бесплатно рефераты
 

Основные тенденции банковской системы России

p align="left">- кредитных организаций - в 7,7 раза (с учетом резкого снижения норматива по ФОР).

При этом ресурсы государства больше, чем ресурсы кредитных организаций, в 6,7 раза и больше ресурсов населения в 5,5 раза. Если на 01.01.2000 г. совокупные ресурсы государства и населения превышали ресурсы кредитных организаций в 7,7 раза, то на 01.01.2005 г. - в 12,4 раза.

Прирост ресурсов в 2004 г. составил:

- государства - 2085 млрд руб., из них (в млрд руб.):

- валютных резервов - 1072;

- в Банке России - 952;

- в коммерческих банках - 61;

- населения - 814;

- кредитных организаций - 230 (что в 9 раз меньше, чем у государства, и в 3,5 раза меньше, чем у населения). Фетисов Г.Г. Устойчивость, стабильность, равновесие и надежность банковской системы: понятия и критерии оценки // Законодательство и экономика. - № 8. - август 2004 г.

За весь исследуемый период ежегодный прирост наличных в рублях превышал рост ресурсов кредитных организаций примерно в 2 раза (за пять лет эти показатели увеличились соответственно на 1268 млрд руб. и 635 млрд руб.).

Ресурсы государства на счетах в Банке России сегодня достигли 1,5 трлн руб., что составляет: 53% от суммы безналичных средств на счетах в кредитных организациях (на 01.01.2000 г. - только 22%); 78% от всей суммы банковских вкладов населения (на 01.01.2000 г. - лишь 33%).

Политика сбережений государства в 2004 г. достигла своего апогея, в результате чего его ресурсы (4910 млрд руб.) превысили совокупные ресурсы населения и кредитных организаций (4726 млрд руб.), тогда как в 2000 г. они были в 2 раза меньше.

Необходимо подчеркнуть: именно дефицит денежных средств, функционирующих в реальной экономике (денежная база в широком определении и денежная масса М2), вызванный чрезмерным уровнем сбережений, приводит к увеличению скорости обращения денег и повышению их дефицитности, что и вызывает инфляционные процессы (наряду с процессами инфляции издержек, характерных для экономики России).

Приведенные аналитические расчеты свидетельствуют о необходимости принятия следующих решений:

- от эмиссии денежных средств через валютно-обменные операции перейти к эмиссии кредитных денег путем кредитно-депозитной мультипликации;

- 1/3 валютных резервов использовать на капитализацию национальных коммерческих банков посредством предоставления долгосрочных (10-15 лет) субординированных кредитов (с ужесточением надзора за ними);

- 1/3 валютных резервов направить через кредитные организации на лизинг современных оборудования и технологий;

- использовать средства стабилизационного фонда на развитие ипотеки, с помощью которой ввести в банковский оборот наличные средства населения;

- стимулировать безналичный денежный оборот и участие населения в операциях на фондовом рынке;

- создать специализированное государственное агентство рефинансирования, которое предоставляло бы кредитным организациям долгосрочные ресурсы за счет выкупа стандартных кредитных активов (будет способствовать развитию секьюритизации кредитной деятельности и созданию организационного рынка межбанковского кредитования);

- ввести систему рефинансирования Банком России кредитных организаций в режиме овердрафт;

- разработать систему размещения через Банк России свободных средств государственных органов и организаций на депозитах в российских кредитных организациях;

- установить лимит размещения государственных резервов в иностранных активах.

Вместе с тем институциональные условия функционирования банков несколько видоизменились. Речь идет, прежде всего, о переходе контроля над ВТБ из рук Банка России в руки Правительства, что изменило расклад сил в группе крупнейших банков, однако не повлияло существенно ни на масштабы активности самого ВТБ, ни на изменение удельного веса «государственных банков» (или банков с значительным государственным участием в капитале) в банковской системе. ВТБ и Сбербанк по прежнему получают почти половину прибыли банковской системы и на них приходится около 33% ее активов.

Наиболее значимыми политическими (институциональными) факторами развития банковской системы в текущем году можно считать:

Во-первых, активизацию расчистки банковской системы от «мертвых банков» с отозванной лицензией, но не ликвидированных (их число сократилось за 9 месяцев с 736 до 584).

Во-вторых, либерализацию валютного рынка (в частности, снижение нормы обязательной продажи валюты и разрешение ее реализации вне бирж), что существенно повлияло на издержки валютных операций банков и их клиентов, а также общий приток и отток капитала.

В-третьих, запуск новых инструментов управления банковской ликвидностью (валютные свопы, репо и т. д.), что позволит восстановить межбанковский рынок и диверсифицировать каналы предложения денег и управления ликвидностью банков. Несмотря на ограниченные пока масштабы этой активности ее перспективное значение крайне высоко в свете потребности повышения эффективности денежной трансмиссии, гибкости предложения и стерилизации ликвидности, а также выстраивания политики процентных ставок денежных властей в качестве реальных регуляторов спроса на деньги.

В-четвертых, действия, направленные на выравнивание условий конкуренции; в частности, применение к Сбербанку общих требований по взносам в страховой фонд, а также отказ от индивидуализации нормативов (риска на одного заемщика) для ВТБ и Сбербанка.

В-пятых, отмена ограничения на участие иностранцев в капитале российской банковской системы. Этот символический шаг, не имея прямого воздействия на нынешнее состояние отечественной банковской системы, демонстрирует ориентацию руководства Банка России на расширение присутствия иностранного банковского капитала и отказ от искусственных защитных мер в связи с вступлением в ВТО.

На ближайшую перспективу наиболее значимыми политическими факторами развития банковского сектора можно считать следующие: Гузнов А.Г. Ближайшие перспективы развития российского банковского законодательства // Законодательство. - 2003. - № 6.

Во-первых, переход к системе обязательного страхования депозитов населения к конечном счете очевидно будет способствовать повышению доверия к банковской системе.

Во-вторых, повышение требований к качеству банковского капитала, или эффективность борьбы Банка России с «раздутостью капитала», что должно повысить транспарентность российских банков и способствовать повышению к ним доверия.

В-третьих, скорость развития пенсионной системы и масштабы допуска банков к участию в размещении пенсионных средств. При обсуждаемых сейчас параметрах (ограничение инвестиций в банковские депозиты пределом в 20%) и прогнозируемых темпах роста доходов населения, растущая часть накоплений населения пойдет мимо банковской системы, что затормозит ее рост. С другой стороны, банки получат все же определенные долгосрочные ресурсы, которые потенциально смогут расширить финансирование ипотеки и других долгосрочных проектов.

В-четвертых, меры, направленные на снижение рисков кредитования, включая поощрение становления системы кредитных бюро и смягчение надзорных норм для кредитования малого и среднего бизнеса, а так же частных лиц. При всей общей положительной заряженности предлагаемых подходов их конкретная форма реализации создает значительное проблемное поле, которое может затормозить развитие банковской системы и изменить ее структуру. Страхование депозитов населения. Актуальность его повышается в связи с уже упоминавшейся стагнацией средств корпоративного сектора, поэтому мобилизация неорганизованных сбережений населения становится приоритетным ресурсом развития банковского сектора.

В то же время в концепции перехода к страхованию депозитов заложен ряд болевых точек, способных оказать негативный эффект для развития банковской системы. В краткосрочном плане страхование депозитов ведет к прямому росту издержек банков, а также усилению надзорных требований, что может привести к торможению темпов развития банков и их депозитной активности. При этом быстрого увеличения привлеченных средств банки не получат, так как чувствительная к гарантиям часть вкладчиков в основном ориентирована на Сбербанк. Величина гарантий не позволяет серьезно повысить привлекательность банков для высокообеспеченных слоев населения с крупными вкладами.

Качество капитала. Поскольку, по экспертным оценкам, масштабы «раздутости» оцениваются в 15-20% капитала, то хотя бы половинное устранение этой величины окажет значительный рестриктивный эффект на кредитную активность банков и их способность привлекать дальше заемный капитал. С другой стороны, повышение к 2006 году минимальной величины капитала до 5 млн. экю потребует от значительной части акционеров-ведущих собственников банков дополнительных инвестиций. Учитывая общее снижение прибыльности банковского бизнеса это может привести к ускорению процесса сокращения численности банков и вымыванию их среднего звена. Это не отвергает необходимости действий по повышению качества капитала, но свидетельствует о необходимости особой осторожности и постепенности в этом процессе. Наряду с негативным стимулом - уменьшением капитала, необходимы и позитивные стимулы, направленные на повышение привлекательности банковского бизнеса, что должно заинтересовать акционеров банков к инвестированию

В то же время, в условиях исчерпания экстенсивной фазы роста кредитования еще более важным является вопрос повышения привлекательности банковского бизнеса в целом и стимулирования кредитной активности российских банков. Хотя большинство банковских аналитиков и менеджеров, принявших участие в опросе, проведенном Центром развития, считают, что доходность банковского бизнеса не снизится в ближайшее время, результаты третьего квартала текущего года говорят об обратном. Правда в первом полугодие 2004 года отношение чистой прибыли к активам составило 3,2% против 2,2% за 2003 год, а отношение чистой прибыли к капиталу - 21,8% против 15,1% соответственно), но это говорит скорее о большей открытости банковских доходов, нежели о реальном росте привлекательности бизнеса.

Снижение кредитных рисков. Развивать кредитование мешают как ограниченность возможностей самих банков (низкая капитализация и дефицит долгосрочных пассивов), так и, что более важно, высокие риски кредитования. Требования крупнейших российских предприятий по объему финансирования в несколько раз, а то и на порядок превосходят возможности крупнейших банков. Ведущим российским корпорациям интересны кредиты величиной не менее 10 млн. долл., а соответствующим капиталом обладают не более 30 российских банков. Но и имеющийся капитал отчасти сформирован искусственно. Фиктивность части капитала российских банков не позволяет им в большей степени наращивать кредитование, а также снижает инвестиционную привлекательность самих банков для инвесторов, особенно иностранных. Российские банки не получат каких-либо существенных денег из-за рубежа пока не убедят потенциальных инвесторов в своей прозрачности и адекватности.

Важным условием повышения привлекательности банковского бизнеса является и снижение издержек. Банк России понимает это и в перечне своих приоритетов называет упрощение условий кредитования малого и среднего бизнеса, потребительского кредитования, снижение требований к операционным кассам и банкоматам и т. п.

Совершенствование надзорных требований и повышение транспарентности отечественной банковской системы. Вопросам повышения качества банковского надзора уделялось много внимания и в Стратегии и в программных заявлениях нового руководства Центрального банка.

Основной упор делается на переход на международные стандарты финансовой отчетности и реализацию новых подходов, разработанных Базельским комитетом. Однако сам по себе переход на МСФО панацеей, конечно, не станет. Нуждаются в дальнейшей доработке ряд действующих нормативных актов Банка России, затрагивающих вопросы бухгалтерского учета (в частности, многими экспертами отмечалось, что с введением в действие Главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» кассовый метод стал реальной помехой организации эффективного бухгалтерского и налогового учета), формирования резервов по ссудам и прочим операциям и многое другое. Предлагаемые в настоящее время Банком России методы оценки рисков не являются в достаточной степени гибкими и не всегда позволяют вынести адекватное суждение об уровне того или иного риска.

§ 3. Этапы реформирования банковской системы

Реформирование банковской системы предполагается осуществлять в три этапа.

На первом этапе (2002 г.) основными задачами являлись становление развитого рынка корпоративных долговых инструментов, создание важнейших институциональных и правовых предпосылок для снижения рисков, повышения ликвидности, капитализации банковской системы, укрупнения банков.

На этом этапе реализовывались следующие конкретные меры.

В части развития финансовых рынков:

- формировались нормативно-правовая база, обеспечивающая функционирование рынка корпоративных обязательств (отмена налога на эмиссию, ограничения объема эмитированных облигаций величиной собственного капитала, запрета на выпуск облигаций траншами);

- создавались общенациональные рейтинговые агентства, формирующие внутренний рейтинг корпоративных обязательств;

- Банк России начинает реализовал широкий спектр мероприятий, направленных на поддержание ликвидности и повышение привлекательности рынка первоклассных корпоративных обязательств: рефинансирование под залог, операции «репо», кредитные линии крупным андеррайтерам и дилерам;

- Сбербанк РФ частично переориентировал свои активные операции на поддержку рынка корпоративных обязательств, выступает в качестве андеррайтера (при условии эффективного контроля за финансовыми рисками предприятий-эмитентов) и дилера;

- на рынке начинают размещать свои средства Пенсионный и другие внебюджетные фонды.

В части повышения информационной прозрачности заемщиков и участников рынков:

- создавалась система обязательного раскрытия банками информации о заемщиках, формируются кредитные бюро, централизующие данную информацию;

- осуществлялись система мер по повышению публичности деятельности банков (ежеквартальная публикация балансов, отчетов о прибылях и убытках и т.п.).

В части структурных преобразований:

- повышались требования к собственному капиталу банков, к концу периода его минимальная величина должна составлять не менее 50 млн. руб.; это приведет к тому, что к концу периода количество банков может сократиться на 30-40%;

- стимулировался процесс слияний и поглощений (путем предоставления налоговых льгот, в ряде случаев - кредитов Банка России);

- стимулируется формирование широкого слоя финансовых институтов, специализирующихся на долгосрочном инвестировании средств. Речь идет как о добровольной специализации банков, так и о расширении и укреплении слоя паевых инвестиционных фондов, независимых пенсионных фондов и проч. институциональных инвесторов. Создается система централизованного страхования целевых вкладов, направляемых на инвестирование в первоклассные долговые обязательства.

На втором этапе в связи с ожидаемым сокращением валютных поступлений по каналам внешней торговли и пиковыми выплатами по государственному внешнему долгу банковская система может столкнуться с усилением ресурсных ограничений, снижением ликвидности, ухудшением финансового состояния предприятий-заемщиков, ростом нестабильности финансовых рынков.

Эта задача обеспечивается реализацией следующих мер:

- вступает в действие Федеральный закон о гарантировании вкладов;

- банки, не соответствующие требованиям к минимальной величине капитала банков, либо преобразуются в небанковские кредитные организации (в случае удовлетворения необходимым условиям), либо переходят на добровольной основе под управление АРКО, либо ликвидируются;

- в рамках Федерального бюджета выделяются средства на рекапитализацию банковской системы, которые поступают в распоряжение АРКО; АРКО проводит рекапитализацию, реструктуризацию, объединение бизнеса жизнеспособных банков, ликвидирует нежизнеспособные банки;

- для обеспечению эффективности и бесперебойности расчетов, стабильности региональных банков вводится в действие общефедеральная система валовых платежей в режиме реального времени;

- с целью обеспечения бесперебойности расчетов стимулируется деятельность межбанковских клиринговых центров;

- расширяется объем операций Банка России по рефинансированию коммерческих банков и межбанковских клиринговых центров с целью поддержания необходимого уровня их ликвидности.

На третьем этапе (2005-2006 гг.) основной задачей становится возобновление интенсивных реформ в банковской системе. На этом этапе осуществляются следующие меры.

- повышаются требования к минимальной величине капитала и достаточности капитала банков: к концу периода банки по своим показателям достаточности капитала, рассчитанным в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, должны соответствовать требованиям Базельского комитета;

- АРКО завершает реструктуризацию коммерческих банков: К концу периода, государственные пакеты акций банков, успешно прошедших реструктуризацию, реализуются на конкурсной основе; вырученные от продажи средства направляются в бюджет.

- по мере обретения устойчивости рынком корпоративных облигаций и расширения участия в нем новых групп инвесторов (институциональные инвесторы, нерезиденты) Сбербанк РФ переориентируется на операции с другими инструментами (долгосрочные ссуды предприятиям, ипотечные ссуды населению);

- стимулируется страхование кредитных договоров (через снижение налогообложения организаций, осуществляющих такое страхование).

В целом со стороны макроэкономики стабильности банковской системы в ближайшем будущем объективно не угрожает ни новый валютный кризис, ни взрыв инфляции. Наиболее вероятный сценарий развития денежной сферы предполагает постепенное ухудшение торгового сальдо и уменьшение прироста резервов, однако к концу 2005 году они могут достигнуть весьма весомой величины в 58-60 млрд. долларов. Повышение нагрузки на банковскую систему вызвано образованием растущих ножниц между темпами увеличения спроса на деньги и предложения ликвидности. Спрос на деньги, измеряемый показателем денежной массы M2Х, достигнет к концу 2005 году 30% ВВП (20% в 2001 году), а отношение денежной массы M2Х к резервным деньгам, или денежный мультипликатор, отражающий эффективность денежной трансмиссии в экономику, повысится более чем на половину (с 1,7 до 2,1 раз). Несмотря на переход реальных кредитных ставок к положительным значениям, они сблизятся с уровнем нормы прибыли в промышленности, что повысит доступность кредитов.

В условиях интенсивного роста объемов кредитования требования к качеству банковских кредитов существенно повысятся, тем более что доля просроченных кредитов может вырасти. В целом при прогнозируемых параметрах развития банковской системы маловероятно наступление «кризиса плохих долгов», хотя актуальность улучшения качества кредитного портфеля может резко возрасти, особенно для банков, ориентированных на кредитование узкого круга клиентов.

Основную угрозу российским банкам представляют не возможные макроэкономические катаклизмы, а внутренние проблемы менеджмента, снижающаяся доходность операций и кэптивный характер значительного круга крупных банков. Определяющим является вопрос, насколько способен крупный российский бизнес и контролируемые им банки принять новые вызовы, создаваемые открытием российской экономики мировому рынку и исчерпанием после кризисного защитного девальвационного эффекта. И российский бизнес, и банковская система, успешно справившись с валютным кризисом и обратившие себе на пользу резкое сжатие импорта, могут оказаться неспособны к глубокой модернизации производства и предпринимательского поведения, что угрожает стагнацией экономики и ослаблением конкурентных позиций российского бизнеса в мире. Гузнов А.Г. Ближайшие перспективы развития российского банковского законодательства // Законодательство. - 2003. - № 6.

В целом при умеренно-благоприятном сценарии развития экономики и банковской системы ее активы могут к 2006 году достичь 43-46% ВВП, а кредиты экономике - 20-23% ВВП. Журналы «КоммерсантЪ - ДЕНЬГИ» за 2003г. Эти высокие по российским меркам показатели означают, что в среднем отечественный банковский бизнес дорастет до уровня восточноевропейских стран, однако для его конкурентоспособности перед лицом Объединенной Европы необходим дальнейший качественный скачок на рубеже 2006-2007 годов. Возможно, что первым барьером, имеющим большой макроэкономический эффект, станет вопрос значительного повышения доли инвестиционного и потребительского кредитования.

§ 4. Реструктуризация банковской системы в России

Основными проблемами многих российских банков, накопившимися в течение 5-6 лет, являются:

- значительный объем выданных кредитов, которые либо не обслуживаются заемщиками, либо вовсе не могут быть возвращены заемщиками банкам, в результате чего значительный объем банковских активов оказался обесцененным и иммобилизованным;

- тесное переплетение экономических интересов банков и их крупных акционеров, являющихся одновременно клиентами банков и членами их финансово-промышленных групп, в результате чего политика банков проводилась исходя из корпоративных интересов отдельных крупных клиентов и не учитывала интересы частных вкладчиков и других кредиторов;

- низкий профессионализм руководящего звена банков, а в ряде случаев - личная корыстная заинтересованность банковских менеджеров в проведении операций, нарушающих экономические интересы кредиторов и акционеров;

- политизированность мышления и действия высших руководителей некоторых крупных банков, использовавших находящиеся в их распоряжении ресурсы для решения политических целей, выходящих за пределы собственно банковского дела:

- использование некоторыми московскими банками значительных государственных бюджетных средств в качестве ресурсной базы для ускоренного наращивания размеров своего баланса и операций, что привело к чрезмерной зависимости таких банков от состояния государственного бюджета, а также к нерациональному использованию государственных средств.

Банковский кризис в настоящее время имеет следующие внешние проявления:

- отсутствие ресурсов для продолжения кредитования промышленности, в том числе здоровой ее части, что ведет к стагнации производства, падению экспортного потенциала, ухудшению платежного баланса страны, другим негативным экономическим и социальным последствиям;

- остановка межбанковских расчетов, невозможность проведения платежей между клиентами банков, включая платежи в пользу бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов;

- значительное изъятие средств вкладчиков с банковских счетов, что приводит к резкому сокращению ресурсной базы банков, подрывая их и без того нестабильное финансовое состояние;

- резкое снижение уровня доверия ко всей банковской системе и к отдельным банкам - как со стороны самого банковского сообщества, так и со стороны корпоративных клиентов, что привело к остановке межбанковского кредитного рынка, невозможности рационального перераспределения денежных ресурсов в финансовом секторе экономики, а также к масштабному переходу клиентов на обслуживание из одних банков в другие;

- «замораживание» значительных объемов банковских активов в государственных ценных бумагах (как в «рублевых», так и в «валютных»), потеря банками ликвидности, значительные убытки, в результате - снижение суммарного капитала банковской системы практически до нуля;

- аресты корреспондентских счетов российских банков за рубежом, в результате чего уменьшается приток экспортной валютной выручки, банковская систем а лишается последних ликвидных активов, выраженных в иностранной валюте.

Целями реструктуризации банковской системы являются: Фетисов Г.Г. Устойчивость, стабильность, равновесие и надежность банковской системы: понятия и критерии оценки // Законодательство и экономика. - № 8. - август 2004 г.

- выделение жизнеспособного ядра банковской системы, увеличение ее капитала, улучшение качества активов, создание долгосрочной ресурсной базы для банковского обслуживания потребностей реальной экономики;

- выделение и ликвидация неплатежеспособных банков, не имеющих перспектив дальнейшего существования;

- выделение и реформирование крупных неплатежеспособных банков, ликвидация которых принесла бы значительные социальные и экономические издержки;

- восстановление доверия к банкам со стороны частных вкладчиков, корпоративных клиентов и иностранных партнеров,

- восстановление способности банковской системы проводить расчеты;

- защита вкладов населения, размещенных в банках;

- недопущение утраты банковских технологий и имущественных комплексов, которые могут быть использованы для ведения конкурентоспособной банковской деятельности в средне срочной перспективе;

- отстранение неспособного к конструктивной работе банковского управленческого персонала, его замена на профессиональных банковских менеджеров, добросовестно защищающих интересы всех кредиторов и акционеров банка;

- привлечение к участию в капиталах банков новых собственников, в том числе иностранных инвесторов;

- восстановление нормального функционирования финансовых рынков, валютного, ценных бумаг, производных финансовых инструментов, межбанковского кредитного рынка.

Заключение

Развитие современной банковской индустрии в России на протяжении десятилетнего периода ее существования происходило в отсутствие какой-либо концепции, принятой государством и поддержанной экономическим сообществом. В какой-то мере это было оправдано - на этом длительном, сложном этапе, полным противоречий и ошибок, трудно было определить осмысленную стратегию развития банковской отрасли.

В России далеко не худший банковский сектор, особенно с точки зрения открытости и корпоративного управления. Россия имеет хороший платежный баланс, растут золотовалютные резервы, наблюдается экономический рост. Но, тем не менее, банковская реформа нужна, так как банки не выполняют свою важнейшую функцию - инструмента экономического роста. Создание эффективного механизма аккумуляции денежных средств и их размещения - вот, что должна сделать реформа.

Существует фактор неравномерного развития банковской системы, проблема конкуренции между крупными банками - государственными и частными. Государственные банки имеют огромные преимущества, они аккумулируют до 40% всех активов банковской системы. Это большая концентрация.

Следующая проблема заключается в том, что государственные банки тесно связаны с государственными организациями и многие крупные российские экспортеры вынуждены работать с этими банками. Считаю, что государственные организации могут работать со всеми банками, не только с государственными.

Иностранных инвесторов сложно рассматривать как источник роста. В прошлом году Россия получила 1% от общего объема зарубежных инвестиций, осуществленных в мире. Это говорит о том, что необходимо рассчитывать только на внутренние ресурсы».

В этой связи фундаментальное значение имеет эффективность банковской системы как аккумулятора и эффективного дистрибьютора денежных средств в экономике.

Активные банковские операции - это операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы в целях получения необходимого дохода и обеспечения своей ликвидности.

Сложились различные точки зрения по классификации активных операций, такие авторы как Букато В.И., Львова Ю.И., Полякова В.П. и Московкиной Л.А. включают в активные операции: кассовые, кредитные, инвестиционные и прочие операции, так как эти операции являются наиболее распространенными видами активных операций банков.

Основным видом активных операций коммерческого банка стало кредитование. Причем чрезвычайно вырос удельный вес краткосрочных кредитов. Во многом это объясняется высоким уровнем риска и неопределенностью в условиях кризиса.

Кредиты, предоставляемые коммерческими банками можно классифицировать по ряду признаков (по срокам, по видам обеспечения, по размерам и т.д.).

В структуре активов российских коммерческих банков доминирующее положение занимают две основные статьи: кредиты экономике и вложения в государственные ценные бумаги. Кроме того, значительная часть активов представлена межбанковскими ссудами.

В последнее время коммерческие банки столкнулись с резким обострением конкуренции со стороны многочисленных специализированных кредитных учреждений, а также крупнейших промышленных корпораций, создавших собственные финансовые компании. Обострению конкуренции способствовало смягчение прямых правительственных ограничений («дерегулирование») в кредитной сфере. Конкуренция стимулирует поиск банками новых областей деятельности, привлечение ими дополнительных клиентов, которым предлагаются новые виды услуг. Особое распространение получили операции «своп».

Российские коммерческие банки не достигли еще уровня проведения активных операций зарубежными банками, но чтобы повысить уровень использования активных операций коммерческих банков России можно использовать опыт зарубежных стран, но при этом извлекать из него только самое позитивное, то, что применимо к нашим условиям.

Таким образом, коммерческие банки по-прежнему остаются центром финансовой системы, сосредотачивая вклады правительства, деловых кругов и миллионов частных лиц. Через активные операции коммерческие банки открывают доступ к своим фондам различного рода заемщикам: частным лицам, компаниям и правительству. Банковские операции облегчают движение товаров и услуг от производителей к потребителям, так и финансовую деятельность правительства. Они предоставляют долю средств обращения, а сами выступают как средство регулирования количества денег в обращении. Активные операции наглядно свидетельствуют о том, что национальная система коммерческих банков играет важную роль в функционировании экономики.

Возможность системы коммерческих банков осуществлять свою деятельность умело и в полном соответствии с нуждами и экономическими целями государства во многом зависят от эффективности управления ее. Управление любой организованной деятельность должно быть квалифицированным, и операции коммерческих банков не составляют исключения. И если мы хотим, чтобы банковская система была устойчивой растущей, легко приспосабливавшейся и способной удовлетворять потребности общества, коммерческие банки должны осуществлять свои операции соблюдая необходимую осторожность.

Список использованной источников литературы

1. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Вестник Банка России. -31 июля 2002 г. - №43.

2. Федеральный закон от 19 июня 2001 г. N 81-ФЗ «О внесении дополнений в статью 73 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 25 июня 2001 г. - №26. - Ст. 2585.

3. Алескеров С. И. Банковское законодательство Российской Федерации. Сборник федерального законодательства по банковскому праву - М.: Экономика. - 2001 г.

4. Алимова Т.Д. Банковская система Российской Федерации: проблемы становления // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер.5. Экономика. - 1996. - N 4. - С.21-25.

5. Балабанова И. Т. Банки и банковское дело: Учебник. - СПб.: Питер: 2002 г.

6. Братко А.Г. Банковское право России. - М.: Юридическая литература. - 2003.

7. Гузнов А.Г. Ближайшие перспективы развития российского банковского законодательства // Законодательство. - 2003. - № 6.

8. Дубов И.А. Правовой статус кредитной организации // Законодательство. - 1998. - №2.

9. Ерпылева Н.Ю. Банковское право России: современные проблемы // Гражданин и право. - №1, 2. - январь, февраль 2002 г.

10. Комментарий к Закону «О банках и банковской деятельности» / Под ред. Фоминой О.Е. - М.: Фонд «Правовая культура». - 2002.

11. Лаврушин О.И. Перспективы развития банковского законодательства / Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации ФС РФ. - 2001 . - с. 31.

2. Макаренко Е. Основы взаимодействия банков и страховых компаний // Финансовая газета. Региональный выпуск. - №40. - октябрь 2001 г. - с.19.

13. Пастушенко Е. Правовое значение официальных разъяснений Банка России // Российская юстиция. - №11. - ноябрь 2001 г.

13. Фетисов Г.Г. Устойчивость, стабильность, равновесие и надежность банковской системы: понятия и критерии оценки // Законодательство и экономика. - № 8. - август 2004 г.

14. Фетисов Г.Г. Экономическое и организационно-правовое обеспечение устойчивости банковской системы // Адвокат. - №9. - сентябрь 2002 г. - с.21.

15. Коммерческий банк в современной России: теория и практика/ А.В. Молчанов. - М.: Финансы и статистика, 2003г.

16. Деньги, кредит, банки. Учеб. / Под ред. О. И. Лаврушина М., Финансы и Статистика, 2001 г., ISBN 5-279.

17. Банковский бюллетень, Москва, Агентство банковской информации еженедельника «Экономика и жизнь», №2, 2000 г.

18. Коммерсант, Москва, Аналитический еженедельник Издательского дома «Ь», №1, 2000 г.

19. «Бизнес и банки», Москва, Банковская газета, №2, 2000 г.

20. «Бизнес и банки», Москва, Банковская газета, №12, 1998 г.

21. «Деньги и кредит», Москва, издательство «Финансы и статистика», NI, 1998 г.

22. «Банковский журнал», Москва, №10, 1999 г.

23. Журналы «КоммерсантЪ - ДЕНЬГИ» за 2003г.

24. Журналы «Профиль» за 2004 г.

25. Жарковская, Е.П. Банковское дело: Учеб. для вузов / Е.П. Жарковская. - М. : Омега-Л: Высш. шк., 2003. - 440 с.

26. Вестник банка России. № 70 (795) от 16 декабря 2004 года

26. Вестник банка России. № 45 (843) от 24 августа 2005 года.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.