая,

закрепленная ассоциативная связь, автоматизированное действие),

репродуктивного мышления (принятие решения путем пошагового преобразования

информации по известным правилам), Продуктивного (или творческого) мышления.

С помощью этих преобразований формируется прогнозируемый результат трудового

воздействия и программа (план, стратегия) действий для его достижения.

Существенное влияние на характер протекания процессов, восприятия, мышления,

воспроизведения сведений (энграмм) в памяти оказывают активационные

воздействия, обусловленные уровнем бодрствования, эмоциональным и волевым

напряжениям, функцией внимания. В основе информационных и энергетических

преобразований, представляющих собой суть трудового воздействия на предмет

труда, лежат физико-логические процессы. В целом вся описанная функциональная

структура представляет собой систему "человек - орудие труда - среда".

Предметом труда не обязательно может быть объект внешнего мира. Человек

способен осуществлять преобразования информации, имеющие смысл трудового

воздействия, целиком в сфере субъективного отражения, создавая "духовный

продукт". Деятельность, направленную на объекты внешнего мира, называют

предметной, или экстериозированной, а направленную на преобразование и

формирование собственных энграмм (т.е. представлений, образов, понятий,

планов) - интериозированной. В чистом виде эти типы деятельности практически

не встречаются. Речь может идти только лишь о существенном преобладании

одного из них.

Специфика взаимоотношений человека с предметом труда через промежуточное

устройство определяется главным образом тем, какие свои функции как

преобразователя информации и энергии человек передал этому устройству.

Различают два типа систем "человек - орудие труда - среда": с промежуточными

устройствами в виде простых орудий труда; в виде машин.

При работе с простыми орудиями труда весь поток информации, необходимый для

управления воздействием на предмет труда, преобразует человек и он, таким

образом, во всех отношениях и в любой момент осуществляет и контролирует

процесс воздействия. Машина в интересующем нас аспекте является

преобразователем информации, а не только энергии, т.е. она частично без

участия человека формирует командные сигналы и регулирует воздействие. В

результате принципиальная особенность работы человека с машиной заключается в

неполном контроле с его стороны за протекающим процессом воздействия на

предмет труда.

Первый тип систем, которые можно называть системами "человек - инструмент",

делится на четыре класса в зависимости от того, какую функцию человека

реализует орудие труда.

1. Эффективными орудиями (инструментами). Психофизиологическая

особенность этого класса заключается в изменении характера воздействия на

предмет труда по сравнению с естественными двигательными реакциями человека.

2. С афферентными орудиями. С помощью таких орудий естественный образ

предмета труда превращается в измененный образ, который можно рассматривать

как простейшую информационную модель предмета. Эта модель гомофорфна объекту.

Искусственного кода здесь нет, а есть изменение масштаба, ракурса, выпадение

отдельных признаков и появление новых (например, при работе с микроскопом). В

результате человек должен в процессе обучения выработать специальный

(отличный от жизненного опыта) набор энграмм - эталонов, необходимых для

восприятия.

3. С орудиями памяти (например, чертеж, фотография, запись). В этом

случае используется искусственный код. Перекодирование как специфический

психический процесс становится важным компонентом деятельности человека.

4. С орудиями преобразования информации (счеты, логарифмическая

линейка). В результате использования таких орудий происходит изменение

психологической структуры принятия решений. Ряд операций продуктивного

мышления человек может превратить в простые операции прямого замыкания,

высвобождая тем самым свой мозг для творческого мышления.

Второй тип систем, или систем "человек - машина", делится на три класса:

1. С простой машиной, в которой совершается преобразование информации по

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.