бесплатно рефераты
 

Диссертация: Торговые пассажи, теория и практика строительства

труда обусловили в XVII веке значительный рост населения русских городов и,

следовательно, более интенсивное по сравнению с предыдущим периодом развитие

внутренней торговли. Происходит децентрализации торговли, появляются торговые

места в других частях городов, в ряде случаев складывается несколько торговых

зон. Параллельно формируются и самостоятельные оптовой торговли – комплексы

товарных складов («магазейнов»), расположенных обычно вблизи транспортных

путей.

Все это требует появления новых архитектурных и планировочных решений. Во второй

половине XVIII – начале XIX века происходит грандиозная по своим масштабам

градостроительная деятельность, направленная на переустройство старых и

создание новых русских городов. Анализ регулярных планов городов этого периода

показывает, что применялись различные схемы планировок торговой части. В одних

городах торг проектируется в зоне административно-общественного центра,

в других он составляет самостоятельный планировочный узел. При

застройке могли использоваться здания различного типа. Можно выделить три

основных типа торговых зданий (схема 1) по их функциональному

назначению:

— здания для розничной торговли. Сюда относятся обывательские дома с лавками

и торговые ряды;

— здания для розничной и оптовой торговли. К этому типу принадлежат торговые

ряды и торговые дворы, а также склады с многочастной внутренней планировкой;

— здания для оптовой торговли. К ним, помимо торговых дворов, в основном

относятся склады с различной внутренней планировкой (многочастной и зальной).

Наряду с широко распространенными торговыми рядами появляется новый

специфический тип торговых зданий – пассажи, где торговые ряды образовывали

внутреннею крытую галерею с верхним светом. Причем зачастую в Европе с

наружной стороны пассажи обстраивали открытой галереей торговых рядов.

В Европе первые пассажи появились в Париже: галереи де Бос (1788), пассажи

Фейдо (1791) и Каир (1799). Но особенное распространение в Европе

рассматриваемый тип зданий получил в 20-30-е годы XIX века, когда пассажи

были построены в городах Франции, Англии, Бельгии, Германии, Италии. В

отличие от европейских, русские пассажи впервые появились не в городах и были

вызваны не условиями городской жизни, а на ведущих ярмарках страны, в зоне

наибольшего сосредоточения торговли, где ограничений в размерах торговых

зданий не имелось, так как они размещались на больших открытых площадках, а

требовалась необходимая защита от непогоды.

Впервые пассаж был применен на Коренной ярмарке под Курском (рис. 1), у

монастыря Коренная пустынь, второй по значению ярмарки России после

Макарьевской. Проект был выполнен Дж. Кваренги в 1783 году, а строительство

было закончено в 1812 году. Пассаж сохранял торговое значение до 1878 года, до

перевода ярмарки в Курск. В основе планировки пассажа лежала структура

традиционного гостиного двора – замкнутого прямоугольника, в котором три

стороны составляли пассажные линии, а четвертая, выходившая на главную торговую

площадь, представляла двухэтажные торговые ряды с открытыми галереями и зданием

биржи посередине. Интерес представляет архитектурное построение самого пассажа.

Вдоль центральной линии, имеющей одинаковые размеры по ширине и высоте (около

6,5 м), группировались два ряда небольших ячеек-лавок размером 3х6 метров. При

этом во внешнее и внутреннее пространство ярмарки пассажи были обращены

глухими фасадами и лишь в последствии к внешней стороне были пристроены ряды

лавок. Освещение торговой линии, как и самих лавок, осуществлялось окнами,

располагавшимися в боковых стенах повышенной центральной части. На Коренной

ярмарке Кваренги впервые предпринял попытку ограниченного включения пассажа в

архитектурно-планировочное построение гостиного двора, отведя ему

дополнительную роль в общей композиции и не нарушая традиционных функциональных

основ ярмарочной торговли.

Еще более грандиозный проект гостиного двора-пассажа был создан Дж. Кваренги для

знаменитой Макарьевской ярмарки в 1799 году (рис. 2). Пассажная линия

протянулась вдоль главного корпуса более чем на 850 метров. В этом проекте

Кваренги объединил приемы построения пассажа и торговых рядов, чем заложил

принцип объединения пассажа с другими типами и элементами торговых зданий.

Если в пассажах на Коренной ярмарке каменные фасады представляли глухие

плоскости, то здесь пассаж был заключен со всех сторон рядами торговых лавок с

открытыми галереями. Также был разработан прием более гибкого использования

торгового пространства между пассажем и галереей: архитектор не делил

большие изолированные лавки каменными стенами, а сохранил лишь основные

внутренние опоры, что позволяло бы купцам иметь лавки различной площади, в

зависимости от характера и количества товара. Важной особенностью проекта было

наличие трех торговых этажей, что безусловно отражало значение здания, как

главного архитектурного акцента в панораме низкого волжского левобережья и

Макарьевского монастыря. Однако, в связи с изменением источника финансирования,

проекту не дано было осуществиться. Проект же 1804 года вобрал в себя многое от

своего несостоявшегося предшественника. Главное место в новом плане

Макарьевской ярмарки также отводилось пассажу длинной 125 метров. Здесь уже

были предусмотрены не только торговые, но и складские, жилые и конторские

помещения.

Группа пассажей на Коренной и Макарьевской ярмарках показывает развитие нового

типа здания по пути усложнения его пространственного построения за счет

объединения с торговыми рядами. Русские пассажи не имели прямых аналогов с

европейскими постройками: пассажи того времени в Париже были деревянными и

представляли собой узкие крытые галереи.

В первой трети XIX века пассажи становятся очень популярными в Европе. Новинки

моды нашли свое отражение в России в виде двух галерей в Москве и в Петербурге.

Если в пассажах XVIII - начала XIX века доминировала торговая утилитарная

функция и это отражало ярмарочный характер торговли, которая продолжалась 1-2

месяца, а в остальное время пассажи пустовали, то в городской среде важной

чертой стало их объединение с различными общественными залами, кафе. Пассажи

стали служить не только местом торговли, но и местом развлечений. Так стал

формироваться принцип многофункциональности пассажей. К тому же

появившееся в Париже торговые линии пассажей Панорамы (1824) и Жофрей и Вердо

(1835), общая протяженность которых достигла 400 метров, дали новый пример

организации не только внутриквартального пространства, но и объединения

нескольких кварталов единой торговой галереей. Данные пассажи проходили через

три квартала и даже пересекали широкий бульвар Монмартра, но это не являлось

препятствием для их функционирования. Эти примеры сыграли роль образцов и

предопределили появление новый русских пассажей.

Первым столичным торговым зданием возведенным по типу пассажа была

Галицынская галерея по проекту архитектора М.Д. Быковкого в 1842 году. Она

заняла место переулка, продолжавшего улицу Софийку и имела одну торговую

линию и трехчастное построение: два объема, выходившие на улицу были

трехэтажными, а основной пассаж – двухэтажным. Протяженное (75 метров)

пространство пассажа служило не только местом торговли, но и для общения,

встреч, гуляний. В 1848 году в Петербурге также появляется пассаж,

возведенный графом Я.Э. Стенбок-Фермором между Невским проспектом и

Михаловской площадью, напротив Гостиного двора. Для этого он купил два

смежных участка, где собирался построить крытую проходную галерею наподобие

Лондонских и Парижских пассажей. В новом пассаже длинной около 180 метров

предполагалось разместить зимний сад и театральный зал, на первом этаже и в

подвале должны были быть магазины, на втором этаже – служебные помещения, а

на третьем – квартиры. В 1846 году проект был утвержден с некоторыми

изменениями: были отменены зимний сад и подвальное расположение магазинов, а

театральный зал был заменен на концертный. Петербургский пассаж показывает

пример наиболее сложного для своего времени как по пространственному, прежде

всего по высотному построению, так и в функциональном отношении торгового

здания.

Таким образом, в период классицизма наряду со строительством традиционных

торговых рядов начали возводиться специфические торговые сооружения – пассажи.

В это же время выявилась и тенденция их развития, выраженная в двух

направлениях: усложнения внутренней планировочной структуры, при этом

особое внимание уделялось архитектурному оформлению интерьеров самих пассажей,

и объединения торговых линий с помещениями культурно-развлекательного,

административного и жилого назначения, что существенно повысило их

общественную значимость в структуре города. Пассажи конца XVIII – средины

XIX века – важный этап в становлении и развитии этого типа зданий,

предшествующий их широкому строительству в капиталистический период.

Новый период в концепции развития пассажей пришел вместе с

промышленной революцией, принесшей в строительство железо и стекло.

Новаторски мыслившие архитекторы начали приспосабливать конструкции из стекла

для создания больших, хорошо освещенных и в то же время вполне экономичных

интерьеров. В 1828 году Уорен и Баклин спроектировали «Аркады», трехэтажные

торговые галереи в городе Провиденсе, штат Род-Айленд. По мере того как в

середине XIX века стеклянные пространства увеличивались в размерах, архитекторы

все чаще обстраивали их обычными зданиями.

Развитие транспорта способствовало интеграции культур, Европа заново открывает

для себя восток, что не могло не сказаться и в архитектуре. Идея восточного

базара, фактически прародительница современного пассажа, подталкивает

архитекторов к идеи крытых торговых улиц. Так в 1867 году Д. Менчони создает

галереи Виктора Эммануила в Милане (рис. 3), которые сочетают в себе и

идею восточного крытого базара, и образ зданий всемирных выставок. Сооружение

пассажей и променадов в торговых центрах достигло наивысшей точки в здании

ГУМа, архитектор А.Н. Померанцев, в Москве в 1889-1893 годах.

1.2. Функциональные и пространственные характеристики внутренней среды

Функциональная организация пассажей достаточно подробно изучена в современной

типологии, ее проблемам посвящено значительное количество работ. В

большинстве из них подчеркивается, что важнейшим функциональным и

композиционным элементом построения внутренней среды является общественное

пространство. По степени связи с внешней средой оно интерпретируется как

замкнутое или открытое, по форме — протяженное. Общественное пространство

позволяет в той или иной мере создать специфическую эмоциональную среду,

способствующую интенсификации общественно-торговой деятельности,

возникновению контактов посетителей, обеспечению условий для отдыха и

развлечений.

Приводится, например, следующие функции общественного пространства в

построении целостного интерьера: объединение помещений, выделение зон,

ориентация посетителей, обеспечения резерва развития. Один из вариантов

общественного пространства — пассаж.

В ряде работ исследователи, отмечая идентичность характера основных

процессов, протекающих в различных предприятиях пассажей, объединяют их в

автономные системы — функциональные зоны. Так торгово-промышленная зона

предназначена для обслуживания посетителей, организации досуга, информации и

развлечений; хозяйственная — для производственных и вспомогательных

процессов, связанных с торговлей и обслуживанием; транспортная — для доставки

и разгрузки товаров, а так же подъезда посетителей. Причем зачастую подземные

помещения используются под вспомогательные и транспортные функции, а

надземные под обслуживающие, развлекательные и деловые, хотя такое деление

отнюдь не обязательно, и современные проекты подтверждают это (торгово-

развлекательный центр на Манежной площади).

В процессе развития моделей пассажей происходит постепенная дифференциация

функциональных зон по уровням, что способствует превращению вертикальных

коммуникаций в важнейший элемент взаимосвязи между зонами .

Однако, на современном этапе проектирования пассажей принцип функционального

зонирования существенно изменяется, приобретая «пространственный» характер.

Крупные структурные композиции часто включают в себя целые фрагменты

городской среды, превращая их в один или несколько своих уровней. Благодаря

совершенствованию технологий стало возможной организация на одном уровне и

даже в одном и том же пространстве процессов, протекающих в различных

функциональных зонах. Повышается интенсивность использования территории

пассажей и прилегающих комплексов, увеличивается число предприятий,

совершенствуется предметно-пространственная среда, развиваются формы

попутного обслуживания и т.д. При этом наряду с ростом значимости

коммуникационных систем непрерывно продолжается процесс сокращения

вспомогательных и обслуживающих помещений.

Отмечается, в частности, что с укрупнением предприятий торговли, входящих в

состав пассажей, наметилась тенденция к изменению пропорций между торговыми

площадями и складскими помещениями в направлении увеличения первых и

сокращения вторых (более подробно этот вопрос рассмотрен в главе по технико-

экономическому обоснованию), что позволит значительно увеличить пропускную

способность объектов. Необходимым условием перспективного планирования

становится обеспечения возможности вариантности торговых площадей самого

пассажа и увеличения торговых залов, примыкающих комплексов, без значительной

реконструкции.

Необходимо отметить ряд аспектов, связанных с принципом гибкого планирования,

цель которого универсальное использование помещений пассажей (табл. 1).

Во-первых, изменение в технологии. Совершенствование технологического процесса,

позволяющего использовать механизацию и повысить уровень комфорта обслуживания,

требует новой функциональной организации сооружений, рабочих площадей и других

помещений (табл. 2). Исходя из этого, многие объекты пассажа

целесообразно проектировать на основе универсальной конструктивной системы с

укрепленной сеткой опор с целью создания пространств, меняющих во времени свои

функции и параметры. Свободную планировку при укрупненной сетке колон широко

применяют в отечественной практике строительства. Для расчленения внутренних

пространств используют стационарные и раздвижные перегородки, ширмы-экраны,

мебель и торговое оборудование.

Совершенствование конструктивной системы может идти по нескольким

направлениям: введение укрупненной сетки колонн с равными габаритами (до

12х12 м); устройство трансформирующейся сетки колонн (сдвижка рядов колонн

между собой); устройство конструкций, позволяющих устраивать различные по

размерам участки перекрытий и отступы от наружного ограждения от линии колонн

общественных пространств и коммуникационных узлов (ферм, стержневых систем,

оболочек), внедрение более эффективных материалов. Надо заметить, что именно

последнее предопределило развитие и популяризацию пассажей еще на рубеже

веков. Попытки следования великолепию дворцов привели к использованию вновь

появившихся тогда материалов: фантастические композиции из стекла и железа

стали обрамляться внешней железной оболочкой.

Вторым важным аспектом в развитии гибкой планировки является моральный износ

отдельных элементов конструктивно-планировочного решения. К ним относятся

торговые залы, складские помещения, а также бытовые и административные,

которые служат ограниченный срок и, следовательно, должны допускать быструю и

экономически эффективную реконструкцию.

Одним из средств повышения универсальности торговых сооружений является

объединение в блоки их наиболее долговременных элементов: конструкций

каркаса, покрытий, инженерного оборудования, и размещения этих блоков в плане

так, чтобы при возможных трансформациях не потребовалась их реконструкция.

Организация специализированных предприятий в структуре пассажа позволяет

значительно расширить ассортимент товаров внутри определенной товарной

группы, что ведет к увеличению товарооборота, повышению комфорта

обслуживания, появлению специфической атмосферы в пассаже, существенно

повышающей его привлекательность для посетителей.

Применение новых технологий ведет к переменам, касающимся основ организации

каждой из функциональных зон. Необходим поиск такого пространственного

решения, которое способствует уравновешиванию потоков посетителей на разных

уровнях, усилению дефференциации между устройствами внутри пассажа,

обслуживающими пассажирский и грузовой транспорт.

Наиболее значительные перемены в функциональной организации крупных пассажей

были вызваны качественным развитием центральных общественных пространств. Рост

архитектурно-композиционного значения единого внутреннего пространства

способствовал выделению торгово-пешеходной зоны как ядра всей структуры, вокруг

которого формируются все остальные зоны. Поэтому можно говорить о

всевозрастающей роли пассажа не как самостоятельного торгового объекта,

а в связи с целыми торговыми и обслуживающими комплексами. Иными словами,

возникла необходимость рассмотрения подобных комплексов как сложных целостных

систем. Пассаж становится, с одной стороны, связующим остовом для

многофункциональных деловых и общественно-торговых центров, с другой стороны,

пассаж используют при проектировании пешеходных зон, с третьей стороны, именно

в нашей стране, пассаж нашел свое применение в строительстве "малых пассажей",

чему примером могут служить различные объекты, в т.ч. на территории бывшей

ВДНХ.

Основными структурообразующими элементами современных крупных пассажей можно

назвать три подсистемы:

— пространственно-коммуникационный остов (общая пешеходная зона);

— функциональная ткань (предприятия);

— система обеспечивающих коммуникаций, куда входят пешеходные пути,

общественный надземный и подземный транспорт.

Это позволяет достаточно четко представить структуру пассажа как системы, не

оставляя без внимания основные связи, организующие эту систему. Выделенные

три элемента будут в дальнейшем приняты за основу для анализа архитектурно-

композиционных вопросов.

Главной системообразующей связью крупного городского пассажа является

функционально-пространственное единство связанных с ним объектов, которое в

свою очередь обусловлено внутренними и внешними связями.

Внутренние факторы определяют целостность объекта, как организма, и гармонию

этой целостности. Внешние же факторы выражают связи объекта с окружением и

гармонизацию этих связей.

Методы системного подхода позволяют учесть взаимодействие этих факторов и

представить пространственную структуру крупного городского пассажа как

динамическое равновесие между внутренних факторами, определяющими связанность

целого, и внешними факторами, ограничивающими его. Взаимодействие факторов

осуществляется на основе вполне определенных качеств пространства: масштаба,

величины, формы, членений, пластики, цвета, расположения элементов и т.д.

В результате можно предположить следующее. Определение зависимостей между

функциональными требованиями и пространственными характеристиками внутренней

среды, и затем анализ найденных связей в зависимости от градостроительной

ситуации позволит выделить доминирующую систему формирования пространственной

структуры пассажа в целом как единства пространственных зон.

Для применения изложенной методики в конкретных исследованиях и

проектировании необходимо иметь ввиду два обстоятельства, существенных в

формировании внутреннего пространства пассажа и связанных с ним комплексов.

Во-первых, традиционная индивидуальность внешних факторов. Требования,

предъявляемые им к архитектурной среде объекта в целом, сугубо специфичны из-

за большого разнообразия частных случаев (особенности города, характер

участка, окружающая застройка, традиции региона и т.д.).

Во-вторых, стабильная универсальность внутренних факторов. Требования этой

группы в основном могут быть описаны стереотипами (например, поведения людей

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.