| Охрана труда и жизнедеятельности
b>4. Охрана труда в отрасли. Угольная промышленностьВ соответствии с очередными изменениями структуры Кабинета Министров Украины в 2000г организовано Министерство топлива и энергетики, в состав которого теперь включены подразделения бывшего Минуглепрома. В составе Минтопэнерго находится Управление чрезвычайных ситуаций, пожарной защиты и охраны труда. В ней, кроме того, есть Департамент угольной промышленности, в состав которого включен отдел по учёту травматизма.В структуре производственных объединений, холдинговых компаний, самостоятельных шахт, как и прежде, сохранились службы ВТБ и других структурных подразделений охраны труда (различные по назначению спецучастки). Но теперь поднят уровень должностных лиц, ответственных за решение вопросов охраны труда: в производственных объединениях это уже не технический директор, а заместитель генерального директора по безопасности, а на шахтах - заместитель директора по безопасности. 4.1. Профилактика производственного травматизмаНикто и никогда не имел право оценивать опасность труда в любой отрасли по отдельным, единичным случаям производственного травматизма. Всегда оценке предшествует анализ травматизма по статистическим данным практики. При таком анализе в последние примерно 30 лет наряду с другими методами анализа используются 2 показателя:?и?, где Кч и Кт - коэффициент частоты и соответственно тяжести травматизма за определенный период времени; П - число пострадавших; Р - среднесписочное число работающих за определенный (анализируемый) период времени; Д - число дней потери трудоспособности.За период 1990-99 гг. Кч, изменялся в пределах 0,34-0,50 и в среднем за десятилетний период времени составил 0,42.Смертельный травматизм учитывается и анализируется отдельно. За тот же период он изменялся от 1,9 до 5,6, а в среднем составил 3,7 на 1 млн. тонн добычи угля.Динамика общего (1) и смертельного (2) травматизма представлена на рис. 4.1.1. На две особенности динамики следует обратить внимание.Во-первых, совершенно очевидно как уменьшение во времени общего травматизма, так и отсутствие такового по смертельному травматизму.Рисунок 4.1.1 - Травматизм а предприятиях угольной промышленности1 - общий травматизм (Nт),2 - смертельный травматизм (Nтс).Во-вторых, подтверждается мысль, высказанная при изложении курса БЖД, о том, что не следует идентифицировать изменение смертельного травматизма с общим, помня о том, что последний безусловно самый тревожный.В соответствии с понятиями об опасных производственных факторах назовем их для угольной промышленности с указанием значимости по годам (табл. 4.1.1).Таблица 4.1.1 - Сведения о травматизме в шахтах. |
№ п/п | Опасный производственный фактор | Уровень травматизма, % годы | | | | 1989 | 1990 | 1996 | 1997 | | 1. | Обвалы и обрушения | 32,5 | 31,4 | 26,6 | 25,5 | | 2. | Транспортные средства и подземные установки | 29,7 | 29,1 | 24,1 | 18,4 | | 3. | На машинах и механизмах | 11,0 | 8,1 | 6,6 | 6,1 | | 4. | При внезапных выбросах угля и газа | 3,7 | 3,7 | 2,5 | 2,3 | | 5. | При взрывах газа и пыли, удушья, отравления | 2,3 | 9,6 | 2,8 | 3,4 | | 6. | При взрывных работах и обращении со взрывматериалами | 2,1 | 2,2 | 0,7 | 1,1 | | 7. | Электротравматизм | 1,6 | 1,6 | 3,2 | 6,9 | | |
На две основные особенности сведений табл.4.1.1 необходимо обратить внимание.Во-первых травматизм за 1989 и 1990 г.г. представлен в целом по шахтам СССР, разумеется, включая шахты Украины.Во-вторых, сведения о травматизме систематизировались и анализировались, в том числе и за 1995-1999 гг. МакНИИ (заведующий отделом общей безопасности, кандидат технических наук Левкин Н.Б.). До 1992 г. Минуглепром СССР ежегодно и за пятилетия издавал для служебного пользования обзоры «Состояние и причины производственного травматизма на предприятиях Минуглепрома», которые были использованы при анализе. Рассмотрим травматизм по опасным производственным факторам.1. Из данных табл. 4.1.1 следует, что травматизм от обвалов и обрушений остается продолжительное время наиболее высоким среди опасных производственных факторов (ОПФ). Из общего числа случаев при обвалах и обрушениях примерно 65-66% приходится на очистные забои. На забои подготовительных выработок и на протяжение действующих подготовительных выработок соответственно приходится 22-23% и 12-15%. Последние происходят в основном при перекреплении.Одной из основных причин травматизма в лавах является применение индивидуальной крепи. Оно наряду с несовершенством или недостаточным количеством крепи нередко обусловливает чуть ли не массовые нарушения паспортов управления кровлей и крепления. Различные нарушения паспортов крепления по этой причине отмечаются почти в 80% несчастных случаев, происшедших в очистных забоях В них можно было бы сократить травматизм за счет применения комплексов оборудования с механизированными крепями. Наиболее эффективными являются современные комплексы со щитовыми крепями, что подтверждают данные табл. 4.1.2.Таблица 4.1.2 - распределение несчастных случаев (н/с) на шахтах Западных районов за период 1984-1989 гг. |
№ п/п | Технологическая схема выемки | Удельный вес, % | Условный показатель, нс/добыча | | | | н/с | добыча | | | 1. | Узкозахватная с механизированной крепью (КМЗ) | 39,5 | 69.3 | 0,57 | | 2. | Узкозахватная с индивидуальной крепью | 37,6 | 16,3 | 2,31 | | |
Из данных табл. 4.1.2 следует, что в случае применения механизированных крепей количество н/с на 1 т добычи может быть снижено в лавах почти в 4 раза.В очистных забоях, оснащенных индивидуальной крепью, самой опасной является зона изгиба конвейера, где вместе с примыкающей к ней зоной управления комбайном происходит более 40% н/с. Около 30% н/с происходит на концевых участках лав (ниши, сопряжения) и остальные 30% - на протяжении лавы.Основными организационными причинами травматизма от обвалов и обрушений в очистных забоях являются:нарушения паспортов крепления и управления кровлей;нарушения технологии ведения горных работ; несоответствие паспортов крепления и управления кровлей горно-геологическим условиям применения.Травматизм в подготовительных выработках, как уже указывалось, связан непосредственно с их проведением, а также имеет место на протяжении. Происходит он в первую очередь из-за нарушений конструкций крепи, ее некачественной установки, отсутствия временной крепи, оставления пустот за крепью Опасность последнего нарушения особенно велика, т к. незаложенные пустоты в дальнейшем не только способствуют деформациям крепи, но и являются очагами местных и слоевых скоплений метана. Наличие незаполненных пустот за крепью по мнению комиссий, расследовавших аварии, явилось причиной более 80% всех смертельных н/с от обрушений в подготовительных забоях и на протяжении выработок.На сопряжениях подготовительных выработок с очистным забоем породы обрушаются в результате значительных обнажений кровли. Причины последних - большое расстояние от крепи до средств охраны выработок, снятие у окна лавы большого числа ножек крепи и несвоевременное их восстановление, некачественное крепление концевого участка лавы.В последние годы (1999-2000) было установлено, что в основе самой природы обрушений в подавляющем числе случаев находится расслоение пород кровли пласта. Первородная особенность осадочного массива, каковым является угленосный массив, - слоистость, слоистость и ещё раз слоистость. Даже когда речь идет не о глинистых или песчано-глинистых сланцах, а о песчанистых сланцах и даже песчаниках, то и в них нередко есть тонкие прослои глинистых материалов, которые располагаются между различными по мощности слоями массивного песчаника.В течении многих десятилетий прежде геомеханические процессы - явления, происходящие при проведении подготовительных выработок и выемке угля в лавах, рассматривались и оценивались с позиций величины, распределения и перераспределения напряжений, обусловливающих возникновение и развитие деформаций. Ученые рассматривали эти деформации как результат возникновения и действия напряжений на контуре, вокруг и впереди выработки.В девяностые годы Донецкий государственный технический университет (ДонГТУ) развивает новое представление о природе разрушения осадочного массива, находящегося вблизи и на некотором расстоянии от искусственных полостей - горных выработок, в том числе в зонах влияния над- или подработки. В его основе находится положение о том, что трехосное сжатие является естественным для осадочных пород. Непосредственной причиной их разрушения являются деформации упругого восстановления, упругого последействия и обратной ползучести, возникающие как при так и после проведения выработок и направленные в стороны образованных полостей.Для подтверждения высказанной гипотезы рассмотрен был травматизм, зарегистрированный на шести шахтах ПО «Снежноеантрацит».Из общего числа 2051 н/с на долю горнорабочих и проходчиков приходится 1202, т.е. почти 60%. Травматизм от обвалов и обрушений составил 748 случаев - 36% от общего за 5 лет, а на самой глубокой шахте «Заря» (1200 м) даже 46,8%.На четырех шахтах из шести («Восход», «Миусская», «Снежнянская» и «Ударник») травматизм от обрушений в среднем за 5 лет составил около 30% (29,4%). На первых двух из них разрабатываются запасы антрацитов, ранее оставленные в целиках. Травматизм при этом за десятилетний период уменьшился на 18% по сравнению с обычной разработкой, но травматизм от обрушений при отработке целиковых запасов возрос в 1,5 раза. Анализ особенностей названных обрушений привел к выводу о том, что их причиной является расслоение песчанистых слоев пород, между которыми залегают глинистые прослои. Расслоение песчанистых слоев происходит со временем под действием деформаций обратной ползучести глинистых прослоев, возникающих и развивающихся вследствие разгрузки последних. Над целиками сформировались за многие годы (десятилетия) дополнительные «очаги» обрушений-расслоений вокруг ранее пройденных подготовительных выработок (уклонов).Высказанная гипотеза была подтверждена экспериментально и позволила заключить, что такие условия могут быть отнесены к классическим для применения штанговой (анкерной) крепи.Две особенности характеризуют ее использование.Во-первых, тот факт, что расслоение пород уже давно произошло, обусловливает применение облегченных конструкций анкерной крепи, ориентированных перпендикулярно слоям песчано-глинистых разностей. Безусловно желательным является наряду с закреплением анкерной крепи по всей длине, подача в шпуры под невысоким давлением скрепляющих растворов, которые будут проникать в массив по ориентированным по напластованию трещинам.Во-вторых, ранее произошедшее расслоение может обусловить обрушения ~ отрыв слоев по какой-то ближайшей (ближайшим) трещинам. Очевидно, что в штреках и на их сопряжениях с лавами пластов небольшой мощности (порядка метра) длина анкерной крепи может быть только ограниченной (ориентировочно 2,0 м). Но тогда совсем не исключено, что анкерная крепь может «выйти - закончиться» на одном и том же прослое глинистого сланца, что обусловит обрушение скрепленных ею отдельных песчанистых слоев. Чтоб исключить подобные обрушения, необходимо применение анкерной крепи неодинаковой длины, когда различие будет находиться в пределах 0,3- 0,5 м.Пока нельзя считать доказанной сформулированную гипотезу: именно потому она так и названа. Но простота, очевидная физическая сущность вполне позволяет рекомендовать её не только для практического применения, но и для размышлений будущим специалистам. Одновременно следует отметить, что будущие размышления вполне распространяются и на нынешних специалистов, ибо открывают целое направление разработки и внедрения новых технических решений. Например, расслоения пород кровли пластов происходит как в течение буквально первых нескольких часов (десятков минут) после очередного продвижения забоя, так и в течение нескольких десятков месяцев. Следовательно, оно будет совсем различным по опасности как для призабойной части выработок, так и для выработок уже пройденных, в т.ч. таким, к которым лавы будут приближаться позже или значительно позже при столбовых системах разработки.2. Травматизм на транспортных средствах и подъёмных установках продолжительное время остается на втором месте и приближается к 20-30%. Из общего числа н/с в 1989 г. почти 76% случаев зарегистрировано на рельсовом транспорте, 13% - не ленточных конвейерах и 11% на подъемных установках. Преобладающее число н/с, связанных с этим видом транспорта, произошло при локомотивной и канатной откатке Основными причинами травматизма при локомотивной откатке были: ошибки при управлении электровозами (19%); передвижение трудящихся на грузовых транспортных средствах (14%); пешее передвижение по шахтным выработкам (11%); сход с рельсов подвижного состава и последующая постановка его на рельсы (24%); удары пострадавших о предметы, загромождающие габариты выработки или пути (20%). Травматизм при управлениями электровозами наряду с нарушениями трудовой дисциплины и техники безопасности машинистами связан с несовершенством конструкции применяемых на шахтах электровозов АМ-8Д и 2АМ-8Д, вынуждающих высовываться или даже выходить из кабин.На протяжении горизонтальных выработок к несчастным случаям приводят наезды транспортных средств на передвигающихся людей, травмирование их сошедшими с рельсов вагонетками, электровозами. Все это становится возможным из-за очень высокого и всё увеличивающегося процента выработок, находящихся в неудовлетворительном состоянии (размерам и зазорам).К основным организационным причинам н/с относятся:нарушения принятой технологии перевозки грузов - 18%;несовершенство технологии выполнения транспортных работ - 49%;нарушение нормативов содержания рельсовых путей подвижного состава и выработок - 36%.К ним же, но допущенными горнорабочими, относится управление машинами лицами, не имеющими на это право; превышение количества вагонов, прицепляемых к тяговому канату или электровозу; невыполнение правил безопасной постановки подвижного состава на рельсы; использование для передвижения по выработкам транспортных средств, не предназначенных для перевозки людей.В целом в обзорах констатируется, что характер технических причин остается постоянным на протяжении многих лет. Нет необходимости в поиске новых технических решений. Следовательно, необходимо только повышение производственной дисциплины.На ленточных конвейерах 55% н/с произошло при езде на грузовых конвейерах, при переходе через ленточный конвейер без использования переходных мостиков, а также при выполнении работ людьми, находившимися на ленте конвейера. С выполнением монтажных и ремонтных работ на конвейерах связано 22% н/с.Организационные причины на конвейерном транспорте проявились в 99% н/с - это убедительнейшее доказательство крайней необходимости повышения производственной дисциплины.3. При эксплуатации выемочных машин более 90% н/с связано с тремя группами причин: воздействие режущих органов (40%); прижатием корпусом комбайна и элементами машин (35%); порывами и колебаниями тяговых цепей (около 15%).При эксплуатации забойных скребковых конвейеров н/с почти в 80% случаев происходили из-за травмирования при доставке материалов и оборудования по ставу конвейера (35%), срыва и смещения приводных и натяжных головок (25%), прижатия элементами конвейеров (20%).При эксплуатации механизированных крепей большая часть (75%) н/с произошла при прижатии элементами секций, при поломке и ремонте крепей.Впервые в общей совокупности н/с предложили выделить группу травматизма от непрофессионализма. Она включает случаи травматизма, когда рабочий «оступился, поскользнулся, упал, уронил, при погрузке, при разгрузке, при доставке, при соединении, разъединении» и т.д. и т.п. Смысл термина из-за очевидности в разъяснениях не нуждается. Причина таких случаев заключается в отсутствии профессионального отбора трудящихся и в недостаточной обученности рабочих. Иногда, может быть, в недисциплинированности, небрежности, безответственности. Но, по нашему мнению, такая категория травматизма со временем, после дополнительного осмысливания, осуждения должна приобрести официальный статус в промышленности, частности угольной, ибо будет способствовать снижению производственного травматизма. К более или менее существенным можно отнести две разновидности неоднозначности отнесения несчастных случаев к предложенной группе производственного травматизма. Первая состоит в том, что при повышении уровня механизации, сложности горно-геологических условий, снижения уровня организации охраны труда значимость травматизма от непрофессионализма может возрастать. Это вполне естественно, и выход здесь реальный и простой - лучше отбирать пригодных для работы в угольной (так же как и других) отрасли, лучше их обучать.Вторая относится к возникающей, нередко кажущейся, неоднозначности решений об отнесении несчастных случаев к этой категории. Например, рабочий травмировал руку, прицепляя секцию КМ-103 к конвейеру. Травма получена не при работе машины или механизма, поэтому и должна относится к группе непрофессионализма. К ней же следует относить некоторые несчастные случаи, происходящие и по другим опасным производственным факторам.Своеобразным подтверждением сущности и необходимости самого серьезного внимания к травматизму от непрофессионализма является, например, тот факт, что потеря трудоспособности при н/с по этим причинам, например, на ш. «Восход» ПО «Снежноеантрацит» за 10 последних лет оказалась только в 1,6 раза меньше, чем при травматизме от обрушений, машин и механизмов.4. Вопросы природы формирования выбросоопасности, механизма возникновения и развития вопросов угля, породы и газа; сущности способов прогноза выбросоопасности и способов предотвращения выбросов угля, породы и газа являются, пожалуй, наиболее сложными вопросами горной науки. 5. Основными причинами образования опасных концентраций метана в горных выработках были нарушения нормального режима проветривания, в том числе с учетом накопления метана в выработанном пространстве (65-75%); невыполнение мероприятий, предусмотренных для предотвращения местных скоплений метана: купола, пустоты за крепью, пространство между корпусом комбайна и забоем (около 20%).Однако надо всегда помнить, что взрывы невозможны при отсутствии источников воспламенения. Основными источниками воспламенения метана, взрывов метана и пыли было электрооборудование, взрывные работы, фрикционное искрение.При несчастных случаях, связанных с удушьем, смерть наступает от недостатка кислорода во вдыхаемом воздухе вследствие замещения его метаном. Все такие случаи явились следствием организационных причин, в числе которых и передвижение в загазированных выработках без предварительного замера содержания метана в рудничной атмосфере.6. Количество несчастных случаев с ВМ при ведении взрывных работ и обращении длительное время держится в отрасли примерно на одном уровне 2,0-2,2%.Изучение организационных причин травматизма показывает, что основную долю среди них занимает нахождение посторонних лиц и лиц, проводящих взрывные работы, в опасной зоне. Это свидетельствует о том, что взрывные работы в ряде случаев в нарушение требований «Единых правил безопасности при взрывных работах» ведутся без удаления лиц, не связанных со взрывными работами, из опасной зоны, без выставления или неправильного выставления постов охраны и предупредительных знаков, а также при нахождении мастеров-взрывников и лиц сменного технического надзора, присутствующих при взрывных работах, на расстояниях от взрываемого забоя менее, чем это предусмотрено нормативными документами. Последнее подтверждается тем, что среди пострадавших около 30% мастеров-взрывников, ИТР и горных мастеров.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
ИНТЕРЕСНОЕ
|