бесплатно рефераты
 

Шпора: Шпаргалка по административному праву

административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к

административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие

значение для правильного разрешения дела.

Источники доказательств:

А) протокол об административном правонарушении; Б) иные протоколы,

предусмотренные КоАП РФ; В) объяснение лица, в отношении которого ведется

производство по делу об административном правонарушении; Г) показания

потерпевшего; Д) показания свидетелей; Е) заключения эксперта; Ж) иные

документы; З) показания специальных технических средств;

И) вещественные доказательства.

Протокол об административном правонарушении должен содержать: дату и место

составления; должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол;

сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном

правонарушении (ФИО); адрес места жительства, ФИО, адреса места жительства

свидетелей и потерпевших; место, время совершения и события административного

правонарушения; статью КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающую

ответственность за данное административное правонарушение; объяснение

физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении

которых возбуждено дело; запись о разъяснении лицу, в отношении которого

составлен протокол об административном правонарушении, его прав и

обязанностей; иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Экспертиза – исследование, назначаемое судьей, органом, должностным лицом, в

производстве которых находится дело об административном правонарушении, на

основании определения в случаях необходимости специальных познаний в науке,

технике, искусстве или ремесле.

Под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении

понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в

том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения,

сохранившие на себе его следы.

Документы признаются доказательствами, если сведения , изложенные или

удостоверенные в низ организациями, их объединениями, должностными лицами и

гражданами, имеют значение для производства по делу об административном

правонарушении.

52. Участники производства по делам об административных нарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях складывается из

действий ряда органов и лиц. Важную роль в этой деятельности играют

государственные и общественные органы, их должностные лица, которые

уполномочены принимать предусмотренные законом меры по выявлению и

предупреждению административных проступков, применению и исполнению

взысканий. В производстве действуют и другие участники: одни защищают свои

интересы, другие привлекаются лишь при производстве отдельных процессуальных

действий, содействуют производству. Всех субъектов производства можно

разделить на несколько групп.

1. Компетентные органы и должностные лица, наделенные правим

принимать властные акты, составлять правовые документы, определяющие движение

и судьбу дела (лидирующие субъекты).

2. Субъекты, имеющие личный интерес в деле: лицо, привлекаемое к

ответственности, потерпевший и их законные представители (родители,

усыновители, опекуны, попечители, руководители, адвокаты). В отличие от

субъектов первой группы, никто из представителей данной группы не пользуется

властными полномочиями.

3. Лица и органы, содействующие осуществлению производства:

свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, понятые. Одни из них

(свидетели, эксперты) сообщают данные полномочному органу или должностному

лицу, другие (переводчики, понятые) нужны для закрепления доказательств либо

обеспечения необходимых условий административного производства.

Важные новеллы не только для таможенного, но и всего административного права

содержит глава 42 (ст. 316—319) и ст. 451 ТК РФ, закрепляющие правила отводов

отдельных субъектов.

Должностное лицо таможенного органа не может вести производство, если:

— оно ранее участвовало в нем в качестве свидетеля, эксперта,

специалиста, законного представителя лица, привлекаемого к ответственности;

— оно является родственником лица, привлекаемого к ответственности, а

также свидетеля, эксперта, ревизора, специалиста, которые ранее участвовали в

производстве;

— если имеются другие обстоятельства, дающие основания полагать, что

оно лично заинтересовано в исходе дела.

Эксперт, ревизор, специалист не могут участвовать в производстве, если они

являются родственниками лица, привлекаемого к ответственности, его адвоката

или представителя, должностного лица, ведущего производство, если имеются

иные обстоятельства, дающие основание думать об их личной заинтересованности

в исходе дела, а также если обнаружилась их некомпетентность.

В ч. 2 ст. 451 ТК РФ сказано, что должностное лицо, судья не могут вести

производство по делу о посягательстве на нормальную деятельность таможенных

органов, а эксперт, ревизор, специалист не могут участвовать в производстве,

если одно из этих лиц является потерпевшим или его родственником.

Таким образом, наличие обстоятельств, позволяющих считать, что должностное

лицо, ведущее дело, эксперт, ревизор, специалист лично заинтересованы в

результатах дела, что они могут быть необъективными в своих выводах,

исключает возможность их участия в производстве в таком качестве (лидирующего

субъекта, эксперта, ревизора). Статьей 317 ТК РФ также предусмотрены

обстоятельства, при которых в деле не должен участвовать конкретный адвокат

или представитель лица.

В названных выше случаях должностное лицо таможенного органа обязано заявить

самоотвод. Лицо, привлекаемое к ответственности, его адвокат или

представитель вправе заявить отвод должностному лицу таможенного органа,

ведущему дело, эксперту, ревизору, специалисту.

Вопрос о возможности участия в деле эксперта, ревизора, специалиста,

адвоката, представителя лица, привлекаемого к ответственности, решает

должностное лицо, ведущее дело.

54. Подведомственность дел об административных нарушениях

В производстве по делам об административных нарушениях участвует огромное

число различных органов, их представителей, которые наделены властными

полномочиями и вправе совершать действия, определяющие движение дел. Такое

положение объясняется, во-первых, разнообразием и спецификой многочисленных

отраслей исполнительно-распорядительной деятельности и существующих в них

отношений, и чтобы квалифицированно заниматься делами об административных

нарушениях, нужно обладать специальными знаниями, быть компетентным в данной

области. А во-вторых, множественность субъектов властных полномочий создает

условия для оперативного и экономного производства, поскольку чаще всего его

ведут органы, должностные лица, представители общественности, которые

систематически осуществляют контроль за соблюдением соответствующих правил.

Для научной организации исследуемой юрисдикционной деятельности имеет большое

значение четкое определение того, какой субъект власти какими делами ведает,

кто какие дела оформляет, рассматривает, исполняет. Правильное решение

вопросов подведомственности — необходимое условие квалифицированного,

оперативного разрешения дел об административных деликтах. Подведомственность

неразрывно связана с компетенцией. В то же время подведомственность — это

определенная, регулируемая правом связь двух сторон правоотношения: той,

которая ведает, решает, и той, которая подведомственна, зависима. Ведать

делами — значит решать вопросы в отношении определенных индивидуальных и

коллективных субъектов права. Для лидирующих субъектов подведомственность —

это компонент их компетенции, который связывает их полномочия с определенными

объектами властного воздействия, определяет их предметные, территориальные

границы. А для другой стороны властного правоотношения подведомственность

означает ее правовую зависимость от того, кто ведает делами.

Необходимо различать подведомственность организаций как их постоянную,

линейную подчиненность и подведомственность дел как обязанность подчиняться

по определенным вопросам, делам. Подведомственность дел может быть основана

на линейной и функциональной власти (подчиненности). Так, подведомственность

дел о дисциплинарных проступках базируется на линейной власти руководителя и

соответственно линейной подчиненности работника, студента, военнослужащего, а

подведомственность дел об административных нарушениях (как и все

административное принуждение) является проявлением функциональной власти

(подчиненности).

В производстве по делам об административных нарушениях очень часто одни

органы (должностные лица) вправе расследовать дела, другие — рассматривать их

и принимать постановления, третьи — рассматривать жалобы на постановления.

Для административного процесса актуален вопрос о постадийной

подведомственности дел (кто дело расследует, кто принимает постановление и

т.д.) и даже подведомственности при совершении отдельных действий (кто

предоставляет отсрочку исполнения постановления, составляет протокол и т.

п.).

При определении подведомственности дел о проступках нужно помнить

существование разных уровней подведомственности и порядок последовательного

их выявления.

В гл. 16 КоАП, ст. 290, 297, 449 и др. ТК РФ, в иных актах решается вопрос о

видовой подведомственности проступков. Она закрепляется юридическими нормами,

в которых сказано, какой вид государственных органов занимается такими

делами. Постановления по этим делам выносят, жалобы рассматривают,

постановления исполняют органы исполнительной власти, суды (судьи, судебные

исполнители), а также арбитражные суды. Видовая подведомственность

закрепляется чаще всего однозначно (дела рассматривает ОВД, дела

рассматривает судья), иногда — альтернативно (гражданин вправе обжаловать

постановление таможенного органа в вышестоящий таможенный орган или в суд, а

значит, жалобу вправе рассматривать либо первый, либо второй орган

государственной власти).

Решив вопрос о видовой, нужно разобраться с территориальной

подведомственностью. То есть, нужно выяснить, какой конкретно орган

исполнительной власти данного вида, какой суд (судья) должен заниматься

делом. Эти правила установлены ст. 297, 358, 370 ТК; ст. 256 КоАП и

некоторыми иными нормами. По общему правилу дело расследуется,

рассматривается по месту совершения нарушения. Дело о нарушении таможенных

правил рассматривается таможенным органом, должностное лицо которого

занималось расследованием. А в какой суд может обратиться с жалобой

гражданин? По общему правилу — по месту жительства гражданина. Но в ч. 2 ст.

370 ТК так определена территориальная подведомственность: суд по месту

нахождения таможенного органа, наложившего взыскание.

Следующий уровень подведомственности — должностная. Правила должностной

подведомственности определяют, кто в государственном органе должен заниматься

делом. В системе ОВД такая подведомственность регламентирована частично ст. 203

КоАП. Право рассматривать дела о нарушении таможенных правил ст. 359 ТК

предоставлено начальникам таможенных органов и их заместителям. 53.

Сроки в производстве по делам об административных нарушениях

Производство, как и всякая деятельность, осуществляется во времени, всегда

имеет определенные временные рамки. Важным его принципом является

оперативность: дела должны решаться быстро, в возможно более сжатые сроки.

Для чего нужна оперативность? Во-первых, быстрая реакция на нарушения,

своевременное применение мер воздействия имеет большое воспитательное

значение как для самих нарушителей, так и для окружающих. Запоздалое

наложение взыскания за деяния, социальное значение которых за давностью

осознается не так отчетливо, менее эффективно. Во-вторых, по каждому делу

необходимо выявить объективную истину, сравнительная простота большинства дел

об административных нарушениях позволяет сделать это быстро. А со временем

собирать доказательства будет труднее, некоторые из них могут быть утрачены.

В-третьих, недопустима продолжительная неопределенность в существовании

возможности наложения административного взыскания на лицо.

Оперативность производства обеспечивается законодательным закреплением сроков

совершения процессуальных действий. Как правило, они небольшие.

Юридический срок — это определенный нормативным актом отрезок времени,

исчисляемый по заранее установленным правилам. Время не зависит от воли

людей. Но законодатель не только закрепляет размеры сроков, но и

устанавливает правила их подсчета, ставит их исчисление в зависимость от тех

или иных фактов.

Во-первых, нужно знать размер срока. В большинстве случаев нормами права

определены отрезки времени, в течение которых действия должны быть

произведены (3 часа, 10 дней, 2 месяца и т. д.). Хотя и редко, но в

нормативных актах встречаются и неопределенные сроки. Например, в ст. 238

КоАП сказано, что доставление правонарушителя в милицию, штаб добровольной

народной дружины «должно быть произведено в возможно короткий срок». Время

принудительного воздействия в одних случаях исчисляется часами или сутками, а

в других — днями или месяцами. Поэтому если гражданин подвергнут

исправительным работам на один месяц 1 февраля, то у него время отбывания

взыскания будет на три дня меньше, чем у гражданина, подвергнутого такому же

взысканию 1 июля.

Во-вторых, очень важно знать, с какого момента течет срок. Законодатель

связывает его начало с каким-нибудь юридическим фактом, чаще всего с

определенным действием. Например, совершение процессуальных действий

уполномоченными должностными лицами (составление протокола, вынесение

постановления и т. д.), лицами, привлекаемыми к ответственности (подача

жалобы, уплата штрафа и т. д.). В ряде случаев начало срока связывается с

какими-либо техническими обстоятельствами: получением протокола (ст. 257),

поступлением жалобы (ст. 271), вручением постановления нарушителю (ст. 258) и

т. д. А вот начало срока задержания лица, побывавшего в вытрезвителе,

начинается со времени вытрезвления, т. е. с события.

В тех случаях, когда время исчисляется днями и более продолжительными

отрезками времени, началом срока считаются 24 часа того дня, в котором

совершено действие, или, иными словами, — ноль часов следующих суток. Хотя по

общему правилу начальным моментом срока признаются 24 часа суток, когда было

совершено действие; время административного ареста, задержания рассчитывается

иначе. Административный арест начинается с того часа, когда виновный был

помещен под стражу.

Если лицо имеет право или обязано совершить определенное действие (например,

подать декларацию) к определенному сроку, а его последний день совпадает с

нерабочими днями, окончание срока автоматически переносится на первый рабочий

день.

В-третьих, установлены правила определения окончания сроков, различаются их

прекращение и пропуск (истечение). Известно, что сроки определяют время, в

которое должны быть совершены действия, а значит, их течение прекращается,

если действия произведены своевременно. И, наоборот, если действия в течение

названного времени совершены не были, значит, срок истек, пропущен. В порядке

исключения законодатель разрешает его восстановить. Так, в случае

несвоевременного обжалования постановления о наложении взыскания орган,

правомочный рассматривать жалобу, вправе восстановить срок, если признает,

что он пропущен по уважительным причинам (ст. 268 КоАП).

Моментом истечения срока по общему правилу является окончание суток, на

которые падает его последний день. Если, например, водитель был лишен прав на

один год, исполнение взыскания заканчивается по окончании суток,

предшествующих тому числу месяца, которое соответствует дате принятия

постановления о привлечении к административной ответственности. Во многих

случаях фактический момент истечения срока совпадает со временем окончания

работы учреждений в его последний день.

В-четвертых, нужно учесть существующие правила приостановления (незачета) и

зачета сроков. Остановить время невозможно. Приостановление означает, что тот

или иной отрезок времени при наличии названных законодателем обстоятельств в

срок не засчитывается. Так, подача жалобы на постановление о привлечении к

административной ответственности, принесение прокурором протеста,

предоставление отсрочки исполнения приостанавливают течение срока давности

исполнения постановлений до рассмотрения жалобы, протеста, окончания отсрочки

(ст. 282). В срок отбывания такого взыскания, как исправительные работы,

засчитывается время, в течение которого нарушитель не работал по уважительным

причинам и ему в соответствии с законом выплачивалась заработная плата (ст.

300). Время административного задержания засчитывается в срок

административного ареста, а время пребывания в вытрезвителе — нет. В общем

плане зачет означает, что законодатель обязывает или разрешает добавлять

какое-то время к отрезку времени, в течение которого фактически

осуществлялось деяние.

Среди большого разнообразия сроков следует различать общие и специальные.

Так, в ч. 1 ст. 257 КоАП установлен общий срок рассмотрения дел — 15 дней со

дня их получения. А в ч. 2 той же статьи названы специальные и более краткие

временные рамки рассмотрения ряда категорий дел. Точно так же существуют

общие и специальные сроки задержания, давности наложения взыскания.

Наибольшее значение имеет деление сроков по их юридическому значению на

процессуальные, давностные и принудительного воздействия. С помощью первых

закрепляются отрезки времени, в рамках которых уполномоченные должностные

лица и органы обязаны осуществить определенное процессуальное действие

(рассмотреть жалобу, довести постановление до сведения, направить

постановление для исполнения и т. д.). Процессуальными являются и сроки,

определяющие время, в течение которого лицо вправе обжаловать постановление,

обязано уплатить штраф. Они как опоздание на работу: их нарушение влечет для

виновного неблагоприятные последствия (на должностное лицо, допустившее

волокиту, может быть наложено дисциплинарное взыскание, в случае неуплаты

гражданином штрафа соответствующая сумма удерживается в принудительном

порядке и т. д.). Но такие нарушения производство по делу не прекращают.

Иное дело давностные сроки. Если они истекли, — «поезд ушел»: производство по

делу должно быть прекращено, а принятые акты утрачивают юридическое значение,

становятся недействительными. Законодательству об административной

ответственности известны три срока давности: привлечения к ответственности;

исполнения постановления; погашения наложенного взыскания (ст. 38, 39, 282

КоАП; ст. 247, 378 ТК).

Сроки принудительного воздействия определяют время осуществления отдельных

мер административного принуждения. Они закрепляются непосредственно законом

(задержание) или специальным постановлением, правоприменительным актом,

принятым на основе закона (лишение специального права, исправительные работы,

административный арест). Если время принудительного воздействия истекло,

должностное лицо обязано прекратить его. Задержанные и арестованные должны

быть освобождены из-под стражи, водителям должны быть возвращены права на

управление транспортными средствами.

55. Система стадий и этапов производства по делам об административных

нарушениях

Деятельность участников административного процесса развивается во времени как

последовательный ряд связанных между собой процессуальных действий по

реализации прав и взаимных обязанностей. Процесс проходит несколько сменяющих

друг друга фаз развития или стадий.

Под стадией следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть

производства, которая, наряду с его общими задачами, имеет свойственные

только ей задачи, документы и другие особенности. Так, стадии отличаются друг

от друга и кругом участников производства. На каждой стадии совершаются

определенные действия, которые являются частными по отношению к общей цели

производства. Решение задач каждой стадии оформляется специальным

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.